Даниил 10 глава

Книга пророка Даниила
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В третий год правления Кира, царя Персии, Даниилу (или, как его еще называли, Бельтешаццару) было ниспослано откровение.1 Слово то было о великой борьбе,2 и оно было истинно. Понял Даниил это откровение; его значение было раскрыто ему в видении.
2 «В то время я, Даниил, пребывал в глубокой печали уже три недели.
3 Не ел я изысканных яств, ни мяса, ни вина в рот не брал, не прикасался к благовониям, пока три недели не истекли.
4 В двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу великой реки Тигр.
5 Подняв глаза, увидел я некоего Мужа.3 На Нем были льняные одежды и пояс из чистого золота.4
6 Тело Его светилось, как топаз,5 лицо его сияло, как молния, глаза горели ярко, как светильники, а руки и ноги Его блестели, словно начищенная бронза. Когда же Он говорил, голос Его был подобен шуму большого войска.
7 Только я, Даниил, видел это видение; те люди, что были со мной, не видели его, их охватил такой страх, что они разбежались и попрятались.
8 Поэтому я один созерцал это великое видение. Силы покинули меня, от прежней бодрости ничего не осталось — в изнеможении я едва стоял на ногах;
9 но как только я попытался вслушаться в слова Его, то пал на землю и лежал в беспамятстве лицом к земле.6
10 Тут прикоснулась ко мне рука ангела и помогла приподняться; 7 смог я тогда стать на колени, опираясь руками о землю.
11 И ангел сказал мне: „Даниил, ты избран Богом! 8 И ныне я послан к тебе, поэтому встань на ноги и вникни в слова, которые я скажу тебе!“ Он проговорил это — и я поднялся, весь дрожа.
12 „Не бойся, Даниил! — продолжал он. — С того самого дня, как ты решился искать объяснения того, что было показано тебе, и начал смирять себя перед Богом своим, твои слова были услышаны. В ответ на твою молитву я и пришел к тебе.
13 Правитель персидского царства противостоял мне двадцать один день, но Михаил, первый из небесных верховных правителей, пришел мне на помощь, когда я оставлен был с царями Персии.9
14 И вот я здесь, чтобы разъяснить тебе, что будет с народом твоим в последние дни, потому что видение это — о днях грядущих “.
15 Когда он сказал мне это, я опустил глаза в землю и не мог вымолвить ни слова.
16 Но тут некто, похожий на человека, коснулся моих уст — я обрел дар речи и сказал стоявшему передо мной: „Владыка мой! Видение это вызвало во мне страдания, и силы оставили меня.
17 Как мне, твоему рабу ничтожному, говорить с тобой, владыкой моим? Ведь я совсем обессилел и едва дышу“.
18 И опять некто, похожий на человека, прикоснулся ко мне и ободрил меня.
19 „Не бойся, — сказал он, — мир тебе, Богом избранный! Мужайся! Крепись!“ При этих его словах я почувствовал прилив сил и смог сказать ему: „Говори, владыка мой, — ты даровал мне силы“.
20 На это он ответил мне: „Теперь ты знаешь, зачем я пришел к тебе, не так ли? Конечно, я должен сейчас же вернуться, чтобы бороться всё с тем же правителем Персии, а когда я уйду оттуда, правитель Греции не замедлит явиться.
21 Но прежде я поведаю тебе о том, что начертано в Книге истины. (Никто не поддерживает меня в борьбе с ними, кроме Михаила, правителя вашего.

Новой Женевской Библии

10:1 — 12:13 Пророк повествует о своем видении, в центре которого правление Антиоха IV Епифана. Однако содержание видения этим не ограничивается — в нем раскрывается также и то, что случится в конце времен.

10:1 В третий год Кира, царя Персидского. Т.е. в 537 г. до Р.Х. (см. ком. к 1:21; 5:30; 6:1; 9:1). Уведенные прежде в плен иудеи к этому времени уже возвратились в свои земли и начали восстановление храма (Езд 1:1−3; Езд 3:8), которое им в скором времени пришлось остановить (Езд 4:24).

10:2 был в сетовании. Даниил, возможно, горевал о том, в каком состоянии пребывал в то время Иерусалим (Ис 61:34; Ис 64:8−12; Ис 66:10; Неем 1:4).

10:5 муж, облеченный в льняную одежду. В ст. 5 и 6 содержится подробное описание внешности ангела, возможно, того же, что взывал к Гавриилу (8:16); возможно, также, что это и был сам Гавриил (9:21). Внешность ангела описана в выражениях, сходных с теми, которыми описано «подобие славы Господней» в Иез 1:26−28 и Откр 1:12−16.

10:7 сильный страх напал. См. Ис 6:5; Лк 5:8.

10:12 слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим. Откровение было дано Даниилу в ответ на его молитвы.

10:13 Но князь царства Персидского стоял против меня. Из контекста понятно, что этот князь — некий злой и могущественный дух (ср. Иов 1:6−12; Ис 24:21; Лк 11:14−26), посланный сатаной поддерживать господство персов над покоренными ими народами.

Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне. В Писании Михаил, как правило, предстает предводителем ангельских воинств (Суд, гл. 9; Откр 12:7). В данном эпизоде приоткрывается завеса над ходом борьбы в вышних сферах, отражающейся на делах земных (ср. Еф 6:12; Откр 12:7−9). Здесь, как и в прочих местах Писания, с очевидностью показано, что могущество падших ангелов ограничено Богом (Иов 1:12; Иов 2:6).

10:20 я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским. См. ком. к 10:13.

князь Греции. Это — падший ангел, посланный сатаной соучаствовать в делах Греческого царства (см. ком. к 10:13). Несмотря на то, что и Персия, и Греция будут господствовать над народом Божиим, Даниил должен понять из слов ангела, что их власть будет ограничена властью Господа и что промысел Его возобладает над всем.

10:21 в истинном писании. Или: «в книге истины». Эта метафора служит передаче идеи о знании Богом всего хода истории и Его полной власти над ней.

нет никого... кроме Михаила. Забота Михаила о защите Израиля (см. ком. к 10:13; ср. 12:1) созвучна заботе вестника об исполнении промысла Божиего.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: было открыто слово / весть. Третий год Кира — после завоевания им Вавилона, 539 г. до Р. Х.
1  [2] — Или: противостоянии / войне / великой брани.
5  [3] — Описание Того, Кто явился Даниилу в образе человеческом, очень сходно с тем, как Иоанн описывает явившегося ему Христа (Откр 1:13).
5  [4] — Букв.: бедра Его опоясаны золотом из Уфаза (в некот. рукописях: из Офира).
6  [5] — Возможно, хризолит или какой-то иной самоцвет золотистой окраски.
9  [6] — См. примеч. к 8:18.
10  [7] — Букв.: встряхнула меня.
11  [8] — См. примеч. к 9:23.
13  [9] — Букв.: с царями Персии; по некот. рукописям: с царством; древн. пер.: с царем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.