„Мать твоя была львицей.2
Жила она среди львов!
Среди львов молодых
детенышей своих растила.
Взрастила она одного из них,
стал он львом молодым,
растерзывать добычу научился,
пожирать людей.
Прослышали о нем народы,
устроили ему западню и поймали,
крюками, что в нос продевают,
уволокли его в Египет.
Увидела львица —
нечего ждать, никакой надежды,
взяла другого из своих львят
и взрастила его,
сделав львом молодым.
Красовался3 он среди львов,
став львом молодым,
растерзывать добычу научился,
пожирать людей.
Разорял он их твердыни,4
города опустошал.
Замирала земля и ее обитатели
от его грозного рыка.
Тогда поднялись против него
народы окрестных стран,
накинули на него сеть,
поймали в западню.
Крюками затащили его в клетку,
привели к царю вавилонскому,
в крепость посадили,
чтоб не слышен был его грозный рык
в горах израильских.
Мать твоя была подобна
лозе виноградной в винограднике,5
посаженной у потока.
Плодовита она была,
ветвиста от обилия воды.
Из самой крепкой ветви ее
сделали посох правителю,6
высоко она поднималась,
раскинув свою густую листву.
И все видели ее высоту
и множество ее ветвей.
Но в гневе вырвали ее
и бросили на землю,
восточный ветер иссушил ее плоды;
обломанные, засохли ее крепкие ветви,
и огонь поглотил их.
Пересажена она теперь в пустыню,
в землю сухую и безводную.
Вспыхнул огонь на стволе и ветвях ее,
пожрал ее плоды,
и не осталось ни одной крепкой ветви
властителю на посох“».
Таков плач — стал он погребальной песнью.
19:1−14 Здесь Иезекииль использует аллегорию, характерную для погребальных плачей, причитаний и надгробных рыданий. Ср. 26:17−18; 32:2−8.
19:2 что за львица мать твоя? Львица символизирует израильский народ или город Иерусалим, а они-то и породили этих львят, (т.е. царей). Ср. Ис 54:1; Гал 4:26−27. Лев — это образ, ассоциирующийся с династией царя Давида (Быт 49:9; Мих 5:8).
19:4 отвели его в землю Египетскую. Царь Иоахаз был на троне всего лишь три месяца, а затем (в 609 г. до Р.Х.) был уведен в Египет как пленник фараона Нехао (4Цар 23:30−35; 2Пар 36:2−4).
19:9 отвели его к царю Вавилонскому. Иоаким поднял восстание против Навуходоносора, и гнев вавилонского царя излился на голову его сына — Иехонию. Царь, пробыв на троне всего три месяца, был затем в 597 г. до Р.Х. уведен в Вавилон (4Цар 24:8−16; 2Пар 36:9−10) и находился в плену вплоть до воцарения Евил-Меродаха (562−560 гг. до Р.Х.; см. 4Цар 25:27−30).
19:12 восточный ветер иссушил плод ее. См. 17:9−10. Ветер — это орудие воли Яхве (Исх 10:13; Исх 14:21; Пс 77:26). Ветер с востока обычно приносил с собой испепеляющую жару, она-то и засушит виноградную лозу.
19:14 не осталось на ней ветвей крепких. Конец Иудейского царства ассоциируется с виноградной лозой, вырванной и брошенной на землю (ст. 12), так что не осталось ни одной живой отрасли, способной принять скипетр властителя (ст. 14).