О, как обесценилось золото,
даже лучшее золото у людей в пренебрежении!1
Драгоценные камни Святилища
раскиданы на всех перекрестках.
О сыны Сиона драгоценные,
были они — что чистое золото.
Увы! Теперь их ценят, как глиняные горшки,
изделия гончара!
Даже шакалы2 к сосцам
детенышей подпускают,
кормят их молоком,
а дочь народа моего жестокостью своей
страусам в пустыне3 уподобилась.
У грудных младенцев от жажды
язык к гортани прилип.
Просят хлеба дети,
но никто не делится с ними.
Те, кто ел изысканные яства,
теперь от голода умирают4 на улицах,
а те, кто в роскошные5 одежды одевался,
копаются в отбросах.
Право, народ мой наказан суровее Содома:6
в одно мгновение был разрушен он,
и не от рук воинов пал.
Избранные7 Иерусалима были чище снега,
молока белее,
телом они были изящнее коралла,
и лик их блистал, как лазурь.8
А теперь они чернее угля,
не узнают их на улицах,
кожа да кости,
иссохли, как кора деревьев.
Погибшие от меча счастливее тех,
кто из-за неурожая и недостатка хлеба
умирает в муках от голода.
Сердобольные некогда женщины
сами детей своих варили,
дабы выжить в дни гибели
дочери народа моего.
ГОСПОДЬ исполнился гнева,
излил Свою ярость на Иерусалим,
обрушил на него огонь,
до основанья его уничтожил.
Не верили цари земные
и все живущие на земле,
что враг и неприятель
может войти в ворота Иерусалима.
За грехи лжепророков
постигло это Иерусалим,
за беззакония священников,
которые проливали кровь праведников.
Бродят они теперь по улицам,
словно слепые, оскверненные кровью.
И не смеет никто и прикоснуться
к их одеяньям.
«Прочь, нечистые! — кричат им вслед. —
Прочь, прочь, не прикасайтесь к нам! »
Бегут они из города, скитаются повсюду,
и даже в чужой земле9 им говорят:
« Уходите, у нас нет для вас места!
Сам ГОСПОДЬ рассеял их;
Он уже более не посмотрит на них
благосклонно ».
Не почитают в народе священников,
старцев тоже не щадят.
А мы проглядели все глаза,
напрасно ожидая помощи от египтян,
со сторожевой башни
мы высматривали народ,
который не мог нас спасти.
Враги подстерегали нас на каждом шагу,
так что мы не могли и выйти из жилищ своих.10
Приблизилась гибель наша. Дни сочтены!
Пришел нам конец!
Враги наши быстрее орлов в небесах,
преследовали они нас повсюду:
гнались по горам,
поджидали в засадах в пустыне.
Брошен во вражеский ров наш царь,
помазанник ГОСПОДЕНЬ,
дыхание жизни нашей.
А мы мечтали:
«Под сенью его будем жить покойно
среди окружающих нас народов».
Ликуй и веселись, дочь Эдома,
живущая в земле Уц!
Но знай, и тебя не минует эта чаша:
напьешься допьяна и донага обнажишься.
А твоему наказанию, Сиона дочь,
настанет конец!
Не подвергнет более Владыка Господь
тебя изгнанию.
Но за твое, беззаконие, дочь Эдома,
Он взыщет с тебя
и все грехи твои обнажит.
4:1−22 В этой главе оплакивается наказание Сиона, но одновременно высказывается уверенность в том, что из бездны отчаяния и горя будет явлено милосердие Божие.
4:1 золото ... камни святилища. Богатые золотые украшения храма Соломона были уничтожены Навуходоносором (4Цар 25:9).
4:2 Сыны Сиона драгоценные... чистейшему золоту. В качестве Божиего «удела» люди представляют особенную ценность — большую, нежели украшения храма; теперь же они уподоблены праху.
4:3 чудовища. Ср. Ис 1:2−3.
подобно страусам. Страусы традиционно олицетворяют бесчувственность и безответственность родителей по отношению к детям (ср. Иов 39:16).
4:5 Евшие сладкое. Богатые и знатные люди не застрахованы от нищеты и опасностей (Иер 6:2; Ам 4:1−3; Ам 6:1).
4:6 Наказание. Или: «прегрешение». Безмерные страдания Иудеи неоднократно ассоциируются с ее греховностью.
Содома. Олицетворение суда небесного (Втор 29:23; Ис 1:10; Иер 23:14; Иез 16:46; Ос 11:8; Ам 4:11; Лк 17:28−30).
4:8 а теперь. В наступившее лихолетье все социальные различия потеряли свое значение, «не узнают их на улицах».
4:9 Умерщвляемые мечом счастливее. Бедствия народа беспредельны и невыносимы. Смерти от голода предшествуют продолжительные страдания. Гнев Божий суров и беспощаден (ср. Втор 28:54−57).
4:10 женщин... детей. См. ст. 3.
4:11 гнев. Гнев Божий — следствие греховности Иудеи.
4:12 цари земли. Вероятно, имеется в виду уверенность в неприступности Сиона, укрепившаяся после неудачной попытки ассирийцев взять город в 701 г. до Р.Х.
4:13 лжепророков... священников. См. ком. к 2:20, а также Иер 5:30−31; Мих 3:9−12.
4:14 бродили как слепые по улицам. Ср. Втор 28:28−29.
осквернялись кровью. Бог в гневе Своем сделал сионских священников и пророков ритуально нечистыми. В Ис 59:3 речь идет о крови, пролитой виновными. Здесь же, кровь, оскверняющая нечестивых, — их собственная.
4:15 нечистый. Ср. Лев 13:45.
они уходили. Проклятие, упоминаемое во Втор 28:65−66, исполнилось.
4:17 ожидали народ. Израиль и Иудея пытались найти помощь у политических союзников, а не у Господа (ср. Ис, гл. 7; 30:1−5; Иер, гл. 24).
4:19 быстрее орлов. Ср. Иер 4:13.
4:20 помазанник Господень. Здесь высказывается надежда на царя от ветвь Давидовой, ставшая наиболее актуальной после реформ Иосии (4Цар 22:23). Реформы, хотя и носили религиозный характер, политически укрепляли независимость Иудеи и, казалось, подтверждали древнее обетование, данное Давиду (2Цар, гл. 7). Последний царь Иудеи, плененный Навуходоносором, был Седекия (4Цар 25:7). Тем не менее Иеремия предсказывал, что окончательное спасение придет через Давидову «Отрасль праведную» (Иер 23:5−8).
4:21 дочь Едома. Едом — один из исторических врагов Израиля. Истоки вражды в древнем кровном родстве (Едом — он же Исав, брат Иакова, Исх 25:30). Но в свое время падет и Едом (ср. Иер 49:7−22).
4:22 наказание за беззаконие твое кончилось. Иначе: «беззаконие твое кончилось». Благодаря Божиему милосердию и состраданию беззаконие Его народа прекратится, и он, в отличие от Едома, будет спасен (см. Ис 40:2 и Иер 49:7−22).