Иезекииль 37 глава

Книга пророка Иезекииля
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Коснулась меня рука ГОСПОДНЯ. Духом Своим ГОСПОДЬ перенес меня и поставил посреди долины, и была она полна костей.
2 Он повел меня вокруг них, и я увидел, что было их весьма много в этой долине и были они совсем сухие.
3 Господь спросил меня:1 «Смертный, могут ли ожить эти кости?» Я ответил: «Тебе, Владыка ГОСПОДИ, ведомо это!»
4 Тогда Он сказал мне: «Изреки пророчество над этими костями, скажи им: „Иссохшие кости! Слушайте слово ГОСПОДНЕ!
5 Вот что говорит Владыка ГОСПОДЬ костям этим: „Вот Я вселю в вас дух,2 и вы оживете!
6 Я явлю на вас жилы,3 наращу плоть, покрою кожей, дух дам вам, и вы оживете — и узнаете, что Я — ГОСПОДЬ!“»
7 Я изрек пророчество, как велено было мне, но не успел я умолкнуть,4 как раздался шум, послышался грохот, и кости стали сближаться, одна кость с другою.
8 И я видел, как на них стали появляться жилы, наросла плоть и кожа покрыла их. Но не было в них еще духа жизни.
9 Тогда Господь5 сказал мне: «Пророчествуй духу, пророчествуй, смертный, и возвести духу, что говорит Владыка ГОСПОДЬ: „Приди, о дух жизни, от четырех ветров, дохни на этих убитых, да оживут они!“»
10 Я изрек пророчество, как велено было мне, и вошел в них дух, они ожили и встали на ноги, великое, несметное воинство!
11 Господь сказал мне: «Смертный, эти кости — весь род6 Израилев. Говорят они: „Иссохли наши кости, погибла надежда наша, вырваны мы с корнем!“7
12 Потому изреки пророчество и возвести им, что говорит Владыка ГОСПОДЬ: „Я открою ваши гробницы и выведу вас из них, о народ Мой, и возвращу вас в землю израильскую.
13 И узнаете, что Я — ГОСПОДЬ, когда Я открою ваши гробницы и выведу вас из них, о народ Мой!
14 Я дам вам Свой дух, и вы оживете, и верну вас на ваши земли, и узнаете, что Я, ГОСПОДЬ, изрек это и исполню“», — это ГОСПОДА слово.
15 Было мне слово ГОСПОДНЕ:
16 «Смертный, возьми деревянный посох8 и напиши на нем: „ Принадлежит это Иуде и сынам Израиля, которые с ним“,9 а потом возьми другой такой же посох и напиши на нем: „ Принадлежит это Иосифу ( это жезл Ефрема) и роду Израиля, который с ним“,
17 и сложи их вместе, один к другому, чтобы в твоей руке они стали словно бы единым посохом.
18 И когда спросят у тебя соплеменники: „Скажи нам, что это у тебя такое и что это означает? “ —
19 тогда возвести им, что говорит Владыка ГОСПОДЬ: „Я возьму посох Иосифа и колен Израиля, которые с ним, тот посох, который в руке Ефрема, и приложу его к посоху Иуды и сделаю их единым посохом, и будут они в Моей руке едины“.
20 И когда ты у всех на виду будешь держать в руке посохи, которые ты надписал,
21 возвести им, что говорит Владыка ГОСПОДЬ: „Я возьму потомков10 Израилевых из всех народов, к которым они переселились, соберу отовсюду и приведу на свои земли
22 и сделаю их единым народом на этой земле, на горах израильских. И уже не будут они двумя разными народами, один будет у них царь и никогда более не разделятся они на два царства.
23 И идолами своими не будут они более оскверняться, и мерзостями, и всякими пороками. И Я спасу их от всякого отступничества11 и очищу их, и будут они Моим народом, а Я буду их Богом.
24 Слуга Мой Давид станет царем над ними. Один будет у них пастырь. И будут они следовать Моим установлениям и Мои законы будут хранить и исполнять.
25 Будут они жить на земле, которую Я дал слуге Моему Иакову, где жили их предки — там будут они жить, и дети их, и внуки, а слуга Мой Давид вовеки будет их правителем.
26 Союз мира Я заключу с ними, и Союз этот будет вечным. Благословлю их,12 сделаю их потомство многочисленным, и Святилище Мое навеки поставлю среди них.
27 Над ними будет Мое жилище, и Я буду их Богом, а они будут Моим народом.
28 И узнают народы, что Я — ГОСПОДЬ, освящающий Израиль, когда Мое Святилище будет среди них навеки“».13

Новой Женевской Библии

37:1−14 Интерпретаторы длительно дискутировали вопрос, не выражает ли настоящее видение Иезекииля идею всеобщего воскресения в конце времен. Ср. Иов 14:14; Иов 19:25−26; Дан 12:2. Развитое учение о воскресении мертвых изложено лишь в той духовной литературе, которая возникла после сложения канона Ветхого Завета, но до написания новозаветных книг. Поэтому образность, к которой прибегает Иезекииль, призвана воссоздать горькое положение изгнанников и их надежды на возвращение в страну (37:14).

37:1 Господь вывел меня духом. Еврейское слово, употребленное в данном стихе, может переводиться как «дыхание», «дух», или «ветер». Ср. 37:1, 5−6, 8−9, 10, 14.

поставил меня среди поля. См. ком. к 3:22. Некоторые исследователи полагают, что данное видение произошло в окрестностях Иерусалима, возможно, в Кедронской долине, к востоку от города (47:1−6; Иоиль 3:12; Зах 14:4).

37:4 изреки пророчество на кости сии. Пророческое слово подобно слову Самого Бога в акте творения.

37:9 изреки пророчество духу. Ср. Быт 2:7.

37:12 вот, Я открою гробы ваши. Видение началось с непогребенных костей (ст. 2), но сейчас оно расширяется и включает в себя также и отверстые гробы-могилы.

37:14 узнаете, что Я, Господь. Восстановление Израиля будет собственным свидетельством Бога о Своем всемогуществе.

37:16 сын человеческий, возьми себе один жезл. Здесь жезл — деревянный посох. Пророк исполняет еще одно символическое действие (см. ком. к 4:1−3). Два жезла — на одном написано имя южного царства Иуды, а на втором — имя северного царства Ефрема — складываются у пророка в один жезл, так что оба царства, по-видимому, должны объединиться (ст. 15−17).

37:18−23 Пророк сам истолковывает свои действия в ст. 16:17. У Иосифа было два сына — Ефрем и Манассия; они дали начало двум коленам (еврейским племенам), которые в дальнейшем составили центр территории северного царства. Северное царство, обычно именуемое Израильским, временами называется просто «Ефрем» (2Пар 25:7, 10; Ис 7:2, 9, 17; Иер 31:20). Северное царство стало добычей ассирийцев за полтора века до падения южного царства; большинство его населения рассеялось среди других народов и подверглось ассимиляции. В данном фрагменте книги говорится о том времени, когда оба царства еще были едины в правление царей Давида и Соломона. Пророк, устремляя свой взгляд в будущее, провидит их воссоединение (33:23−24; Ос 1:11; Ам 9:11).

37:24 Давид будет Царем. Иезекииль обычно не употребляет термина «царь» по отношению к кому бы то ни было из правителей Иерусалима, используя термин «князь» (37:25). Но в данном стихе он называет будущего правителя из дома Давида царем (37:22, 24). Новый Завет отождествляет этого Пастыря-Царя с Иисусом Христом (см. ком. к 34:2−10). Он будет править обновленным народом Божиим как его князь вечно (ст. 25; Мф 22:44; Мф 26:64; Евр 1:3, 13; Евр 12:2; 1Пет 3:22).

37:25 будет князем у них вечно. Пророк здесь явно говорит об эсхатологическом объединении двух царств.

37:26 заключу с ними завет мира. См. ком. к 34:25.

завет вечный будет с ними. Одно и то же выражение употребляется по отношению к завету Бога с Ноем (Быт 9:16), к завету с Авраамом (Быт 17:7, 13, 19), к завету с Давидом (2Цар 23:5) и к Новому Завету (Ис 61:8; Иер 32:40. Ср. Чис 18:19).

37:27 буду их Богом, а они будут Моим народом. См. ком. к 34:30.

37:28 святилище Мое будет среди них во веки. Иезекииль прозревает в будущем город Божий (гл. 40−48). Через шестьсот лет апостол Иоанн также получит подобное видение (Откр, гл. 21), но увиденный им город не будет нуждаться в храмовом здании (Откр 21:22).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: и Он сказал мне.
5  [2] — Здесь и далее слово «дух» может переводиться и как «дыхание».
6  [3] — Или: сухожилия; то же в ст. 8.
7  [4] — Или (ближе к букв.): и пока я еще пророчествовал.
9  [5] — Букв.: Он; то же в ст. 11.
11  [6] — Букв.: дом; то же в ст. 16.
11  [7] — Или (ближе к букв.): мы отрезаны (от корня).
16  [8] — LXX: жезл / скипетр; масоретский текст: один (кусок) дерева. Друг. возм. пер.: прут / палку / дощечку; то же в ст. 17, 19, 20.
16  [9] — Или: Иуде и союзникам его. То же ниже в этом стихе и в ст. 19.
21  [10] — Букв.: сынов.
23  [11] — Друг. возм. пер.: и Я спасу их из всех поселений / жилищ их, в которых они грешили.
26  [12] — Букв.: дам им. Друг. возм. пер.: одарю их.
28  [13] — Более подробно о Святилище говорится в главах 40−48.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.