Осия 8 глава

Книга пророка Осии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Рог к губам своим поднеси, пророк!

Враг, словно орел, устремился
на Дом ГОСПОДЕНЬ;
и это потому, что люди, Мной призванные,
Завет Мой нарушили и Мой Закон попрали.

2

Взывают они ко Мне:
„Мы, израильтяне, признаём Тебя Богом нашим!“

3

С презрением отвергли они доброе —
будут теперь преследовать Израиль враги его!

4

Царей без позволенья Моего
на престол возводили,
князьями делали без Моего одобрения;
на идолов пускали и серебро, и золото свое!
И всё себе в погибель!

5

Выбрось тельца своего,1 Самария!
Во гневе Я на жителей ее.
Смогут ли они когда-либо
жизнью чистой жить?!

6

Ведь идол их — Израиля создание:
не Бог он — ремесленник сделал его!
Разбит будет вдребезги он, телец Самарии!

7

Посеяв ветер, они бурю пожинают;
стоят без колоса стебли пшеницы —
не будет муки у людей,
а если и есть где колос — враги срывают его.

8

Израиль соседи поглотили,
и вот израильтяне среди язычников,
что сосуд никчемный.

9

Словно дикий осел, идущий куда попало,
они за помощью в Ассирию отправились!
Ефрем сделку заключил с любовниками!

10

Хотя и ублажают ефремляне язычников,
язычников на них и соберу.
И скоро станут мучиться они
под бременем царя князей!2

11

Тьму жертвенников понаставил Ефрем
грехи заглаживать,
да все они лишь поводом ко греху
ему послужили.

12

Напиши Я им еще тысячи указаний,
остались бы и они словно не для них писаны.3

13

А что до жертвенных даров,
Мне принадлежащих,
то израильтяне приносят в жертву животных
и мясо то съедают.
Но не приемлет ГОСПОДЬ даров их.
Припомнит Он их бесчинства
и воздаст им за грехи:
в Египет4 придется им вернуться!

14

Забыл Израиль своего Творца —
дворцов роскошных понастроил.
Иуда воздвиг города укрепленные,
но Я пошлю огонь на те города,
и пожрет он их твердыни».

Новой Женевской Библии

8:1−14 Осия осуждает идолопоклонство народа Божия и его стремление обрести внешних союзников.

8:1 Трубу. Сигнал тревоги (ср. 5:8) предупреждает, что враг (Ассирия), подобно летящему орлу или грифу (ср. Авв 1:8; Втор 28:49−50; Иер 4:13; Иер 48:40; Плач 4:19), стремительно приближается, чтобы свершить суд Божий.

дом Господень. Это выражение может относиться как к стране (Израилю), так и к храму (9:8, 15).

завет Мой и... закон Мой. Отвергнуть условия завета было равносильно бунту против Бога (4:6; 6:6−7; 7:13; 8:12).

8:2 мы познали Тебя. В своих мольбах о помощи израильтяне уверяли, что знают Бога, но их дела противоречили словам (6:1). См. Введение: Особенности содержания и темы.

8:3 доброе. Это собирательное понятие объединяет все благословения, дарованные Богом под сенью завета. Но оно может также относиться к единственному источнику добра — Самому Богу (Ам 5:14−15; Мих 6:8).

8:4 царей... князей. Неподчинение Израиля Богу ярко проявилось и в сфере политической жизни: он игнорировал волю Божию, выбирая себе правителей. Это привело к целой серии заговоров и убийств (7:3−7; 4Цар 15:8−30). См. Введение: Время и обстоятельства написания.

идолов. Изготовление идолов из серебра и золота также свидетельствовало о том, что израильтяне открыто отвергают Бога (8:5; Исх 20:3−6; Исх 34:17; Лев 19:4).

8:5−6 телец. Если судить по параллельным упоминаниям, изображение тельца первоначально служило пьедесталом для статуи языческого божества. Иеровоам II придал ему статус идола, изображающего Господа (3Цар 12:26−30; ср. Исх 32), поэтому здесь о нем говорится как о самостоятельном объекте поклонения.

доколе. Сетование, в котором выражается скорбь Господа о грехах Израиля, целенаправленно противопоставлено выражению гнева Божия.

8:7 сеяли... пожнут. Это выражение подчеркивает причинно-следственную связь между грехом и неотвратимостью наказания (ср. 10:13; Иов 4:8; Пс 125:5−6; Притч 11:18; Притч 22:8; Гал 6:7−9).

8:8 негодный. Хотя Израиль и был однажды избран из всех народов (Исх 19:5; Ам 3:2), он уже растерял все благое и ценное, чем обладал.

8:9 пошли к Ассуру. Вероятно, здесь говорится о том, что царь Осия пошел в подчинение к Ассирии, чтобы удержать власть, захваченную им после убийства Факея (ср. 7:8−12; 4Цар 15:19; 4Цар 17:13). См. Введение: Время и обстоятельства написания.

дикий осел. Игра слов, основанная на созвучии между «дикий осел» и «Ефрем» наводит на мысль, что сравнение делается с Ефремом (Израилем), а не с Ассирией. Именно Ефрем упрямо отвергал заступничество Божие и отдавал свое предпочтение Ассирии (4Цар 15:19; 4Цар 17:3).

8:10 соберу их. Суд Божий настигнет израильтян (ср. Иоиль 3:2; Соф 3:8).

царя князей. Ассирия, силе которой подчинился Израиль, станет орудием суда Божия.

8:11 жертвенников. Построенные для молений алтари северного царства стали местом греха.

8:13 В жертвоприношениях. Тщетно нераскаявшиеся израильтяне участвуют в жертвоприношениях (Лев 7:11−18; Втор 12:7; Иер 7:21).

возвратятся в Египет. По иронии судьбы Египет, из которого Бог с отеческой любовью вывел народ Израиля (11:1), теперь вновь стал для него местом плена и наказания (9:3; 11:5; Втор 28:68).

8:14 чертоги. Уверенность Израиля в том, что построенные дома и укрепления сохранят их веру в неприкосновенности и обеспечат военно-политическую безопасность, оказалась ложной.

огонь. См. Ам 1:4−2:5.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
5  [1] — Букв.: воняет твой телец, т. е. он отвратителен Богу.
10  [2] — Т. е. ассирийского царя.
12  [3] — Букв.: они почитали их чужими.
13  [4] — Наказание придет в форме насильственного возвращения в «Египет». Осия иносказательно говорит о враге-победителе, т. е. Ассирии, куда израильтяне будут уведены в плен.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.