„ Вот он меч, меч отточенный
и начищенный!
Отточен для бойни,
начищен, чтобы сверкать, как молния.
К чему же радоваться нам?
Розги тебя, сын Мой, не остановили,
вразумления не помогли!5
Меч отдан, чтобы начистить его
и доверить крепкой руке;6
вот он отточен и начищен —
вложен в руку убийцы!
Плачь и рыдай, смертный,
ибо над всем народом Моим он занесен,
над всеми правителями Израиля —
падут они под мечом
вместе с народом Моим,
вот о чем сокрушаться должно!7
Довольно, смертный, ударь ладонью об ладонь9
и изреки пророчество!
Пусть дважды и трижды обрушится меч,
несущий смерть,
уготованный для великой бойни,
он разит со всех сторон,
чтобы сердца замирали от страха
и больше было павших.10
У каждых ворот
ждет их острие Моего меча.11
Горе! Вот он, отточенный до блеска,
начищенный для заклания!
Направо обратись,
слева срази укрывающихся —
не щади тех, на кого направлено твое острие!
Настало время и Мне ударить ладонью об ладонь,
чтобы утихла Моя ярость.
Я, ГОСПОДЬ, изрекаю это“».
А тебе, нечестивый
и безбожный правитель Израиля,
тебе, чей судный день настал,
час расплаты пришел,
так говорит тебе Владыка ГОСПОДЬ:
„Сними с себя венец, сорви тюрбан!
Всё кончено:14
возвысь смиренных и униженных
и низвергни гордых.
Разрушу, разрушу,
разрушу этот город,
и не будет его,
пока не придет тот,
кому доверил Я суд свершить над ним;
ему Я отдам этот город “.15
„Меч, меч обнажен для бойни,
отточен для резни,
сверкая, подобно молнии,
острие его снимет головы злодеям,16
чей судный день настал,
час расплаты пришел,
невзирая на ложные пророчества
и пустые предсказания.
Возвратись в ножны!
Там, где ты создан был,
откуда ты родом,
там Я буду судить тебя.
Изолью на тебя Мое негодование,
огнем ярости Моей дохну на тебя,
отдам тебя в безжалостные руки
дерзких17 губителей.
Бросят тебя в пищу огню,
кровь твою земля впитает,
и всякая память о тебе исчезнет!“ —
Я, ГОСПОДЬ, изрек это».
21:1−5 В Ветхом Завете Господь Бог часто выступает в роли воителя. Во главе небесного воинства Он сражается на стороне Израиля и гарантирует его безопасность (Исх 15:3; Чис 10:9; 1Цар 17:47; 1Цар 42:13). Меч Божий был извлечен из ножен для истребления врагов Израиля (Втор 32:41; Ис 31:8; Соф 2:12), но сейчас он вложен в руки вавилонян и направлен на царство Иуды и на град Иерусалим (ср. 1Пар 21:14−16, 21). См. ком. к 7:7.
21:10−13 жезл. Деревянный жезл как оружие значительно уступает железному. Противостояние царств Иуды и Навуходоносора — это отнюдь не борьба равных.
21:18−23 Навуходоносор с войском, двигаясь с севера, подошел к развилке путей. Это, скорее всего, пересечение так называемого «царского пути», проходившего за рекой Иордан, и тракта, пролегавшего по прибрежной низменности близ Иерусалима.
21:21 царь... остановился... для гаданья. По обычаю вавилонский царь прибегает к различным магическим средствам, чтобы узнать волю богов. Однако жребии жителей Иерусалима Господь держал в своих руках (Чис 23:23; Притч 16:33).
21:23 они клялись клятвою. См. ком. к 17:18−19. Навуходоносор приступил к осаде Иерусалима в январе 588 г. до Р.Х. (21:22).
21:25 недостойный, преступный вождь Израиля. Так пророк называет Седекию, последнего царя иудейского (см. ком. к 17:1−24).
21:27 доколе не придет Тот, Кому принадлежит он. См. Быт 49:10.
21:28 сынах Аммона. Пророчество Иезекииля о третьем и последнем мече однозначно: Амману предстоит испытать на себе гнев Божий и подвергнуться яростному натиску вавилонян (Иер 25:21). В свое время (в 589 г. до Р.Х.) Амман вместе с Иерусалимом вошел в антивавилонский союз с Египтом. Тем не менее, когда Иерусалим подвергся осаде, Аммон решил воспользоваться слабостью своего прежнего союзника (Иер 27:3; Иер 40:11; ср. 4Цар 24:2).