«Тяжко мне было,
и я воззвал к Тебе, ГОСПОДИ, —
и Ты2 ответил3 мне;
со дна Шеола4 взмолился —
Ты услышал голос мой.
Ты вверг меня в глубины морские,
в самое сердце вод,
и сдавили они меня.
Все волны Твои и валы грозные
надо мною проходили.
И подумал я: Ты отринул меня,
изгнал с очей Твоих;
как смогу5 я опять взор свой
к Храму Твоему святому,
в высь небесную, устремлять?
Надо мною сомкнулись воды,
и объяла меня бездна,
голова травой морскою опутана.
До самого основания гор я низошел,
земля засовы свои
навсегда надо мною задвинула.
Но Ты живым меня из могилы вывел,
ГОСПОДИ, Боже мой!
Когда жизнь во мне угасала,
я вспомнил Тебя,
и молитва моя к Тебе, ГОСПОДИ, вознеслась,
в пресвятой Храм Твой!
Те, кто идолов чтит ничтожных,
верностью Богу Живому пренебрегают;
а я словами хвалы принесу Тебе жертву
и каждый обет свой исполню —
в ГОСПОДЕ спасение!»
2:1 три дня и три ночи. Иисус обращается к истории Ионы, чтобы сообщить людям истину о Своей миссии (Мф 12:39−42; Мф 16:4; Лк 11:29−32). Говоря о «знамении пророка Ионы», Он имеет в виду не только те три дня и три ночи, которые Иона провел во чреве кита (Мф 12:40), но также то, как подействовала проповедь Ионы на язычников ассирийцев (Мф 12:41; Лк 11:30, 32). Без всяких чудесных знамений ниневитяне признали пророчество Ионы исходящим от Бога и раскаялись.
2:2−11 Ответ на кару, ниспосланную Богом на непокорного пророка, выражается в благодарственном псалме. В своем отчаянном положении Иона устремляется к Господу, находящемуся в Его Святом Храме, материальном символе присутствия Господа среди Своего народа. Пророк близок к смерти и вспоминает обещания завета Господня. После этого Господь повелевает киту извергнуть его на берег. Псалом Ионы — ярчайшее свидетельство веры Израиля. Иона испытывает благодарность за то, что Господь избавил его от смерти, но его понимание Бога все еще узко.
2:2 помолился Иона Прозаическое повествование о происходившем с Ионой прерывается псалмом, в котором возносятся благодарение и хвала Господу за Его милость и спасение.
2:3 воззвал я... Он услышал меня. Иона признает, что он был спасен «из чрева преисподней» — из водной могилы.
2:4−7 Эти стихи содержат живое воспоминание о близости смерти, пережитой Ионой, и размышления о причинах и следствиях того, что с ним произошло. Постигшее Иону бедствие было вызвано, в конечном счете, его собственной непокорностью (1:3).
2:5 отринут я от очей Твоих. Самым трагичным для пророка было осознание богооставленности (Пс 87:4−6.10−12; Пс 114:8).
однако я опять увижу Святый храм Твой. Иерусалимский храм был домом Господа, местом Его присутствия на земле. Иона жаждал единения с Богом, возможность которого открывалась в храме.
2:7 я нисшел... навек. Иона был у порога смерти. Его медленное, безмолвное погружение в глубины уподобляется пути в преисподнюю.
но Ты... изведешь душу мою из ада. «Адом» называется здесь царство смерти (ср. Пс 15:10; Пс 48:10; Пс 102:4; Иов 33:22−24; Ис 51:14). Несмотря на безнадежные обстоятельства, раскаявшийся пророк спасен и вновь возвращается к единению с Богом.
2:8 я вспомнил о Господе. Здесь вновь подчеркивается важность и действенность молитвы (ср. Евр 4:16).
2:9 Чтущие суетных и ложных богов. Вспоминая о тщетности молитв мореплавателей и о богах, к которым были обращены их молитвы (1:5), Иона обличает тех, кто поклоняется идолам, нарушая заповедь верности Господу.
2:10 у Господа спасение! Как до него Иисус Навин (Нав 24:14−20), Иона заявляет о своей покорности Господу и превозносит Его как единственного, в Чьих руках спасение и избавление. Спасение исходит от Господа, Он и только Он вправе даровать его. Даруя спасение Ионе, Господь властно привел пророка от неподчинения к раскаянию; даруя спасение ниневитянам, Он волею Своею привел их от идолопоклонничества к вере (Иона 3:5−10); даруя спасение язычникам, Он привел их к вере и раскаянию (Деян 11:17−18).
2:11 И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу. Тварь с покорностью подчиняется власти и повелениям Творца (1:4, 15). Кит, который по воле Бога мог стать орудием смерти, стал по милости Его орудием спасения. Заключение Ионы в чреве кита, ставшее для него путем к жизни, по воле Бога явилось прообразом погребения Иисуса, ставшего для раскаявшегося грешника путем к жизни (Ис 53:5; Гал 2:20; Гал 3:13−14).