Амос 3 глава

Книга пророка Амоса
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Выслушайте слово, что изрек ГОСПОДЬ о вас, сыны Израилевы, обо всем народе,1 который Он вывел из Египта:
2

«Из всех народов земли вас одних Я избрал,2
потому и будете вы в ответе
за все беззакония ваши».

3

Пойдут ли двое вместе,
если о том не сговорятся заранее?

4

И лев огласит ли рыком своим заросли,
если не увидит добычи?
Подаст ли он голос из логова своего,
если ничего не поймает?

5

Попадет ли птица в силки на земле,
если они без приманки поставлены?
Захлопнется ли ловушка,
если в нее ничто не попало?

6

Если тревогу в городе рог вострубит,
не вызовет ли это беспокойства в народе?
Так же и бедствие, коли пало оно на город,
разве не ГОСПОДЬ за ним стоит?3

7

Ведь не делает Владыка ГОСПОДЬ ничего,
не открыв прежде замысла Своего4
слугам5 Своим, пророкам.

8

Лев заревел, кто не устрашится?
Слово изрек Владыка ГОСПОДЬ,
кто посмеет не быть пророком Его?

9

Объявите живущим в чертогах Ашдода
и в чертогах Египта — скажите им:
«Соберитесь на холмах вокруг Самарии
и посмотрите на нестерпимое бесчинство,
что в ней творится,
и на угнетение среди ее обитателей!»

10

«Могут ли живущие в чертогах
поступать справедливо,
если число грабежей и насилий у них
лишь возрастает?!» —
это ГОСПОДА слово.

11

«А посему, — так говорит Владыка ГОСПОДЬ, —
противник обложит эту страну,
сокрушит, Самария, силу твою
и ограбит твои чертоги».

12 Так говорит ГОСПОДЬ: «Как пастух, пытавшийся спасти овцу от льва, иногда находит всего лишь пару ее берцовых костей или уха обрывок, так вот и сыны Израилевы, в Самарии живущие, спасутся из рук врага: разве что с обломком ложа или частью какой от кровати».6
13

«Послушайте и предупредите потомков Иакова! —
Владыка ГОСПОДЬ, Бог Воинств, провозглашает. —

14

В день, когда возьмусь Я за Израиля,
за измены его,
возьмусь и за жертвенники Бет-Эля:
отсечены будут рога у жертвенников7
и наземь брошены.

15

Сокрушу и дворцы, зимний и летний,
исчезнут дома, слоновой костью изукрашенные,
каждый особняк разрушен будет», —
таково вещее слово ГОСПОДНЕ!

Новой Женевской Библии

3:1 — 6:14 Эти пророчества с обвинениями против Израиля развивают и дополняют сказанное в 2:6−16.

3:1−15 Бог устами пророка Амоса изрекает обвинение на сынов Израиля.

3:1−8 Господь изрекает слово на сынов Израиля. Усиленное предостережение, особенно правящим кругам.

3:1 Слушайте слово сие. Эти торжественные слова приказа повторяются в 4:1 и 5:1 и перекликаются с повелением слушать и повиноваться Господу в текстах завета (Втор 4:1; 5:1; 6:3−4). См. также Ис 1:2; Иер 2:4; Ос 4:1.

3:2 только вас признал Я. Слова Амоса здесь перекликаются со Втор 7:7−8: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас... но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим».

потому. Милость Господа и всепрощение народу Израиля были неотделимы от наказания за грехи именно потому, что Он слишком любил Свой народ, чтобы позволить ему безнаказанно и безответственно грешить (ср. Притч 3:11−12).

3:3−6 В этих стихах пророк ставит ряд вопросов логического, причинно-следственного характера, ответы на которые представляются настолько ясными, что ни для кого не составит труда найти их. Амосу, как пророку, необходимо было с очевидностью убедить слушателей в том, что его слова — это слова Самого Бога.

3:3 Пойдут ли..? Подразумевается, что народ Божий «ходит» путями Господа (Пс 118:3). В данном случае можно утверждать, что пророк «ходил под Богом», стремясь преисполниться Его святостью (ср. Гал 2:20).

3:4 Ревет ли..? Т.е. звук, который издает лев, готовясь к нападению.

подает ли свой голос львенок..? Выражение «подать голос» мы встречаем в 1:2, где оно использовано по отношению к Господу в значении «возгреметь».

3:5 силка. Суть стиха в том, что ни одна птица не попадется в ловушку, где нет приманки (ср. Еккл 9:12).

3:6 труба. См. ком. к 2:2.

бедствие. Букв.: «зло». Речь идет о бедствиях, которые Господь соизволением Своим насылает в качестве наказания как на отдельных людей, так и на целые народы.

3:7 Господь Бог. Букв.: «Господь Яхве».

не открыв Своей тайны. Господь открывает Свои замыслы пророкам, а через них и всем людям. По великой милости Своей Он делает это для того, чтобы предостеречь от греха и побудить их к покаянию.

рабам Своим, пророкам. Моисей, главнейший из ветхозаветных пророков, а вслед за ним и все пророки, назывались «рабами Господними» (Втор 34:5; ср. Иер 7:25; Иез 38:17; Дан 9:10).

3:8 кто не будет пророчествовать? Пророчествовать — долг Амоса; цель возвещения — пробудить совесть у Израиля и заставить народ очнуться от своего обманчивого оптимизма (Втор 18:18; ср. Ин 7:16; Ин 14:24).

3:9 Провозгласите. Это повеление обращено, по-видимому, к рабам Господним — пророкам. Ср. Ис 40:1−2; Иер 5:1, 10, 20.

на кровлях. Имеются в виду царские крепости. См. 1:4.

в Азоте... в земле Египетской. Пророк взывает ко всему, что есть благородного в этих языческих странах, дабы обличить все несправедливости, царящие в Самарии. Те, кто призывается в свидетели грехов Израиля, являют собой большую праведность, нежели Израиль, хотя именно последний, в силу данного ему закона Божия, должен быть более праведным, чем они.

бесчинство. Иначе: «волнения». Это слово со значением, противоположным понятию «мир» (евр.: «шалом»), употребляется также в 2Пар 15:5. Причиной таких бесчинств является грех.

3:10 насилием и грабежом. Букв.: «насилием и разрушением». Пророк обличает израильских вельмож и богачей, которые увеличивали свое состояние за счет нещадной эксплуатации и ограбления бедных слоев населения.

3:11 неприятель. Ассирия.

низложит... ограблены будут. Это место перекликается со словами завета, в которых Господь грозит Своему народу поразить его проклятием в случае неповиновения Ему (Втор 28:52).

3:12 как... пастух исторгает. Бог, как пастырь, всегда охранял Свой народ (1Цар 17:34−37). Теперь же, когда «овцы Израиля» далеко разбрелись от Своего Пастыря, Он спасет только очень небольшую их часть — остаток.

в Дамаске на ложе. Иначе: «на одной стороне дивана и на краю ложа». Богатые праздно возлежат на ложах, наслаждаясь роскошью, приобретенной ими за счет бедных (6:4).

3:13 Слушайте и засвидетельствуйте. Данное повеление, возможно, обращено к язычникам, призванным в свидетели, но, возможно, оно относится к посланцам Господа, которые должны привести свидетелей-язычников (3:9).

3:14 в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его. Ср. Исх 32:34.

жертвенники в Вефиле. Иеровоам I воздвиг алтарь в Вефиле и установил золотого тельца, чтобы израильтяне впредь поклонялись ему. И алтарь, и телец были разрушены Иосией во время его попыток провести религиозную реформу.

роги алтаря. Для того, чтобы получить убежище, преследуемому нужно было взяться за роги алтаря (ср. 3Цар 1:49−51), что, однако, не всегда его спасало (3Цар 2:28−35). В данном случае говорится о том, что роги эти будут отсечены, и тогда последнее средство спасения отнимется у греховного Израиля.

3:15 дом зимний... домом летним. Иметь два дома — летний и зимний — считалось роскошью, доступной только царям и очень богатым людям. Господь разрушит их чертоги. Ассирия — орудие Его гнева.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: роде / семье; то же в ст. 2.
2  [2] — Букв.: познал / признал.
6  [3] — Или: разве не по воле Господа оно пришло?
7  [4] — Или: тайны Своей; друг. возм. пер.: решения Своего (после общения друзей).
7  [5] — Или: рабам.
12  [6] — Один из возможных переводов неясной части евр. текста. Другие переводят: так будут вырваны и сыны Израилевы, сидящие в Самарии на углу ложа, в Дамаске на постели.
14  [7] — Ср. Исх 27:1,2.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.