Иона 3 глава

Книга пророка Ионы
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 И вновь было слово ГОСПОДНЕ Ионе:
2 «Ступай немедля в великий город Ниневию и объяви всем, кто живет там, ту весть, что вложу Я в уста твои».
3 На этот раз Иона не замедлил с исполнением повеления ГОСПОДНЯ — сразу же отправился в Ниневию. А город этот был в те времена одним из самых больших,1 так что ушло у Ионы целых три дня на то, чтобы пройти его из конца в конец!2
4 Все эти дни ходил Иона по городу и от зари до зари возвещал жителям его: «Через сорок дней падет Ниневия, разрушена будет!»
5 Поверили ниневитяне Богу, все от мала до велика в покаянии в рубища облачились и пост объявили.
6 Дошла эта весть Господня и до царя Ниневии. Оставив престол свой, снял он одежды царские с себя, облачился в рубище и сел среди пепла.3
7 По всему городу разосланы были глашатаи, дабы везде огласить указ царя и приближенных его: «Никто не должен притрагиваться к пище:4 ни человек, ни животное, будь то корова или овца, не должны ничего есть5 и даже пить не должны они.
8 Пусть в рубище будут и люди, и животные, и да воззовут все к Богу. Пусть каждый житель города сойдет с пути зла и откажется от насилия, которым запятнал он руки свои.
9 Как знать, быть может, сменит тогда Бог гнев Свой на милость, отвратит от нас огонь возмездия Своего — и не погибнем мы».
10 Когда увидел Бог, что отрешились ниневитяне от путей своих злых, Он явил милосердие Свое над ними и не навел на них бедствий, которые им предвещал.

Новой Женевской Библии

3:1 — 4:11 Во второй части книги Господь вторично дает Ионе поручение проповедовать ниневитянам, и на этот раз Иона повинуется, несмотря на предчувствие, что Господь проявит милосердие к нечестивым идолопоклонникам. Ответ народа Ниневии на его проповедь ясен и решителен. Господь отказывается от Своего грозного приговора, но Иона не изменил своего мнения. Теперь становится ясной причина бегства Ионы от лица Господа в первый раз. Милосердие Божие противопоставлено чувствам Ионы, о которых говорится в конце повествования.

3:1−10 Иона, спасенный из чрева кита, вновь получает повеление обличать нечестивый город Ниневию. Ниневия уверовала и раскаялась после проповеди Ионы, и милосердный Бог отступил от гнева Своего.

3:2 На этот раз, почувствовав, что повеление Божие непререкаемо (ср. Рим 11:29), Иона откликается на возобновленное поручение Господа.

3:3 Ниневия же была. Если считать 612 г. до Р.Х. датой разрушения города мидянами и вавилонянами, то следует относить дату появления рассказа ко времени после конца VII в. до Р.Х. Но, тем не менее, прошедшее время глагола «была» не обязательно должно исключать VIII в. Оно может просто относиться к тому моменту, когда пророк прибыл в город.

город великий... на три дня ходьбы. Многие комментаторы понимают эти выражения как относящиеся исключительно к физическим размерам Ниневии («обширный город, требовалось три дня, чтобы пересечь его»). Археологические раскопки показали, что город имел семь-восемь миль в окружности с населением около 120 тысяч человек. Иначе «город великий» может быть переведен как «очень важный город» (Быт 10:9; Быт 23:6; Быт 30:8; Исх 9:28; Пс 35:7), или же, более точно, «город, важный для Бога». Выражение «на три дня ходьбы» (букв.: «путешествие в три дня») может указывать на продолжительность самого путешествия.

3:5 И поверили Ниневитяне. Худшие опасения Ионы оправдались, когда жители Ниневии уверовали, раскаялись, объявили пост и облачились во вретище — традиционную траурную одежду древнего Ближнего Востока. Раскаяние их было искренним и охватило весь город.

3:6 Это слово дошло до царя Ниневии. Вероятно, титул «царь Ниневии» относится к царю Ассирии. Точная же идентификация монарха, о котором идет речь, невозможна. Хотя и маловероятно, что это необычное происшествие было зафиксировано в ассирийских хрониках, некоторые исследователи видят указание на него в религиозных реформах Ададнирари III (811−784 гг. до Р.Х.). Есть предположение, что царем, о котором идет речь, мог быть Ашшурдан III (773−756 гг. до Р.Х.).

он встал... и сел на пепле. Реакция царя была столь же скорой и непосредственной, как и его подданных. Он сменил свои одежды на рубище, а свой трон — на «ложе» из пепла (Иов 2:8; Ис 58:5).

3:7−8 от имени царя... крепко вопияли к Богу. С изданием царского указа, предписывавшего молитвы, траурные обряды и пост для людей и животных, раскаяние Ниневии стало полным.

3:8 чтобы каждый обратился... от насилия рук своих. Царское повеление избегать насилия весьма необычно для эпохи Нового Ассирийского царства (VIII-VII вв. до Р.Х.), так как физическое насилие и социальная несправедливость были характерными пороками Ниневии (Наум 2:13; Наум 3:4−7).

3:9 Кто знает... и мы не погибнем. Царь выражает надежду, что искреннее раскаяние отвратит гнев Божий.

3:10 И увидел Бог... и не навел. В пророчестве (ст. 4) содержалось условие, что осуждение неминуемо, если город не раскается. Ниневитяне выполнили это условие: «они обратились от злого пути своего». В ответ на это, ввиду их искреннего раскаяния, Бог избавил их от грозившей участи. То, что Господь изменил Свое намерение и поступил в соответствии с поведением людей, не является несовместимым с Его Божественной властью (Иер 18:7−10), ибо избранные Им средства соответствуют Его Божественному замыслу.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: была огромным городом у Бога. Фраза у Бога может служить указанием на превосходную степень определения, относившегося к личности или предмету; ср. Быт 10:9.
3  [2] — Или: вокруг него; букв.: на три дня ходьбы. Эта фраза могла указывать на общую протяженность города (возможно, с его окрестностями) или на то, что Ионе для того, чтобы обойти город с проповедью, требовалось три дня.
6  [3] — Сидеть на куче выметенного из жилищ пепла или пыли — высшая степень смирения и унижения, знак покаяния.
7  [4] — Букв.: вкушать / отведывать; игра слов: указ — пусть не вкушает; евр. миттаам — ал йитаму.
7  [5] — Букв.: быть на пастбище.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.