Захария 4 глава

Книга пророка Захарии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Ангел, прежде говоривший со мной, возвратился и разбудил меня, как обычно будят от глубокого сна.
2 Ангел спросил меня: «Что ты видишь?», я ответил: «Светильник вижу, весь из золота, сверху на нем чаша и семь лампад на семи ветвях, исходящих от чаши.
3 Еще две оливы вижу, справа и слева от чаши».
4 И я спросил говорившего со мной ангела: «Что это, господин мой?»
5 «Ты и вправду не понимаешь, что это означает?» — сказал он. «Нет, господин мой», — ответил я.
6 Тогда ангел объяснил мне: «Это слово ГОСПОДНЕ Зоровавелю, и значит оно: „Не воинской силой и не человеческой мощью, но Духом Моим“, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. —
7 Какой бы ты ни была великой, гора на пути Зоровавеля, осядешь ты — равниной станешь! Ибо надлежит ему завершить строительство и положить последний замковый камень при громком ликовании людей: „Благоволит, благоволит к нему Бог! “»
8 Было мне слово ГОСПОДНЕ:
9 «Руками Зоровавеля положено основание этому Храму, эти же руки завершат его. (Тогда поймете вы, что Сам ГОСПОДЬ Воинств послал меня к вам.)
10 И кто осмеливался пренебрегать тем, казалось бы, незначительным днем, в который работа была начата, даже они будут радоваться, когда увидят в руке Зоровавеля отвес».
(«А те семь глаз, что видел ты прежде на камне, — это очи ГОСПОДА, что осматривают всю землю».)
11 Тогда я спросил у ангела: «Что это за две оливы справа и слева от светильника?»
12 И еще один вопрос обратил к нему: «Что это за ветви олив, изливающие золото, елей свой, по золотым ветвям светильника? »
13 Ангел ответил вопросом: «Так ты и этого не знаешь?» Я отвечал: «Не знаю, господин мой».
14 Тогда он объяснил мне: «Это двое елеем помазанных,1 предстоящих Владыке всей земли».

Новой Женевской Библии

4:1−14 В пятом видении предстает золотой светильник и два масличных дерева. Главный вопрос, ответ на который содержат эти видения, состоит в том, можно ли работу по восстановлению храма завершить собственными силами людей. Ответ гласит, что Иисус и Зоровавель — смертные люди с ограниченными возможностями. Силы, необходимые для выполнения данной задачи, исходят от Самого Бога.

4:2 светильник весь из золота. Этот светильник, вероятно, должен был напоминать народу о светильнике в скинии или храме (Исх 25:31), хотя по форме они отличались. Светильник может также символизировать восстановление еврейского народа в роли «света народов» (Ис 42:6; Ис 49:6).

семь лампад... по семи трубочек. Вероятно, следует понимать, что имелось семь лампад на ободке чаши и от каждой лампады вела трубочка к масличным ветвям (ст. 12).

4:3 две маслины. См. ком. к 4:14.

4:4 что это? Внимание Захарии привлечено к масличным деревьям, а не к светильнику. См. 4:14 и ком.

4:6 Этот стих служит ключом к пониманию всего видения.

Зоровавелю. Хотя в этом видении Иисус также присутствует в образе одного из масличных деревьев, главное внимание привлечено к Зоровавелю (см. ст. 6−7, 9−10.

не воинством. Не военной силой. Народу Божиему неоднократно внушалось, что он не должен полагаться на военную силу и внешних союзников для исполнения того, к чему он призван (Ис 31:1−3; Пс 19:7−9).

не силою. Нет такого источника силы ни на небе, ни на земле, чтобы исполнить стоящую перед Зоровавелем задачу без помощи Божией.

Духом Моим. Дух Божий дает рабам Его способность преодолевать препятствия, стоящие перед ними. Пророки часто изображают Дух Божий сподобляющим рабов Его выполнить дело Божие. См. Ис 11:2; Ис 42:1; Ис 61:1.

4:7 краеугольный камень. Последний и самый важный камень, который, как предполагается, будет торжественно уложен в восстановленный храм.

благодать на нем! Букв.: «благодать ему», или «милость ему». Еврейское слово может означать восхищение красотой храма и милостью Божией, благодаря которой восстановление храма завершено (ст. 9).

4:10 день сей маловажным. Из-за медленного хода работ по восстановлению храма легко можно было впасть в уныние. Мы видим разочарование иудейского народа при закладке основания второго храма (Езд 3:10−12), а также при восстановлении храма в дни пророка Аггея (520 г. до Р.Х.; Агг 2:3). Но не следует судить о делах Божиих человеческими мерками.

очи Господа. См. ком. к 3:9.

4:14 это... помазанные елеем. «Помазанные» (букв.: «сыновья свежего масла») относится здесь к Зоровавелю и Иисусу. Как избранные Богом вожди народа, они получат от Святого Духа необходимую силу, чтобы завершить храм. Вместе они являются прообразом Мессии, который соединит в одном лице функции священника и царя (6:12 и ком.). Поучение, содержащееся в этом видении, состоит в том, что Бог есть источник силы, необходимой для свершения Его дела, и что Он дарует Дух Свой избранным Своим для того дела, к которому Он их призвал.

Господу всей земли. «Господь» здесь означает «хозяин». Это напоминание о том, что Бог, Которому мы служим, есть всемогущий Господь всех дел человеческих (Ис 40:15, 23−24).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
14  [1] — Избранники, или помазанники — вероятно, имеются в виду потомок царя Давида Зоровавель и первосвященник Иисус; букв.: сыновей елея / свежего оливкового масла.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.