Осия 14 глава

Книга пророка Осии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Поплатится и Самария за то,

что восстала она против Бога своего —
от меча падут все жители ее,
младенцев их о камни разобьют,
а женщинам беременным
животы будут вспарывать.

2

Обратись же, Израиль! Вернись к ГОСПОДУ,
Богу своему!
Ибо ты споткнулся — нечестие твое тому виной.

3

Возвращайтесь к ГОСПОДУ с покаянием,
и пусть приношением вашим будут слова:
«Прости нам все грехи,
и да будет Тебе благоугодна жертва наша —
не тельцы закланные,
а то, о чем говорят уста наши.1

4

Больше не будем ни ждать
спасения от Ассирии,
ни садиться на коней боевых,2
впредь не будем богами звать то,
что своими руками сделали.
Ибо Ты сочувствуешь3 сироте,
которого некому защитить ».

5

«Излечу, избавлю их от отступничества,
буду щедр на любовь Мою к ним
и гневаться на них4 впредь не стану.

6

Для Израиля Я буду подобен росе,
и тогда, как лилия, он расцветет,
глубоко пустит корни, как кедр на Ливане,5

7

и раскинет ветви свои широко.
Будет Израиль, как олива, прекрасен
и, как кедр ливанский, станет благоухать.

8

И снова люди будут жить под сенью его,6
оживут они, как зерно проросшее,
разрастутся, как лоза,
и прославятся, как вино с Ливана.

9

Что общего может быть у Ефрема с идолами?
А что до Меня, Я и отзываюсь,
и глаз с него не свожу,
ибо Я — словно кипарис, зеленеющий вечно.
От Меня одного всякое преуспеяние твое».7

10

Запомните это, люди мудрые,
и кто разумен, пусть примет это к сердцу:
пути ГОСПОДНИ — прямые пути,
праведные легко идут по ним,
а непокорные на этих путях спотыкаются.

Новой Женевской Библии

14:1 падут... разбиты... рассечены. Метафоры разрушения сменяются конкретными пророчествами.

Самария. См. ком. к 7:1.

младенцы... беременные. См. 10:14 и ком.

14:2−10 Осия увещевает Израиль признать свои грехи и покаяться в них, чтобы вновь получить благословение Божие.

14:2−4 Здесь пророк обращается к народу с призывом к раскаянию, которое будет угодно Богу и принесет Его благословение (ст. 5−9).

14:2 Обратись. Этот повторяющийся на протяжении всей книги призыв к обращению к Богу (2:7; 3:5; 6:1; 7:10, 16; 12:6; Втор 30:1−10) теперь адресуется тем, кто уже совершил грехопадение (см. Введение: Особенности содержания и темы).

14:3 Возьмите... молитвенные слова. От людей требуются искренние слова покаяния и покорность, а не показные жертвоприношения (5:6; 6:6; 8:13). См. ст. 3−4.

жертву уст наших. См. Притч 12:14; 13:2; Евр 13:15.

14:4 Ассур... на коня... боги наши. Израиль должен был перестать полагаться на мощь других государств (напр., 5:13; 7:11; 12:1), свою собственную военную силу (напр., 10:13; ср. Пс 32:16, 17) и неортодоксальную и синкретическую религию (напр., 2:8, 13; 3:1; 4:12; 8:5−6; 10:5−6; 13:2).

милосердие для сирот. Ссылка на прозвучавшую ранее тему утраты и возвращения любви, которая иллюстрировалась историей женитьбы Осии (3:1) и образом его дочери Лорухамы (1:6; 2:1, 23). См. Введение: Особенности содержания и темы.

14:5 Уврачую. Обетование исцеления начало исполняться, когда Израиль возвратился из вавилонского плена. В еще большей степени оно исполняется в Иисусе Христе и Его Церкви и окончательно исполнится при Его Втором пришествии.

отпадение. Иначе: «отступничество». Свойственная Израилю неверность будет излечена Великим Врачевателем, гнев Которого уже прошел (см. Введение: Особенности содержания и темы).

возлюблю их по благоволению. В этих словах о любви проявляется подлинное чувство, которое Бог питает к Своим избранникам. Это обетование безграничной любви Божией относится к благодати, о которой говорит Новый Завет (напр., Рим 5:15; Еф 2:5, 7−8).

14:6−8 В этом разделе говорится о любви Божией. В центре — здоровый, обновленный, стойкий и процветающий Израиль, благоденствующий под защитой и покровительством Бога, Который сравнивается с животворящей росой (Втор 33:13).

14:9 скажет Ефрем. Утверждение абсолютной несовместимости Бога и идолов.

зеленеющий кипарис. Бог, словно обновленное дерево — символ жизни (ср. Быт 3:22; Откр 22:2), даст обильные плоды Ефрему (9:16 и ком.; ср. Быт 41:52).

14:10 Кто мудр. Этот эпилог побуждает каждое новое поколение читающих пророчество Осии тщательно исследовать пути Господни (Пс 1; Пс 17:22; Притч 10:24, 29−30; Притч 11:3; Притч 12:3, 5, 7), о которых говорится в его книге. Выбор между мудростью и глупостью, послушанием и бунтом, твердой и нетвердой верой, подчинением и гордыней, жизнью или смертью; выбор, перед которым вновь и вновь неоднократно оказывался Израиль, теперь также предоставляется и читателю. Мудрый и проницательный читатель изберет жизнь (Втор 30:15−20).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Друг. чтение: плод уст наших.
4  [2] — Т. е. не будем заключать никаких договоров с Египтом и перегонять оттуда боевых лошадей.
4  [3] — Или: являешь милость.
5  [4] — Букв.: отвратится Мой гнев от них; так евр. глагол шав («отвратится») продолжает игру слов, образованные от того же корня шув: «обратись», «возвращайтесь» (ст. 2, 3) и «отступничество» (ст. 5).
6  [5] — Букв.: пустит корни, как Ливан — горный хребет на западе Палестины.
8  [6] — Друг. чтение: Моей.
9  [7] — Или: твой плод.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.