Даниил 4 глава

Книга пророка Даниила
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Я, Навуходоносор, жил спокойно в своем доме и благоденствовал во дворце своем,
2 но увидел я сон, и мною овладел страх; видения, прошедшие перед моим взором, и мысли, вызванные ими, лишили меня покоя на ложе моем.
3 Приказал я привести ко мне всех мудрецов вавилонских, чтобы они истолковали мой сон.
4 Когда маги, заклинатели, звездочеты1 и предсказатели предстали передо мной, рассказал я им сон, но никто не смог истолковать его,
5 пока не появился передо мной Даниил, которого по имени моего бога называют Бельтешаццаром, — и был в нем Дух Святого Бога.2 Поведал я ему свой сон.
6 „Бельтешаццар, глава магов, — сказал я, — известно мне, что в тебе Дух Святого Бога и потому нет для тебя непостижимых тайн; выслушай, что я видел во сне, и скажи мне, что это значит.3
7 Вот какое видение мне явилось, когда я спал на своем ложе:

вижу — посреди земли превысокое дерево;

8

выросло то дерево и окрепло,
его вершина достигла неба,
видно его было со всех концов земли.

9

Пышной была его крона,
плодов на нем было много, и все питались ими.
Укрывались в тени его дикие звери,
гнездились в ветвях небесные птицы,
и все живое питалось от того дерева.

10 И видел я во сне: сошел с неба перед моим взором Страж4 Святой
11 и громко возвестил:

„Срубите это дерево, отсеките все его ветви!
Листву его оборвите, плоды разбросайте!
Пусть звери из-под него разбегутся
и птицы с ветвей разлетятся!

12

Но пень и корни его в земле оставьте
среди травы на лугу
в железо и медь закованными!
Мокнуть ему от росы небесной
и жить ему с животными, питаясь травой.

13

Лишится он разума5 человечьего
и получит взамен разум звериный,
и так пройдет семь лет.6

14

Этот приговор вынесли Стражи небесные,
решение объявили Святые,
чтобы все живущие знали:
власть над царством человеческим в руках Всевышнего:
кому Он пожелает, тому и дает его,
и ничтожнейшего из смертных вознести может!“

15 Вот какой сон видел я, царь Навуходоносор, а теперь ты, Бельтешаццар, истолкуй его. И хотя ни один мудрец моего царства не смог объяснить мне его значения, ты сможешь, потому что в тебе — Дух Святого Бога“».
16 Даниил, называемый Бельтешаццаром, услышав это, был глубоко встревожен своими мыслями и долго не мог прийти в себя. Но царь, прервав молчание, сказал ему: «Бельтешаццар, да не страшит тебя ни этот сон, ни его толкование!» Тогда Бельтешаццар ответил ему так: «Государь мой, этот бы сон да твоим ненавистникам, а его толкование — твоим врагам.
17 Дерево, которое ты видел, огромное и крепкое, высотою до неба и видимое со всех концов земли,
18 с пышной кроной и обилием плодов в пищу для всех, дерево, под сенью которого укрывались дикие звери, а в ветвях гнездились небесные птицы, —
19 это ты, о царь! Ты стал могучим и сильным; величие твое достигло небес, а владычество простерлось до краев земли.
20 Видел ты, царь, Стража Святого, сходящего с небес, Который сказал: „Срубите это дерево и уничтожьте его, но пень и корни его оставьте в земле среди травы луговой в железо и медь закованными! Мокнуть ему от росы небесной и с животными жить, питаясь травой, пока не минует семь лет!“
21 И вот, о царь, истолкование: так решил Всевышний участь царя, моего властелина.
22 Быть тебе отлученным от общества людского, жить среди диких животных, питаться травой, как скоту, и мокнуть от росы небесной. Пройдут так семь лет, пока ты не познаешь, что власть над царством человеческим в руках Всевышнего: кому Он пожелает, тому и дает его.
23 А поскольку было сказано оставить и пень, и корни дерева, то это значит, что твое царство за тобой останется и будет возвращено тебе, как только ты признаешь, что всё во власти Неба.
24 Поэтому, о царь, да будет угоден тебе мой совет: сбрось с себя путы греха, творя дела справедливые, положи конец беззакониям, являя милосердие бедным, — тогда, может быть, продлится твое благополучие».
25 Всё так и случилось с царем Навуходоносором.
26 Прошло двенадцать месяцев. Однажды, прогуливаясь по террасе, что на крыше царского дворца в Вавилоне,
27 царь воскликнул: «Вот он, великий Вавилон, силой власти моей воздвигнутый град престольный! Не он ли слава моя и гордость моя?»
28 Не успел он договорить этих слов, как с неба раздался голос: «Вот тебе приговор, царь Навуходоносор: царства своего ты лишаешься!
29 Быть тебе отлученным от общества людского, жить среди диких животных; питаться травой, как скоту, и мокнуть от росы небесной. Пройдут так семь лет, и ты познаешь, что власть над царством человеческим в руках Всевышнего: кому Он пожелает, тому и дает его».
30 И тотчас же приговор над Навуходоносором свершился: отлучен он был от общества людского. Пришлось ему, как скоту, питаться травой, мокнуть от росы небесной; волосы его отросли и стали походить на перья орла, а ногти — на когти птицы.
31 «Прошло семь лет; возвел я, Навуходоносор, глаза к небу, и ко мне вернулся разум.

И благословил я Всевышнего,
прославил и восхвалил Вечно живущего;
Его владычество — владычество вечное,
и царство Его — из рода в род.

32

Все живущие на земле — ничто.
По воле Своей распоряжается Он
и воинством небесным, и жителями земли.
Никому не отвести от себя Его руку;
никто не посмеет спросить у Него:
„Что Ты делаешь?“

33 Когда разум ко мне вернулся, я вновь обрел царскую славу, прежнее достоинство и величие. Мои советники и сановники меня признали, я был вновь утвержден на своем престоле, и могущество мое еще более возросло.
34 И ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и возвеличиваю Царя Небесного:

всё, что Он делает,
справедливо и верно,
и гордых Он силен смирить».

Новой Женевской Библии

4:5 Валтасар. См. ком. к 1:7.

дух святаго Бога. Присутствием Духа Божия объясняются выдающиеся способности Даниила — его проникновение в Божии тайны.

4:7−9 дерево. См. уподобление Ассирии дереву в Иез 31. Сходные образы встречаются также в Пс 1:3; Пс 36:35; Пс 51:8; Пс 91:12; Иер 11:16−17; Иер 17:8.

высота его достигала до неба. Слово «небо» (арам.: «шемайя») переводится также как «небеса», являясь ключевым словом данной главы. Во сне царство представляется Навуходоносору деревом, вознесшимся от земли до небес, а птицы, укрывающиеся в его ветвях, как бы связывают эти две сферы. Но жизнь и благополучие владыки этого царства, чья гордыня уже ждет наказания, зависят лишь от воли Божией.

4:10 Бодрствующий и Святый. Хотя и в языческих религиях боги вмешиваются в земные дела, сон Навуходоносора соответствует истине, ибо он видит ангела, исполняющего волю Всевышнего (Лк 2:8−14; Гал 3:19).

4:13 дастся ему сердце звериное. Душевная болезнь, при которой человек воображает себя волком или иным животным, называется ликантропией (от греческого «лише» — волк и «антропос» — человек).

пройдут над ним семь времен. Речь идет о неких семи периодах, продолжительность которых не вполне ясна (ср. ст. 23, 25). Большинство толкователей полагают, что «время» равняется одному году. По крайней мере, исходя из ст. 30, можно утверждать, что этот период дольше, чем день, неделя или месяц.

4:19 это ты, царь. Приступая к истолкованию сна, пророк сразу соотносит его с судьбой Навуходоносора, что напоминает эпизод с Нафаном и Давидом (2Цар 12:7).

4:22 тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями. В отличие от ст. 23, Даниил говорит здесь о болезни Навуходоносора более определенно.

доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим. Бог подвергает Навуходоносора унижению, желая, чтобы тот признал Его всевышнюю власть. См. 3:15 и ком.

4:23 царство твое останется при тебе. Несмотря на тяжкую и долгую болезнь, Навуходоносор сохранит свое царство, если признает власть Божию.

власть небесную. Это первое в Писании употребление слова «небеса» в смысле — Бог (4:34; ср. Мф 5:3; Лк 6:20).

4:30 О болезни Навуходоносора см. ком. к ст. 13 и 22.

ел траву, как вол. Поразившую Навуходоносора форму ликантропии иногда называют боантропией (от греческого слова, означающего «вол»).

4:31 См. статью «Бог царствует: полновластное владычество Божие».

4:31−32, 34 Хотя Навуходоносор исповедует всемогущество Божие вполне определенно, он все-же не говорит, что верит в Бога Израиля как Бога единого, живого и истинного.

4:34 Царя Небесного. В данном эпитете воплощена центральная тема главы — утверждение власти Божией как власти Небесной. См. статью «Бог царствует: полновластное владычество Божие».

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: халдеи.
5  [2] — Или: богов; то же в ст. 6, 15.
6  [3] — Так по переводу Феодотиона; масоретский текст: расскажи мне видения сна моего, которые я видел, и его толкование.
10  [4] — Или: ангел; или: Бодрствующий; то же в ст. 14, 20.
13  [5] — Букв.: сердца, то же ниже в этом стихе.
13  [6] — Или (ближе к букв.): времен; то же в ст. 20, 22, 29.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.