Библия » Сравнение переводов

Левит 11 глава

Левит, Пятикнижие Моисея

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ велел Моисею и Аарону
2 сказать сынам Израилевым: «Из всего скота, на земле обитающего, вы можете употреблять в пищу только животных,
3 у которых копыта раздвоены и полностью разделены и которые жуют жвачку, – таких есть можно.
4 Но если копыта животных не разделены полностью надвое и они не жуют жвачку, есть их нельзя. Не ешьте верблюда, потому что, хотя он жует жвачку, копыта его не раздвоены – нечист он для вас.1
5 И с даманом2 то же: жвачку он жует, но нет у него раздвоенных копыт – потому и нечист для вас.
6 Не ешьте и зайца: он тоже для вас нечист, ибо жвачку жует он, но лапы у него не раздвоенные.
7 Равно и свинья – копыта у нее раздвоены и полностью разделены, но жвачки не жует – нечиста она для вас.
8 Мяса этих животных не ешьте и к трупам их не прикасайтесь – они для вас нечисты.
9 А из живых существ, что в воде обитают, только тех ешьте, у которых есть и чешуя, и плавники. В морях ли водятся они или в реках – их можно есть.
10 Но все, у которых нет плавников и чешуи (в морях ли, в реках ли, будь то твари, кишащие в мелководье, или иные живые существа в водах глубоких ), – они для вас отвратительны.
11 Таковыми, отвратительными, и должны вы их считать; не ешьте их мяса и трупами их гнушайтесь.
12 Любое в воде живущее творение, если у него нет плавников и чешуи, должно быть для вас отвратительно.
13 Что до птиц, то вот те, коих надо гнушаться и нельзя есть, потому что мерзки они: гнушайтесь орлом и грифом, а также скопой.3
14 Не ешьте и коршуна тоже, и сокола всякой породы,
15 как и ворона4 всякой породы,
16 и страуса,5 сову, чайку или ястреба разных пород,
17 как сыча, баклана и ибиса,
18 а с ними и филина, пеликана6 и стервятника,
19 равно как и аиста, и цапли7 всякого вида, удода и летучей мыши.8
20 Все крылатые насекомые, что передвигаются подобно четвероногим,9 должны быть отвратительны для вас.
21 Однако среди так передвигающихся крылатых насекомых есть такие, которыми можете питаться: это те, у которых сочленение их лапок позволяет им скакать.
22 Из этих вы можете есть всякой породы саранчу крупную и всякой породы длинноголовую, саранчу всякой породы зеленую и пустынную тоже всякой породы.10
23 А все другие крылатые насекомые, ходящие подобно четвероногим, должны вызывать у вас отвращение.
24 И вот из-за каких животных вы нечистыми можете стать (так что каждый прикоснувшийся к их трупам оказывается нечистым до вечера,
25 и каждый, кто выносит их трупы, должен выстирать одежды свои – он до вечера будет нечист):
26 нечистыми вы становитесь из-за всякого животного, у которого копыта раздвоены, но не разделены полностью, или которое не жует жвачку, – нечисты они для вас. И тот, кто прикоснется к нему, нечистым станет.
27 Нечисты для вас все четвероногие животные, что ходят на лапах. Прикоснувшийся к трупам таких до вечера будет нечист.
28 И тот, кто выносит их трупы, пусть выстирает одежды свои – до вечера будет нечист. Нечисты они и для вас.
29 Из тех мелких животных, что передвигаются, к земле приникнув, нечисты для вас крот, мышь и всякого рода ящерица:
30 геккон,11 варан, саламандра, сцинк и хамелеон.
31 Эти среди всех передвигающихся по земле тварей для вас нечисты. Если дотронется кто до них до мертвых, нечист целый день до вечера будет.
32 Так и всё, на что упадет мертвое из названных тварей, будет нечистым до вечера: и сосуд деревянный любой, и одежда, и любая вещь из кожи или ткани. Тогда каждый такой нужный в домашнем обиходе предмет нужно положить в воду – он нечист и станет чистым только после того, как пролежит в воде до вечера.
33 Если же такая тварь попадет внутрь сосуда из глины, то и всё, что в нем, станет нечистым, и сосуд тот придется разбить,
34 потому что любая пища, на какую попала вода из такого сосуда, будет уже нечистой; и любое питье во всяком таком сосуде тоже будет нечисто.
35 Всё, на что б ни упала хоть частица какая от нечистого трупа, станет нечистым. Даже печь и очаг придется сломать, если будут осквернены. Нечисты они станут для вас.
36 Но источник или яма для сбора и хранения воды всегда останутся чистыми. (Однако если кто из людей прикоснется к трупу упавшего туда животного, станет всяк нечистым.)
37 Точно так же и с семенем, приготовленным к севу: даже если и попадет на него что-нибудь с нечистого трупа, останется чистым.
38 Если же семена в воде, тогда, хотя бы и часть такого трупа упадет на семя, нечистым становится оно для вас.
39 Если падет какое животное, даже из тех, что идут у вас в пищу, то прикоснувшийся к трупу его до вечера будет нечист.
40 А тот, кто еще и поел мясо павшей скотины, должен будет к тому же одежды свои выстирать – и до вечера будет нечист он. Равно и тому придется стирать одежды свои, кто выносил останки, и он тоже будет нечист до вечера.
41 Все мелкие ползающие твари, которыми земля кишит, нечисты. Не ешьте их.
42 Ничего ползающего на брюхе, на четырех лапках передвигающегося, никаких многоножек, вообще никаких мелких тварей, которыми земля кишит, есть не должно – это отвратительно.
43 Из-за какой-либо из этих тварей не становитесь и сами отвратительными; не оскверняйтесь ими, дабы не стать вам нечистыми из-за них!
44 Ибо Я, ГОСПОДЬ, – Бог ваш, поэтому освящайтесь и вы, и будьте святыми, ведь Я свят. Не оскверняйте себя ни одной тварью из тех, которыми земля кишмя кишит.
45 Я, ГОСПОДЬ, и из Египта Я вывел вас, чтобы быть для вас Богом. Посему будьте святы, ибо Я свят.
46 Таков закон о животных четвероногих, о птицах, о живых существах, что в воде плавают, и тварях всяких, которые на земле кишат,
47 дабы могли вы отличать нечистое от чистого и животных, которых можно есть, от тех, коих есть не должно».

Новой Женевской Библии

11:1 – 16,34 В этих главах Моисей говорит о различении чистого и нечистого, что является основополагающим и для понимания всей Библии. Иегова, святой Бог Израиля, требует от Своего народа святости; нечистый человек или человек, соприкасавшийся с нечистотой, должен был воздерживаться от публичного поклонения до тех пор, пока не очистится. Бог представляет Собой совершенную жизнь, поэтому отклонение, которое предполагало смерть или могло привести к ней, было признаком нечистоты: болезнь, тленность, разложение. Жизнь и смерть не должны смешиваться, и поэтому нечистое ни при каких условиях не может войти в Божие присутствие. Физическая чистота естественным образом сочетается с нравственной. Все постановления в гл. 12-16 должны выделить народ Божий из среды других народов, воспитать в нем особую бдительность и осторожность по отношению к возможным осквернениям.

11:1-46 Моисей обучает израильтян принципам чистоты, определяя их более конкретно. У библейских авторов нет прямых указаний на то, что лежит в основе классификации животных по принципу чистоты или нечистоты. Возможно, дело в том, что плотоядные животные и хищные птицы питаются мясом других животных вместе с их кровью, что строго запрещается человеку (7,26). В богословском смысле чистые создания символизировали израильтян, тогда как нечистые символизировали язычников. В жертву можно было приносить только чистых домашних животных, поскольку жертвенное животное замещало того, кто приносил эту жертву.

11:2-8 Жвачные парнокопытные животные считались чистыми, их можно было употреблять в пищу.

11:9-12 Чистой считалась только рыба с чешуей и плавниками, остальная же была нечиста и поэтому не годилась в пищу.

11:13-19 Из птиц только хищные считались нечистыми.

11:20-23 Из всех насекомых разрешалось употреблять в пищу только тех, которые были похожи на птиц.

11:44 См. статью "Бог есть свет: святость и справедливость Бога".

11:45 будьте святы. Слово "святой" означает "отделенный". Святость свойственна только Богу. Святость Израиля – это результат его избрания из других народов для уникальных взаимоотношений с единственным истинным и живым Богом. Бог освятил Израиль (т.е. "отделил" Израиль), заключив с ним завет. История Израиля как "святого народа" началась с появления Господа на горе Синай (Исх., гл. 19). Божий завет, помимо прочего, дал этому народу нравственные и юридические законы, а система жертвоприношений, установленная Богом, должна была очищать израильтян от греха. В Исх., гл. 19, где описывается явление Господа Бога на горе Синай, Израилю был дан практический урок, что значит быть "святым народом": они выстирали свои одежды, избегали приближения к горе и воздерживались от супружеского общения (ст. 10-15,21-24; Евр. 12,18-21). Иисус Христос, ходатай нового завета (Евр. 8,6; 9,15; 12,24), также требует совершенства (Мф. 5,48), но Своей совершенной жертвой, которая навсегда смывает с избранных их грехи (Евр., гл. 9; 10), Он Сам дарует новому Израилю святость. Святой Дух, свидетельствующий о Христе, запечатлевает нравственный Божий закон "на плотяных скрижалях сердца" верующих (2 Кор. 3,3). Без этой святости никто не увидит Бога (Евр. 12,14).



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.