Захария 8 глава

Книга пророка Захарии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Было мне слово ГОСПОДА Воинств.
2 Вот что говорит ГОСПОДЬ Воинств: «Горячо возлюбил Я Сион и по великой любви к нему пылаю гневом на врагов его ».
3 Так говорит ГОСПОДЬ: «Возвращусь на Сион, буду пребывать в Иерусалиме, и станут называть этот город Градом истины,1 а гору ГОСПОДА Воинств — святой горой».
4 «Тогда, — говорит ГОСПОДЬ Воинств, — вновь смогут безмятежно сидеть на площадях Иерусалима даже те старики,2 что уже не ходят без посоха.
5 И дворы и улицы города будут усеяны играющими детьми».3
6 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: «И если в те мрачные дни всё это показалось бы невозможным4 для тех немногих, кто в живых остался,5 то должно ли это невозможным быть и для Меня?» — вопрошает ГОСПОДЬ Воинств.
7 «Освобожу Я народ Мой и возвращу их из стран, что на востоке, и из тех, что на западе, — говорит ГОСПОДЬ Воинств. —
8 Верну их назад, чтобы снова жили они в Иерусалиме; и будут все они Моим народом, а Я буду их Богом в верности Завету и праведности».
9 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: «Будьте мужественны6 все, кто слышал ныне слова эти из уст пророков, которые были при закладке нового Дома ГОСПОДА Воинств, при восстановлении Храма.
10 Ибо не было до сего дня у людей никакого заработка, и не было у них никакой прибыли от животных. Из-за врагов никто не мог спокойно покидать город, чтобы заниматься делами своими, потому, что Я попустил им всем жить во вражде друг с другом.
11 Но отныне иным будет отношение Мое к остатку этого народа, не таким, как прежде, — это вещее слово ГОСПОДА Воинств. —
12 Сеять будете в мирное время, и лоза принесет свой плод, земля даст урожай, и небеса ниспошлют росу — всем этим одарю Я остаток народа Моего.
13 Как вы, дом Иуды и дом Израилев, считались прежде проклятием у народов, так, когда избавлю вас, станете вы у них благословением. Не бойтесь и будьте мужественны!»
14 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: «Точно так, как Я некогда решил наказать вас как народ, когда отцы ваши гневили Меня, и Я не смягчал наказания,7 — говорит ГОСПОДЬ Воинств, —
15 так же ныне решил Я сотворить доброе Иерусалиму и дому Иуды. Не бойтесь!8
16 Вот как надлежит вам поступать: говорите правду друг другу, суд у городских ворот ваших вершите праведный, ведущий к миру.
17 Не замышляйте в сердцах своих зла один против другого и клятв ложных не давайте. Ненавистно Мне всё это», — говорит ГОСПОДЬ.
18 И вновь было мне слово ГОСПОДНЕ.
19 Так сказал ГОСПОДЬ Воинств: «Дни поста четвертого, пятого, седьмого и десятого месяца каждого года 9 станут для дома Иуды днями радости и ликования, в празднества светлые превратятся. Посему только истину возлюбите и мир!»
20 Так говорит ГОСПОДЬ Воинств: « Тогда придут в Иерусалим многие народы, жители многих городов.
21 Жители одного города придут в другой и скажут: „Почему бы и нам не пойти туда, не заручиться тоже благорасположением ГОСПОДА?! Нам надо тоже молиться ГОСПОДУ Воинств! Мы10 тоже пойдем с вами“».
22 Придут в Иерусалим многие племена, народы сильные, чтобы обратиться к ГОСПОДУ Воинств и обрести Его расположение.
23 Так говорит ГОСПОДЬ: «В те дни десять человек разноязыких, разноплеменных ухватятся за полу одежды иудея и, держась за нее, скажут: „Мы пойдем с тобой, ведь с вами, мы слышали, Бог“».

Новой Женевской Библии

8:1−23 В этой главе изображается окончательно наступившее Царство Божие, когда Бог ниспошлет на Свой народ последнее и самое щедрое благословение. См. Ис 65:66. Они возвращали евреям надежду, что Бог по-прежнему хочет благословить их.

8:2 возревновал Я о нем. Ревность Бога проистекает из того, что Он, преданно любя Свой народ, ждет от него ответных чувств (1:14), и направлена она не против народа, но во благо ему.

8:3 городом истины. Полное значение еврейского слова, переведенного здесь как «истина», — «истина, которая выражается в верности закону Божиему». Такого рода верность по отношению к закону была редким проявлением со стороны Израиля во времена Захарии. Пророк предвидит наступление времен, когда народ Божий будет поступать в повседневной жизни в соответствии с заповедями Божиими (ст. 16). См. также Исх 34:6−7.

горою святыни. Гора Сион освятится, потому что Бог будет обитать на ней в буквальном смысле. Пророки неоднократно подчеркивают, что день спасения станет днем возвращения Бога на землю (2:5, 11).

8:4−5 Картины жизни, исполненной Божией благодати, как было обещано заветом (ср. Исх 20:12). Снизошедшее на людей благословение — это совершенный мир и благополучие.

8:6 дивно. Явление, вызывающее у людей благоговейный трепет, потому что выходит за пределы человеческих возможностей. Только Бог способен совершить нечто дивное.

оставшегося. Сохранившие верность Богу посреди всеобщей непокорности, ибо по «избранию благодати, сохранился остаток» (Рим 11:5). См. ком. к Ис 1:9 и Мих 2:12.

8:7 спасу народ Мой... захождения солнца. Восстановление завета с народом Божиим включает его возвращение из чужих стран. См. Втор 30:1−5; Иер 30:8−11.

8:8 будут Моим народом... их Богом. В этом заключается суть завета Божия с Авраамом и его потомками (Быт 17:7), а также восстановленного завета (Иер 31:33). Эти отношения народа Божиего с его Спасителем и Господом служат источником всех других благословений, обещанных ему.

8:12 Ибо посев будет в мире... небеса будут давать росу свою. В день, когда Бог восстановит полностью Свой завет, Он даст народу и благословения, обещанные во Втор 30:9. А так как судьба земли народа Божиего была тесно связана с восстановлением завета, то благословение ниспосылалось и земледелию.

8:15 определил. См. ком. к 1:6.

8:16−17 истину... миролюбно судите... ложной клятвы. Пророк призывает народ жить, как того требует Божий завет. Богоугодное поведение, описываемое здесь, контрастирует с богопротивным характером почти всей истории Израиля, но теперь, в эту последнюю благословенную эпоху, воцарятся истина и праведность (Ам 5:24).

да не мыслит в сердце своем зла. Ср.: «зла... не мыслите» (7:10).

8:19 Этот стих содержит ответ на вопрос, который был задан в 7:3. Названные в нем посты соотносятся с различными эпизодами разрушения Иерусалима.

четвертого. Пост в воспоминание падения стен Иерусалима, которое стало началом конца города (4Цар 25:3−4). О постах пятого и седьмого месяцев см. ком. к 7:5.

десятого. В 4Цар 25:1 рассказывается, как Навуходоносор начал свою осаду Иерусалима в десятый месяц (Иер 39:1−10).

8:20−23 В этих стихах описывается великое паломничество языческих народов в Иерусалим. См. также Зах 14:16−20; Ис 2:1−4; Мих 4:1−5. Даруемое Богом спасение перестает быть уделом одного только Израиля и распространяется на весь мир (Мал 1:5).

8:22 сильные народы. См. ком. к Ис 2:2−4; Мих 4:1−3.

8:23 десять человек из всех разноязычных народов. Здесь подчеркивается великое множество (ст. 22) язычников, которые придут восславить истинного Бога. Божий замысел состоит в том, чтобы спасти избранных Им «из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр 5:9).

с вами Бог. Поклонение Богу вызвано Его живым присутствием среди Его народа (1Кор 14:24−25).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: верности; то же в ст. 19.
4  [2] — Букв.: старики и старухи.
5  [3] — Букв.: мальчишками и девчонками.
6  [4] — Или (здесь и ниже в этом стихе): удивительным.
6  [5] — Букв.: малому остатку народа сего.
9  [6] — Букв.: да будут крепки ваши руки; то же в ст. 13.
14  [7] — Букв.: точно так, как Я решил причинить зло вам, когда прогневали Меня отцы ваши, и не пожалел (об этом).
15  [8] — Наказание, постигшее отцов (Вавилонское пленение, см. ст. 14) и допущенное для воспитания, и обещанные благословения (см. ст. 15) не являются случайными и произвольными велениями Бога, но имеют целью осуществление одного и того же благого Промысла — спасение человека.
19  [9] — Ср. 7:5.
21  [10] — Букв.: я.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.