Похож на того, кто вышел плоды собирать летние,
когда их сбор завершился и виноградники пусты;
когда не найти уже ни кисти винограда,
ни первых смокв, что так нравятся мне.
Так и людей Господу верных1
не сыскать уже в стране,
ни одного человека честного2 не осталось;
каждый в засаде засел и крови жаждет,
загнать брата своего в ловушку норовит.
Умения зло творить не занимать им:
начальник всякий и судья взятки требуют,
знатные люди диктуют им прихоти свои —
и те, не стыдясь нимало, правду извращают!
Даже лучший из них — что кустарник колючий,
и самый честный — хуже изгороди из терновника.
Но День, стражами-пророками предсказанный,
День возмездия, непременно грядет —
вот тогда этот люд придет в замешательство!
Не доверяй другу,
на человека близкого тебе не полагайся
и не будь откровенен даже с той,
что, прильнув к тебе, рядом лежит.
Ведь и сын бесчестит отца,
против матери дочь восстает,
невестка — против свекрови,
и домашние — человеку враги.
Что до меня, лишь на ГОСПОДА уповать буду,
Бога, Спасителя моего, ждать буду —
Бог мой услышит меня!
Рано торжествовать вам надо мной, враги мои!3
Пусть падаю я, но ведь и встаю,
случись мне быть во тьме,
ГОСПОДЬ — мой свет!
Согрешив против ГОСПОДА,
я понесу тяжесть гнева Его,
пока не рассмотрит Он дело мое
и не отстоит Его на суде.4
Он выведет меня к свету,
Я увижу Его справедливость.
И враги мои это тоже увидят,
позором покроют себя те,
кто говорил мне: «Где ГОСПОДЬ, Бог твой?»
Своими глазами увижу,
когда попирать их будут, словно грязь на улице.
Придет день, и начнешь ты, Иерусалим,
вновь возводить стены твои,
станешь расширять свои границы.5
В тот день придут к тебе отовсюду люди,
толпы придут из Ассирии и городов египетских,
от самого Египта до Евфрата6 приходить будут,
от морей всех и от горы каждой.
Но земля твоя так и останется в запустении
за жителей ее, за деяния их.
Паси народ Свой,
жезлом Своим направляй
овец наследия Твоего, Господи,
тех, что живут одиноко в зарослях диких.
Пусть пасутся они на Кармиле,7
в Башане, в Гиладе, как в былые дни.
«Как во дни исхода из плена египетского,
явлю Израилю чудеса Свои», — ответил Господь.
Увидят то и другие народы и постыжены будут,
лишатся всей мощи своей,
прикроют руками рты свои,
оглохнут уши у них,
будут прах лизать, как змеи,
как твари, что ползают по земле;
выползут из укрытий своих с трепетом
Богу нашему навстречу, ГОСПОДУ,
убоявшись Тебя.
Есть ли бог, подобный Тебе,
Который прощал бы вину
и отпускал грехи остатку наследия своего?
Не держишь Ты гнева в сердце своем,
любишь являть милосердие!
Вновь смилуется Господь над нами,
попраны будут Им проступки наши,
в глубины моря бросит Он все наши8 грехи.
Яви же верность9 Свою Иакову
и милосердие Аврааму,
как издревле клялся Ты отцам нашим!
7:1−7 Эта пророческая речь имеет две части: плач (ст. 1−6), состоящий из обвинения народа в преступлениях (ст. 1−4) и о горестях неправедной жизни народа (ст. 4−6), и выражение уверенности, что за осуждением последует спасение (ст. 7).
7:1 со мною. Михей, представляющий Господа, сравнивает себя с виноградарем.
7:4 провозвестников. Т.е. пророков.
7:5−6 Этот фрагмент впоследствии был использован в апокалипсической литературе для эсхатологического изображения дня Господня (Мф 10:35−39; Лк 12:53).
7:7 взирать. В ожидании спасения.
7:8−20 Этот заключительный литургический гимн состоит из четырех строф: 1) Иерусалим в образе женщины, оказавшейся в беде и исповедующей свою веру в Господа (ст. 8−10); 2) пророк обещает Иерусалиму, что он станет в эсхатологической перспективе «овечьим загоном», дающим спасение всему осужденному миру (ст. 11−13); 3) Михей молит Господа, чтобы Он взял Свой народ под Свою пастырскую защиту (ст. 14); 4) народ в хвалебном гимне прославляет чудо — Бог ввергнет его грехи в пучину морскую, чтобы исполнились Его заветные обетования патриархам (ст. 18−20).
7:8 во мраке. Образ осажденного города.
7:9 правду. Правда Божия также состоит в спасении верного Израиля (ст. 8−9) и сокрушении его неверного мучителя (ст. 10).
7:12 В тот день. См. 4:1, 6; 5:10−15.
от Египта до реки Евфрата. Ср. Быт 15:18; Исх 23:31; Втор 11:24; 3Цар 4:21, 25.
7:13 земля та будет пустынею. В день Страшного суда за пределами, в которых пребывает в безопасности избранный народ, осуждение будет всеобщим.
7:18 Кто... Ты. Имя Михея, означающее «кто подобен Богу», соединяет в себе упоминание имени Божиего с Его всепрощающей милостью. Без этого качества служение Михея не имело бы смысла. Бог не допустит, чтобы история Израиля закончилась тупиком.
7:19 ввергнешь в пучину морскую. Когда Бог начал покровительствовать Израилю, Он ввергнул египтян в Чермное море; так и в конце истории этого народа Он бросит грехи его в небытие.
7:20 верность Иакову. Совершенная верность Бога праотцам является основой надежды для церкви (Рим 4:17; Гал 3:7−29).