Аггей 2 глава

Книга пророка Аггея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В двадцать первый день седьмого месяца1 было слово ГОСПОДНЕ пророку Аггею:
2 «Обратись к наместнику Иудеи Зоровавелю, потомку Шеальтиэля, и к первосвященнику Иисусу, сыну Ехоцадака, и к тем из остатка народа, кто вернулся из плена, и спроси их:
3 „Есть ли среди вас такие, кто видел Храм в былом его величии?2 Каков он, на ваш взгляд, теперь? Разве не жалок он?!“
4 „Но ты, Зоровавель, отныне будь тверд, — это вещее слово ГОСПОДНЕ, — и ты, первосвященник Иисус, сын Ехоцадака, будь непреклонен! И да не поколеблется народ страны сей“, — это слово ГОСПОДНЕ. „Трудитесь не покладая рук, ибо Я с вами, — таково слово ГОСПОДА Воинств. —
5 Не бойтесь! Верен Я обещанию, которое дал вам еще при исходе вашем из Египта, и Дух Мой присутствует среди вас“.
6 Вот что говорит ГОСПОДЬ Воинств: „Скоро, очень скоро Я вновь сотрясу небеса и землю, море и сушу;
7 все народы сотрясу — и богатство желанное будет стекаться ото всех народов,3 и Храм преисполнится славы“, — говорит ГОСПОДЬ Воинств.
8 „Серебро Мое, и золото Мое“, — это слово ГОСПОДНЕ.
9 Величием и славой своей новый Храм превзойдет прежний, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. — И на этом самом месте Я дарую вам мир. Это слово Мое, ГОСПОДА Воинств“».
10 В девятый месяц того же года царствования Дария, в двадцать четвертый день,4 вновь было слово ГОСПОДНЕ пророку Аггею.
11 Вот что говорит ГОСПОДЬ Воинств: «Спроси у священников о таком установлении:
12 если понесет кто-то в полах одежды мясо освященное и коснется полами этой одежды хлеба или похлебки, вина или масла или еще какой пищи, станет ли что-нибудь из этого освященным?» «Нет», — ответили священники.
13 Тогда Аггей спросил их: «А если кто-то оскверненный — от прикосновения, скажем, к мертвому телу — коснется всего того, не осквернится ли тогда оно?» «Осквернится», — был их ответ.
14 На это Аггей сказал им: «Таков и этот народ, таковы и эти люди предо Мною, и все дела их рук осквернены, — говорит ГОСПОДЬ: — Что они ни принесут — всё осквернено.
15 А теперь задумайтесь о том, как вы жили до этого дня. Что было у вас, пока камень на камень не был положен в основание Храма ГОСПОДНЯ?
16 Как жилось вам еще недавно? Приходил человек к копне снопов, рассчитывая намолотить двадцать мер зерна, а получалось у него не больше десяти; или к давильне приходил кто-то, надеясь набрать пятьдесят мер, а там оказывалось всего двадцать.
17 Я наказывал вас, нанося ущерб всему, над чем вы трудились: то знойный ветер насылал на урожаи ваши, то ржавчину и тлю,5 а порою и град. Но вы так и не вернулись ко Мне! — говорит ГОСПОДЬ. —
18 Подумайте же о том, что и как было у вас до сего дня, до нынешнего двадцать четвертого дня девятого месяца. С того дня когда было заложено — а затем оставлено в небрежении — основание Храма ГОСПОДНЯ,
19 много ли зерна сохранилось в амбарах ваших? Да и лоза виноградная у вас, дерево смоковное или гранатовое, а также олива — не перестали ли они плодоносить вовсе? Но с нынешнего дня Я буду благословлять вас! »
20 Вновь было слово ГОСПОДНЕ Аггею в тот же двадцать четвертый день девятого месяца:
21 «Скажи наместнику Иудеи Зоровавелю: сотрясу Я небо и землю,
22 свергну царей с престолов, сокрушу мощь народов, смету колесницы их с возницами; кони падут, и всадники их в смятении поразят друг друга мечами».
23 «И в тот день, — это вещее слово ГОСПОДА Воинств, — возьму Я тебя, слуга6 Мой Зоровавель, потомок Шеальтиэля, и будешь ты словно перстень с печатью, — это слово ГОСПОДНЕ, — потому что Я избрал тебя! Таково слово ГОСПОДА Воинств».

Новой Женевской Библии

2:1−9 Почти через месяц после первого пророчества Аггея Господь вновь обращается к людям, но на этот раз уже для того, чтобы поощрить их продолжать строительство храма. По-видимому, рассказы о величии первого храма лишали людей уверенности в возможности его восстановления, особенно когда они видели, в каком состоянии храм находился теперь. Вначале Господь дает им заверения, касающиеся настоящего времени: Он Сам с ними, что служит надежной гарантией успеха их начинанию. Затем Он заверяет их относительно будущего в том, что касается цели их трудов. Слава нового храма намного превзойдет славу храма Соломонова. То строительство, которое ведется в данное время, будет иметь эсхатологическое значение. Все народы также приумножат славу этого храма последних дней и принесут ему свои драгоценные дары. Присутствие Бога уже сейчас и грядущая слава нынешнего начинания укрепят тех, которые опасались, что их труды окажутся тщетными.

2:1 В седьмой месяц, в двадцать первый день месяца. 17 октября 520 г. до Р.Х. Согласно Лев 23:33−43, этот день был последним днем праздника Кущей, когда народ должен был радоваться ниспосланным ему дарам Божиим и, пребывая в кущах, на лоне природы, праздновать сбор обильного урожая. В этот же раз особенно радоваться было нечему, так как урожай был скудным (1:11).

2:2 остатку народа. В 1 главе Аггей обращается к вождям народа, потому что им надлежало выступить инициаторами работы. Теперь он обращается также и к народу, потому что слово его должно вдохновить людей.

2:3 этот дом в прежней его славе. «Этот дом» означает не само здание, но как бы духовный символ. Соломон также освятил храм в седьмой месяц (3Цар 8:2). «Остаток народа», глядя на незавершенный второй храм, был в растерянности. В ст. 1−3 говорится о том, что народ Божий был деморализован, видя, как мало величия ныне осталось в храме, и сознавая всю трудность стоявшей перед ним задачи.

2:4 ободрись. Троекратным повторением этого призыва подчеркивается, что народ Божий не должен в отчаянии бросать начатую работу (ср. Гал 6:9).

Я с вами. Уверенность святых в том, что их труды не напрасны, основана на уповании, что Господь с ними. В этом присутствии Господа их главная сила. Средство против растерянности — это вера в обетования Божии и в то, что Бог с ними.

2:5 Завет Мой, который Я заключил с вами. Завет, который Бог заключил с израильтянами при их исходе из Египта (ср. Исх 33:12−17; Чис 11:16−17).

дух Мой пребывает среди вас. Дух Божий так же пребывает с народом Его, как и во время странствования евреев в пустыне. Завет Господа и Дух Его и сейчас имеют столь же реальную силу, как и во дни великого исхода из Египта.

2:6 еще раз, и это будет скоро, Я потрясу. Настоящее и отдаленное будущее соединяются в одну картину всеобщего потрясения, которое включает суд как над миром природы, так и над миром людей. Весь мировой порядок (земля и небо) будет еще раз поколеблен в будущем (Евр 12:26−28).

2:7 Желаемый всеми народами. Слово «желаемый» относится, вероятно, не к Тому, в Ком нуждаются все народы (Мессии), но к вожделенным для всех народов драгоценным вещам (ст. 8). Указом царя Дария, во время правления которого проповедовал Аггей, предписывалось жертвовать драгоценности на украшение строящегося храма (Езд 6:3−5, 8−9).

дом сей славою. Желание Бога состоит в том, чтобы быть почитаемым и являть Свою славу «всем народам». Когда Божие присутствие наполнит храм, народы придут к свету (Ис 2:3−5; Ис 60:3).

2:8 Мое серебро и Мое золото. Как верховный властелин (ср. Пс 23:1; Пс 49:9−12), Бог дарует прославляющим Его богатства всех народов (Ис 60:5).

2:9 Слава. Обещание высшей славы исполняется во Христе. Он есть высшее проявление присутствия среди людей Бога и славы Его (Ин 1:14). Слава Христова видима в Его Церкви, Храме Божием (Еф 2:21 и 3:20−21).

на месте сем Я дам мир. Понятие «мир» (евр.: «шалом») означает нечто большее, чем просто отсутствие вооруженных конфликтов. Оно включает в себя также процветание и всеобщее благополучие. Христос дарует мир верующим в Него уже сейчас (Ин 14:27), но истинный мир наступит, когда Господь Бог Вседержитель и Агнец станут Храмом (Откр 21:22) Нового Иерусалима.

2:10−19 Хотя народ Израиля и был избран Господом, грехи осквернили его и обесценили его молитвы. Но народ еще не осознал полностью этого. Пока он не явил свою покорность Господу, все благословения оборачивались для него проклятиями. Теперь же Господь обещает, что покорность воле Божией принесет народу великое благословение. Отныне Господь будет щедро благословлять труды его.

2:10 В двадцать четвертый день девятого месяца. Временная последовательность важна для истолкования третьего пророчества (2:10−19): 1) народ раскаялся и начал работы 21 сентября 520 г. до Р.Х. (1:15); 2) Аггей произнес пророчество, в котором воодушевлял народ на продолжение работы, 17 октября 520 г. до Р.Х. (2:1−9); 3) а теперь, 18 декабря 520 г. до Р.Х., в своем новом пророчестве он опять обличает людей. Почему? Потому что люди еще не осознали главного — своей нечистоты перед Святым Богом.

2:11 о законе. Закон говорил, что осквернение освященного предмета (Лев 20:7) может произойти через прикосновение к чему-либо ритуально нечистому (Чис 19:11−13).

2:14 таков этот народ. Люди осквернили свои труды по восстановлению храма и свои жертвоприношения, потому что их отчуждение от Бога было в действительности глубже, чем им самим казалось.

2:15 Теперь. Это слово указывает на значительную перемену. Несмотря на осквернение народа в прошлом, Бог намерен благословить его (ср. ст. 19).

2:17 Поражал Я вас. Такого рода напасти служили Богу средством, чтобы вновь обратить Свой народ к Себе. Во Втор 28:22 о них говорится как о проклятиях, следующих за неподчинением Божиему завету. Ср. Ам 4:9.

2:19 есть ли еще в житницах семена? Как и в гл. 1, в данном случае неплодородность земли понимается как несомненный знак Божиего наказания Его народу.

Я благословлю их. Милость Божия превыше греха и осквернения Его народа. Хотя Он и наказывает Свой народ испытаниями, в конце концов милосердие Господа восторжествует над Его справедливым гневом.

2:20−23 В тот день, когда Господь потрясет царства земные, должно произойти два важных события: Он низвергнет все народы и установит над ними Своего правителя из дома Давидова, слугу Господня. Это — второе пророчество о славе последних дней.

2:22 ниспровергну. Бог вступает в священную войну против врагов и побеждает. Все народы в конечном счете покорятся Ему. См. также Дан 2:44; Дан 7:27.

2:23 В тот день. День Божиего суда и спасения.

раб Мой. Зоровавель избран Богом для свершения Его работы. Грядет еще более великий Раб (Ис 42:1). Зоровавель был Его прообразом. Иисус — потомок Зоровавеля (Мф 1:12) и Раб Божий (Ис 53:11).

печать — символ власти и могущества. Ср. Иер 22:24.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Имеется в виду месяц тишри, а вероятная дата, указанная здесь, — 17 октября 520 г. до Р. Х.
3  [2] — Или: в былой славе.
7  [3] — Стих труден для перевода, поскольку в евр. тексте подлежащее «желаемый / желание / благой / драгоценный» стоит в ед. числе, а предшествующее ему сказуемое «придет» — во множественном. Друг. возм. пер.: и тогда придет Желаемый всеми народами.
10  [4] — Вероятная дата, указанная здесь, — 18 декабря 520 г. до Р. Х.
17  [5] — Точное название этих болезней растений неизвестно.
23  [6] — Или: раб.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.