«Разве нет у Израиля сыновей
или наследника нет у него?
Так почему же идол аммонитян Милхом
захватил владения Гада
и народ его в городах Гада поселился?
Придет время, —
говорит ГОСПОДЬ, —
когда Я повелю клич боевой издать,
призывающий на войну против Раввы,
против города сыновей Аммона;
и превратится он в груду развалин,
и дочери его2 в огне сгорят,
и возвратит Израиль земли свои,3 —
говорит ГОСПОДЬ. —
Рыдай, Хешбон, ибо опустошен Ай,
стенайте, дочери Раввы,
препояшьтесь вретищем, рыдайте,
в смятении будете метаться, словно овцы в загоне,4
потому что уведут Милхома в плен,
и жрецов его, и всю знать.
Что ты хвалишься своими долинами?
Иссякнет сила твоя,
дочь-отступница.
Ты полагалась на сокровища свои, говорила:
„Кто выступит против меня?“
Но Я подвергну тебя ужасному бедствию, —
говорит Владыка, ГОСПОДЬ Воинств, —
придет оно к тебе через тех, кто окружает тебя, —
все вы изгнаны будете,
повсюду рассеяны,
и не найдется того,
кто собрал бы воедино странников.
Но после этого верну Я аммонитянам
всё утраченное ими», —
это слово ГОСПОДНЕ.
«Разве нет более мудрости на Темане,5
или здравые советы перевелись у разумных,
или же мудрость покинула их?6
Поверните назад и бегите,
укройтесь в ущельях,
жители Дедана!
Я подвергну его бедствиям Исава,
пришло время, и Я взыщу с него.
Когда бы твой виноградник обирали,
разве не оставили бы хоть немного ягод?
И если бы воры ночные пришли,
они украли бы столько, сколько им нужно.
Я же донага раздел Исава,
обнаружил тайники его,
он нигде не может укрыться;
истреблены и потомки, и братья его,
и соседей у него не осталось.
Но оставь сирот своих,
Я сохраню им жизнь,
и вдовы твои на Меня пусть уповают».
Слышал я весть от ГОСПОДА,
и вестник был послан к народам:
«Собирайтесь и наступайте на Эдом,
поднимайтесь на бой!
Знай, Я сделаю тебя наименьшим средь народов,
презираемым средь людей.
Ты думал, что внушаешь ужас,
но обольстило тебя гордое сердце твое,
живущий в расселинах скал
обладатель горных высот.
Свей ты гнездо свое
так высоко, как орел,
низвергну тебя и оттуда, —
это ГОСПОДА слово. —
«Трепет охватил Хамат и Арпад,10
ибо дошли до них слухи о бедствии,
мечутся они в страхе,11
подобно волнующемуся морю,
что стихнуть никак не может.
Сник Дамаск, задрожал,
приготовился к бегству.
Мука и боль объяла его, как роженицу.
Как оказался заброшен город,
столь восхваляемый раньше,
поселенье отрады Моей?
Падут его юноши на площадях,
и все воины его погибнут в тот день, —
говорит ГОСПОДЬ Воинств. —
Я предам огню стены Дамаска,
и пожрет он чертоги Бен-Хадада».12
«Восстаньте, наступайте на Кедар,
разорите сынов Востока!
Отнимите у них шатры и стада,
покрывала их и всю утварь,
заберите их верблюдов.
Пусть кричат им:
„Ужас кругом!“
Бегите, скитайтесь вдали,
укройтесь в отдаленных ущельях,
жители Хацора, —
это ГОСПОДА слово, —
ибо Навуходоносор, царь вавилонский,
имеет замысел против вас
и намерение свое решил осуществить.
Поднимайтесь, выступайте
против народа благополучного,
живущего беспечно, —
говорит ГОСПОДЬ. —
Нет у них ни дверей, ни запоров,
живут они от всех в стороне.
Но похищены будут верблюды их,
несметные стада их
добычей станут,
на все четыре стороны14 развею Я
народ с выстриженными висками
и со всех сторон обрушу на них бедствия, —
говорит ГОСПОДЬ. —
И станет Хацор прибежищем для шакалов,
вечным запустением,
так что не поселится там человек
и никто не будет искать там пристанища».
49:1−6 Эти стихи предсказывают участь аммонитян (см. Иез 25:1−7; Ам 1:13−15). Обитавшие на востоке от Иордана аммонитяне исконно враждовали с Израилем (Суд 11:4−33; 1Цар 11:1−11; 2Цар, гл. 10; 3Цар 4:13−19). Вместе с моавитянами они противостояли Вавилону (27:3), однако подобно им оказали Навуходоносору военную поддержку против Иудеи (4Цар 24:2). Судя по враждебному отношению аммонитян к Годолии (40:13 — 41:3), они в конце концов восстали против владычеств Вавилона, что, по-видимому, повлекло за собой его ответное нападение, навсегда положившее конец существованию аммонитян как самостоятельного народа.
49:2 в Равве. Ученые отождествляют этот город с современным Амманом.
49:3 Есевон. Расположенный на границе, этот город, возможно, принадлежал в свое время аммонитянам (Суд 11:26).
Гай. Речь идет не о том Гае, который принадлежал израильтянам, а о каком-то ином, неизвестном нам городе.
49:7−22 Эти пророчества относятся к жителям Едома (см. также Ис 21:11−12; Иез 25:12−14; Ам 1:11−12; Авд, гл. 1−16). Кроме того, см. Иер 27:3 и ком. к 49:1−3. Идумеяне, исконно враждовавшие с израильтянами (см., напр., 2Цар 8:13−14), заключили союз с вавилонянами против Иудеи.
49:7 в Фемане. Крупный город идумеян на южном побережье Мертвого моря.
49:8 Исава. Исаву, брату Иакова, было дано прозвание Едом (Быт 25:29−30). См. также Авд, гл. 10.
49:13 Мною клянусь. См. ком. к Быт 22:16.
Восор. Этот город, являвшийся во времена Иеремии столицей страны Едомской, не следует смешивать с другим Восором, который принадлежал моавитянам (48:24).
49:22 как орел. Возможно, речь идет о Навуходоносоре (как в 48:40), хотя в большей степени покорителями идумеян следует считать измаильтян, потомков Наваиофа.
49:23 О Дамаске... Емаф и Арпад. Крупнейшие арамейские города-государства.
49:28−33 Пророчества об аравийских царствах. Племена кочевников-аравитян нередко угрожали оседлым народам (Суд 6:1−6). Данное пророчество, возможно, относится к выступлениям аравитян против Навуходоносора в 599−598 гг. до Р.Х.
49:28 О Кидаре. Это арабское племя было хорошо известно в ветхозаветные времена (см. Быт 25:13; Ис 21:16−17; Ис 42:11).
о царствах Асорских. Эти царства также находились в Аравийской пустыне. В их число, возможно, входили Дедан, Фема и Вуз (25:23−24).
сыновей востока. Аравийские племена (см. Суд 6:3; Суд 7:12; Иов 1:3).
49:31 народа мирного, живущего беспечно... ни дверей, ни запоров нет у него. Поселения кочевых народов не имели городских стен, при своем образе жизни они не нуждались в укрепленных городах. Таким образом, кочевники с их поселениями не могли противостоять хорошо вооруженным завоевателям.
49:34−39 Это пророчество говорит об участи Елама, расположенного к востоку от Вавилона и некогда исключительно сильного государства. Елам оказался под владычеством ассирийцев и обрел самостоятельность уже в вавилонский период. По-видимому, пророчество относится ко времени войны вавилонян против Елама в 596−594 гг. до Р.Х.