Библия » Сравнение переводов

Осия 4 глава

Книга пророка Осии

Под редакцией Кулаковых

1 «Внемлите же, израильтяне, слову ГОСПОДА!
Он против вас, живущих в стране сей,
обвинение выдвигает,
ибо нет здесь ни верности,1 ни преданности,
и Бога не признают.2
2
А вероломство3 и обман, убийства,
воровство и блуд – безмерны;
кровопролитию нет конца.
3
Потому земля ваша стонет под вами,
изнывает всё живущее на ней:
звери дикие, птицы небесные,
даже рыбы морские гибнут!
4
Однако никто не вправе возводить обвинения,
не вправе осуждать другого!
Весь народ твой такой же, как и священники,
на которых он обвинения возводит.4
5
Что же до тебя, священник,
ты хоть днем, хоть ночью спотыкаешься,
и вслед за тобой падает лжепророк.
Вот и уничтожу Я Израиль, тебя породивший.5
6
Гибнет народ Мой, знания не обретя.
И коли вы, священники, знание это отвергли,
не служить вам более Мне – отвергнуты вы;
пренебрегли вы Законом Бога вашего –
и Я пренебрегу детьми вашими.
7
Ведь чем больше священников становилось,6
тем больше грешили они против Меня –
обесславили свое высокое призвание.7
8
От грехов8 народа Моего они кормятся
и беззакониям его радуются!
9
Участь одна ждет и народ, и священников:
со всех равно взыщу за пути их беззаконные,
всем воздам за дела неправедные.
10
Будут есть, да не пойдет им пища впрок,
и, сколько б ни блудили они,
не возрастет их потомство,
ибо оставили они ГОСПОДА, предавшись
11
блуду.
Вина9 всякие – молодые и старые –
отняли у них разум.
12
Вот и ищет народ Мой совета
у идолов разных10
и посох деревянный за вещуна принимает.
Ибо дух блуда сбил их с пути,
и изменили они Богу своему.
13
Высоко в горах приносят они жертвы,
на холмах кадят своим божкам,
под дубом, тополем, теревинфом пируют,
укрываясь в тени их приятной.
Потому и стали дочери их блудницами,
и невестки их прелюбодействуют.
14
Но не с дочерей за блуд
и не с невесток за разврат взыскивать стану,
коли вас самих так и тянет к распутницам;11
вы жертвы приносите
вместе с блудницами при капищах,
а народ гибнет, здравого смысла лишенный!»
15
Если прелюбодействуешь ты, Израиль,
так пусть хотя бы Иуда не был в этом повинен!
Не должен он ходить в Гилгал,
тянуться к Бет-Авену12
и клясться при этом: «Жив ГОСПОДЬ!»
16
Израильтяне упорствуют,
как нетель13 упрямая,
Как же ГОСПОДУ пасти их на лугу широком,
где пасут ягнят послушных?
17
Привязались к идолам ефремляне14
подальше держитесь от них!
18
Напившись, они оргиям языческим предаются;
да и князья15 их бесстыдного не чураются.
19
Унесет их ветер,
подхватив на крылья свои, –
посрамлены будут за поклонение идолам.16

Новой Женевской Библии

4:1 – 14,10 Осия указывает северному царству на те грехи, за которые Бог накажет его, но затем, после раскаяния народа, Господь дарует Свое прощение.

4:1 – 6,3 Осия обвиняет Израиль в нежелании признать Бога и предсказывает, что в будущем таковое признание произойдет.

4:1-19 Осия излагает суть обвинений, которые Господь предъявляет Израилю, а затем переходит к последствиям, вызванным его нежеланием признать Бога.

4:1-3 Господь как обвинитель определяет вину Израиля (ст. 1,2), а затем объявляет Свой приговор ему (ст. 3).

4:1 истины... милосердия... Богопознания. См. ком. к 2,19.20.

4:2 Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство. Перечень грехов, происходящих от отказа признавать Бога.

4:3 восплачет земля. Грехи людей приводят к экологическим кризисам, которые угрожают всему живому (Лев. 18,28; Ис. 24,4.5).

4:4-9 Выдвигается обвинение против священников, которые пренебрегли своим долгом учить народ Божий (Втор. 31,9-13; 33,10; 2 Пар. 17,8.9; Езд. 7,6,10; Иер. 18,18).

4:5 падешь днем... ночью. Грехи вождей народа навлекают на него одно несчастье за другим.

матерь твою. Т.е. народ израильский (2,2-5; Ис. 50,1).

4:6 народ Мой. Т.е. Израиль, утративший заветные отношения с Богом из-за того, что не знает Его (4,8.12; 6,11; 11,7).

ведения. Знание Бога неотделимо от исполнения закона Божия (см. Введение: Особенности содержания и темы). Священники, которые отвечают за обучение народа закону (Втор. 31,9-13; 33,10; 2 Пар. 17,8.9; Езд. 7,6.10; Иер. 18,18), и их последователи должны быть наказаны за то, что пренебрегают законом или забыли его.

4:7 славу их обращу в бесславие. Израильтяне променяли свою славу – Господа (Ис. 60,19; Иер. 2,11) на бесчестие – идолов или ложных богов (Втор. 32,15-18), за что Бог лишает их славы. См. Рим. 1,23, где апостол Павел обличает грех подмены славы Божией тем, что недостойно поклонения.

4:8 Грехами... кормятся... к беззаконию... стремится душа их. В метафорическом смысле эти слова означают, что священники извлекали для себя выгоду из грехов людей.

4:9 с народом... со священником. Никто не избегнет осуждения (ср. Ис. 24,1-3).

4:10 есть... блудить. Пища не дает удовлетворения (ст. 8), и непотребный блуд не приносит желаемого богатства (ср. ст. 14). Люди оставили Господа, источник жизни, чтобы предаться чревоугодию и распутству (ст. 12,18; 2,4; 6,10; 9,1). См. Введение: Время и обстоятельства написания.

4:11 завладели сердцем. Т.е. лишили людей способностей к ясному мышлению и суждению (ср. Быт. 31,20). См. Введение: Особенности содержания и темы.

4:12 свое дерево. Возможно, имеется в виду дерево, посвященное либо богине Ашере вблизи хананейского святилища (Втор. 16,21; Суд. 6,25-32), либо какому-то другому божеству (Авв. 2,18.19), или священное дерево, которое упоминалось в пророчествах (ср. Суд. 9,37).

жезл его. Вероятно, это священный жезл (ср. Иез. 21,21.22), хотя может быть и маленькая фигурка Ашеры.

дух блуда. Истоками духовного прелюбодеяния израильтян являются опьянение и сила соблазна, которые постоянно вовлекают их в грех (ср. "дух опьянения", Ис. 19,14; "дух усыпления", Ис. 29,10).

4:14 Я оставлю наказывать. Бог не позволил наказывать женщин, повинных в ритуальной проституции и супружеской измене, если мужчины разделяли с ними вину за эти действия (ср. Быт. 38,24).

невежественный народ гибнет. Это заключительное мудрое изречение возвещает о грядущем осуждении нравственно испорченного народа (ст. 1-3), который, блудодействуя, (ст. 10-14) лишился разума и истинного знания (ст. 1,6.11-14).

4:15-19 Эти стихи имеют форму обвинительного заключения против Израиля.

4:15 Галгал. Эта святыня израильтян вблизи Иерихона находилась на берегу реки Иордан напротив Ваал-Фегора (ср. 9,10.15). С давних времен она ассоциировалась с особенно порочной, неортодоксальной и синкретической религиозной практикой (ср. 9,15; 12,11; Нав. 4,19-5,12; 1 Цар. 11,13-15; Ам. 4,4; 5,5).

Беф-Авен. Такое презрительное прозвище получил город Вефиль ("дом Божий"), имевший важное значение как царское святилище (ср. Ам. 4,4; 5,5; 7,13; 3 Цар. 12,28-33).

жив Господь. Эта традиционная клятва (Суд. 8,19; Руфь 3,13; 1 Цар. 14,39) была запрещена, потому что ею сопровождали ложь (ст. 2) и злоупотребляли, смешивая поклонение Господу и Ваалу.

4:16 упрямая телица. Израиль отталкивал все попытки Бога проявить заботу о нем (ср. Иер. 31,18).

4:17 Ефрем. Племенное имя Израиля (Быт. 48), северного царства (1,18).

оставь его. Это повеление может быть адресовано также и другим пророкам (Мих. 2,6).

4:19 Охватит их ветер своими крыльями. Вероятно, здесь содержится игра слов, основанная на еврейском слове, которое означает "ветер", "дух": не только разрушительный вихрь подхватит народ (ср. Иов 1,19), но и "дух блуда" (4,12; 5,4) приведет его к погибели.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.