Даниил 6 глава

Книга пророка Даниила
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Дарий соизволил назначить по всему царству сто двадцать сатрапов, которые должны были вести дела царские,
2 а над ними поставил трех верховных правителей, одним из которых был Даниил. Сатрапы обязаны были держать отчет перед этими тремя правителями, чтобы царю не было ущерба.
3 От других назначенных царем правителей и сатрапов Даниил отличался необычайной силой духа, и царь намеревался уже поставить его над всем царством.
4 Но другие правители и сатрапы стали следить за тем, как он вел царские дела, и искать повода для обвинения Даниила в каком-либо беззаконии. Но они не могли найти за ним никакой вины, никакого порока: он был верен царю во всем и не допускал небрежности, да и порочности в нем не было.
5 Тогда эти люди решили: «Не сыскать нам за Даниилом никакой вины, разве что только в самой вере его».1
6 Замышляя зло, правители царства и сатрапы пришли к царю и сказали ему: «Здравствовать тебе, о царь Дарий, вовек!
7 Все правители, наместники, сатрапы, советники и прочие служащие в твоем царстве считают, что необходим царский указ, запрещающий всякому в течение тридцати дней обращаться с мольбой к какому-либо богу или человеку, кроме тебя, о царь. Кто нарушит этот запрет, будет брошен в яму на растерзание львам.
8 Наложи, о царь, этот запрет и скрепи своей печатью указ: он должен быть непреложным, как того требует закон мидийцев и персов, не допускающий отмены».
9 Царь Дарий издал такой указ и скрепил своей печатью грамоту с запретом.
10 Даниил, зная, что этот указ был издан, продолжал уходить со службы в свою горницу, открытые окна которой были обращены в сторону Иерусалима. Там он по-прежнему три раза в день преклонял колени, молился и благодарил своего Бога.
11 Враги Даниила, сговорившись, внезапно явились к нему — и застали его молящимся своему Богу и просящим Его о помощи.
12 Тут же отправились они к Дарию и напомнили ему о запрете: «Царь, не ты ли издал указ, по которому всякий, кто осмелится в течение тридцати дней обратиться с мольбой к какому-либо богу или человеку кроме тебя, должен быть брошен в яму, львам на съедение? » «Решение это неколебимо — таков закон мидийцев и персов, не допускающий отмены», — ответил им царь.
13 Тогда они объявили царю: «Даниил, один из переселенных пленников иудейских, не чтит ни тебя, ни тобою подписанного указа и по-прежнему трижды в день молится своему Богу ».
14 Когда царь услышал об этом, он сильно огорчился, но решил избавить Даниила от гибели и до самого захода солнца старался его спасти.
15 Но злоумышленники, собравшись вместе, пришли к царю и сказали ему: «Помни,2 царь, что по закону мидийцев и персов ни один запрет и указ царя не может быть отменен».
16 Тогда, уступив им, царь велел привести Даниила и бросить его в яму со львами, а Даниилу сказал: «Да спасет тебя твой Бог, Которому ты преданно служишь!»
17 Принесли камень, закрыли им устье ямы, и царь запечатал его своей печатью3 и печатями сановников, чтобы приказ о Данииле не был нарушен.
18 После этого царь удалился во дворец и провел бессонную ночь, отказавшись от еды и каких бы то ни было развлечений.
19 Утром, едва занялась заря, царь поднялся и поспешил к подземелью.
20 Подойдя к тому месту, где Даниил был брошен в яму, царь тревожным голосом позвал его: «Даниил, раб Бога Живого, смог ли твой Бог, Которому ты преданно служишь, спасти тебя от львов?»
21 «Царь, здравствовать тебе вовек! — отозвался Даниил. —
22 Бог мой послал ангела Своего, и тот закрыл пасти львам — они не тронули меня, ведь я чист перед Ним, да и тебе, царь, я ничего худого не сделал».
23 Царь очень обрадовался и приказал извлечь Даниила из ямы. Подняли Даниила из подземелья и увидели, что он цел и невредим, потому что он остался верным Богу своему.
24 Тогда по приказу царя привели людей, злобно обвинивших Даниила,4 и бросили их самих львам на съедение, а с ними детей их и жен. Не успевали они долететь до дна ямы, как львы разрывали их на части.
25 Тогда написал царь Дарий: «Всем народам, племенам и языкам по всей земле. Мира вам и благоденствия!
26 Вот мой указ: „Во всем царстве, мне подвластном, всяк да трепещет и благоговеет перед Богом Даниила!

Ибо Он — Бог Живой и Бог Вечный,
царство Его нерушимо
и власти Его нет конца.

27

Он спасает и освобождает,
творит знамения и чудеса
на небесах и на земле:
Он спас Даниила от львов“».

28 И был Даниил в большом почете5 в царствование Дария и в царствование Кира Персидского.

Новой Женевской Библии

6:1 Угодно было Дарию. См. ком. к 5:31. Из того, что Дарий не упоминается ни в одном из существующих источников, кроме Писания, а значит, после Валтасара и Набонида вавилонское царство перешло непосредственно к Киру (см. ком. к 5:1), не следует, что Даниил ошибается. Есть основания полагать, что имя «Дарий Мидянин» можно понимать трояко: как династическое имя Кира, основателя Персидского царства, как титул Кира и как прозвище Гобрия, вавилонского военачальника, перешедшего от Навуходоносора к Киру и взявшего Вавилон, за что персидский царь и поставил его правителем над захваченными вавилонскими землями.

6:3 Даниил превосходил прочих. См. 1:7; 4:8; 5:12.

6:5 в законе Бога его. Недруги Даниила невольно признают не только безупречную честность пророка, но и его благочестие и верность Богу Израиля.

6:7 согласились между собою. Разумеется, Даниила в их числе не было. Придирчивость вельмож Дария объясняется тем, что они любой ценой пытаются доказать царю свою преданность.

кто... будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя. Дарий видел в этом решении скорее политический, чем религиозный смысл, рассчитывая таким образом укрепить свою власть над только что завоеванными землями.

6:8 неизменен, как закон Мидийский и Персидский. См. Есф 1:19; Есф 8:8. Постоянство персидских законов подтверждают и другие источники. Царский указ породил противоречие между верой Даниила и его государственными обязанностями.

6:10 открыты против Иерусалима. См. 1Цар 8:44, 48; Пс 5:7; Пс 137:2.

преклонял колени. Обычно иудеи молились стоя (1Пар 23:30; Неем, гл. 9), но в особых случаях в знак смирения преклоняли колени и простирались ниц (3Цар 8:54; Езд 9:5; Пс 94:6; Лк 22:41; Деян 7:60; Деян 9:40).

6:13 который из пленных сынов Иудеи. Именование Даниила по этническому признаку, возможно, выражает предубежденность царских чиновников по отношению к иудеям (3:8).

6:14 и положил в сердце своем спасти Даниила. Дарий сразу понял, что стал орудием придворной интриги. Его расположение к Даниилу в результате этой интриги нисколько не переменилось.

6:16 Бог твой... спасет тебя. Против своей воли Дарий подписал указ и, тем не менее, он надеется, что Бог Даниила придет на помощь Своему преданному рабу.

6:17 царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих. Перстни с печатками и собственно печати были широко распространены в Ассирии, Персии и Вавилоне. Чтобы получить отпечаток, перстень или круглую печать прикладывали к мягкой глине; полученный оттиск указывал на владельца печати и рассматривался как факсимиле. Сломать чужую печать значило совершить преступление.

6:22 Бог мой послал Ангела Своего. По всей вероятности, это был Ангел Господень (см. ком. к 3:49).

6:23 повелел поднять Даниила изо рва. Царский указ уже был фактически исполнен, и поэтому данное повеление не противоречило ему.

6:26−27 См. 2:47; 3:17, 18, 28, 29; 4:2, 3, 28−37; 5:18, 29. Как и в предыдущих эпизодах, Бог являет Свое превосходство над земными правителями и царствами и Свою власть, объемлющую творение и историю. Дарий своим повелением особо и глубоко исповедует Бога Израиля как Бога живого, вечносущего, подающего избавление и спасение, Чье царство несокрушимо и вечно.

6:26 повеление. Данное повеление Дария свидетельствует об обращении этого язычника к вере в Бога Даниила не более, чем слова Кира о том, что он отпускает евреев на родину по велению Божию (Езд 1:3−4; Ис 44:28; Ис 45:4).

6:28 в царствование Дария, и в царствование Кира Персидского. Или: «в царствование Дария, которое есть царствование Кира». Данное место можно понимать двояко: 1) Даниил «благоуспевал» под властью Гобрия и под властью Кира; 2) Даниил «благоуспевал» в царствование Дария и, что то же самое, в царствование Кира. В последнем случае имена Дарий Мидянин и Кир обозначают одного и того же правителя (см. ком. к ст. 1).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: разве что в законе его Бога найдем что-то против него.
15  [2] — Букв.: знай.
17  [3] — Или: перстнем.
24  [4] — Букв.: поедавших Даниила по кускам; в арамейском это иронический намек на то, что враги, пытавшиеся «съесть» Даниила, сами оказались съедены львами.
28  [5] — Букв.: преуспевал.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.