кто и спать ложится с мыслью о злодействе!
Совершить его поутру спешат они,
ведь это в их силах!
Глянется им поле чужое — приберут его к рукам,
понравится им дом какой — присвоят и его;
заберут не только дом, но и его хозяина,1
лишат всех, кто жил там, их удела наследного.
Потому так говорит ГОСПОДЬ: «Знайте это:
замыслил Я бедствие для рода сего —
ярмо надену, какого вам с себя не снять,
и про спесь забудете —
злое то будет время!
Тогда насмехаться над вами будут,
жалобно завывать
и причитать станут, издеваясь:
„Мы вконец разорены:
передал ГОСПОДЬ наследие народа моего
в чужие руки!
Как вернется ко мне оно?
Между врагами2 поделены поля наши“».
И уж не будет тогда никого у тебя
во всей общине ГОСПОДНЕЙ,
кто землю отвел бы тебе по жребию.
«Хватит тебе пророчить! —
говорят мне их пророки. —
Даже и не упоминай об этом!
Не падет позор на наши головы!»
О дом Иакова, как могут они говорить такое?!
Может ли иссякнуть терпенье ГОСПОДНЕ?
Так ли Он поступает?
Он Сам говорит:
«Мои слова во благо тем,
кто ступает прямо.
Но народ Мой восстал, будто враг,
и на кого же — на своих бедняков!
Вы и плащ, и рубашку готовы сорвать
со всякого прохожего,
который о ссоре с вами даже не помышляет.3
Вдов4 народа Моего
из жилищ им столь отрадных изгоняете;
детей обездоливаете, наследства их лишая.5
Ступайте отсюда прочь!
Не ждет вас покой на этом месте:
здесь всё осквернено и полностью разложилось.
Ведь приди сюда пустослов какой-нибудь,
ветреник, и начни говорить:
„О пользе вина и напитков хмельных
проповедовать буду“ —
вот какого проповедника желал бы этот народ!
Соберу Я, соберу всех вас, потомки Иакова!
Непременно возвращу весь остаток Израиля!
И тогда будете у Меня все вместе, как овцы в овчарне,6
как отара посреди пастбища —
неисчислимы вы будете вновь.7
Всесокрушающий пойдет перед ними,
из плена вырвутся они и чрез врата на свободу выйдут.
Перед ними их Царь пойдет, во главе их — ГОСПОДЬ!»
2:1−5 Эта пророческая речь содержит три части. Первая — обвинение: «замышляющие беззаконие» неправедно захватывают чужую собственность и разоряют ее владельцев (ст. 1−2). Вторая — приговор: Господь накажет их пленом (ст. 3) и, как следствие, они потеряют свои земли, которые захватят вторгшиеся в страну враги (ст. 4). Третья — заключение: грабители приговорены к вечной погибели (ст. 5). Как сильные мира сего отобрали поля у жителей Израиля (ст. 1−2), так Господь нашлет вражеское войско, чтобы отнять у них землю обетованную (ст. 4:5).
2:2 Пожелают. Жадность является одним из основных пороков (Исх 20:17; Рим 7:8) и избавиться от него можно только полным перерождением.
наследие. Собственность семьи была священным достоянием, полученным от Бога в управление (Лев 25:10, 13).
2:5 в собрании. После плена земля будет перераспределена.
2:6−11 Это осуждение состоит из четырех частей. Михей отвергает требование лжепророков прекратить пророчествовать (ст. 6); Господь обличает ложные представления о Его милости (ст. 7) и обвиняет сильных в эксплуатации беззащитных (ст. 8−9); Господь приговаривает к изгнанию тех, кто сделал страну нечистой (ст. 10); Михей обвиняет сильных в благосклонности к лжецам, которые оправдывают их преступления (ст. 11).
2:8−9 как верхнюю, так и нижнюю одежду... приятных домов... у детей... украшение. Угнетенные принадлежат к среднему классу израильского общества.
2:8 отвращающихся войны. По трагическому стечению обстоятельств израильтяне подвергались ограблению в своей собственной стране, где они почитали себя в наибольшей безопасности.
2:12−13 Пастырь-Царь Израиля вначале соберет остаток иудеев в Иерусалиме для защиты его от нападения Сеннахирима, а затем спасет его, уничтожив ассирийское войско (Введение: Время и обстоятельства написания; Характерные особенности и темы).
2:12 Иаков... Израиля. Эти слова указывают на Иудею и относятся ко всему народу.
остатки. Та часть семени Авраамова, которую Господь сохранил во всех перипетиях истории и из которой вышел Иисус Христос.
в овечьем загоне. Иерусалим уподоблен овечьему загону.
2:13 царь. Точнее: «Царь» в значении, параллельном имени «Господь».