По Матфею 21 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда они подходили к Иерусалиму и достигли Виффагии, селения у горы Масличной,1 Иисус послал вперед двух учеников,
2 сказав им: «Идите в селение, которое перед вами. Вы сразу же найдете там ослицу на привязи и с ней молодого осла; отвяжите их и приведите ко Мне.
3 А если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте: „Они нужны Господу“, — и он тотчас отпустит их».2
4 Это произошло во исполнение сказанного через пророка:
5

«Скажите дочери Сиона:3
Вот Царь твой к тебе идет,
духом Он кроткий, восседает на осле,
на молодом осле, идущем рядом с матерью-ослицей,
приученной к жизни под ярмом“».4

6 Ученики отправились и сделали всё так, как велел им Иисус.
7 Они привели ослицу и молодого осла, положили на животных одежды свои; Иисус сел на них.
8 Многие из толпы, сопровождавшей Его, устилали дорогу своими одеждами, а другие устилали ее ветвями, которые срезали с деревьев.
9 И толпы людей, шедших впереди и позади Него, восклицали:

«Осанна5 Сыну Давида!
Благословен Грядущий во имя Господне!
В высях небесных осанна6

10 Когда Иисус вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение. «Кто это?» — спрашивали повсюду.
11 Толпа отвечала: «Это пророк Иисус из Назарета Галилейского».
12 И вошел Иисус в Храм, и изгнал оттуда всех, кто продавал и покупал там, опрокинул столы менял и прилавки торгующих голубями.
13 «Написано, — сказал Он им, дом Мой будет назван домом молитвы.7 Вы же делаете из него вертеп разбойников!»
14 И подошли к Нему в Храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
15 А первосвященники и книжники, увидев дивные дела, которые Он совершил, и детей, восклицающих в Храме: «Осанна Сыну Давида!», — возмутились
16 и сказали Ему: «Ты слышишь, что они говорят?»
«Да! — ответил им Иисус. — Разве вы никогда не читали: „Из уст младенцев и грудных детей уготовил хвалу Ты Себе“»8?
17 И, оставив их, ушел Он из города в Вифанию и там провел ночь.
18 Возвращаясь ранним утром в город, Иисус почувствовал голод.
19 Увидев при дороге смоковницу, Он подошел к ней, но кроме листьев ничего не нашел на ней и сказал дереву: «Так пусть никогда не будет плодов на тебе!» И смоковница тотчас засохла.
20 Ученики, увидев это, удивились: «Что это вдруг сразу засохла смоковница?»
21 «Воистину, — ответил им Иисус, — если будет вера у вас, и вы не усомнитесь, сделаете не только то, что произошло со смоковницей, но даже если этой горе скажете: „Поднимись и пади в море!“ — так и будет.
22 И всё, о чем бы ни просили вы в молитве с верою, получите».
23 Иисус вошел в Храм, и, когда Он учил, подошли к Нему первосвященники и старейшины и спросили: «По какому праву9 Ты делаешь это? Кто дал Тебе эту власть?»
24 «Спрошу вас и Я об одном, — сказал им Иисус, — если вы ответите Мне, то и Я скажу вам, по какому праву делаю это.
25 Крещение, что Иоанн совершал, откуда оно — от Бога или от людей?»
Они стали рассуждать между собой: «Если скажем: „От Бога“, Он спросит: „Почему же вы тогда не поверили ему?“
26 Сказать: „От людей“ — опасно перед толпой, ведь все Иоанна считают пророком».
27 «Мы не знаем», — ответили они Иисусу.
И Он ответил им: «Я тоже вам не скажу, по какому праву делаю это».
28 «А что вы скажете об этом? У одного человека было два сына, и он, подойдя к первому, сказал: „Сын мой, ступай, поработай сегодня в винограднике“.
29 Тот ответил: „Не хочу“, но потом раскаялся10 и всё же пошел.
30 Отец подошел к другому сыну и сказал ему то же самое. Сын ответил: „Иду, мой отец“, а сам не пошел.
31 Кто из них выполнил волю отца?»
«Первый», — ответили слушавшие.
«Верно, что сборщики налогов и блудницы, — сказал им Иисус, — идут впереди вас11 в Царство Божие.
32 Ибо Иоанн пришел показать вам путь к праведности,12 и вы не поверили ему, а сборщики налогов и блудницы поверили. Вы же и после того, как увидели это, не захотели изменить свое мнение13 и поверить ему.
33 Послушайте другую притчу. Жил один человек, у которого было имение, он насадил виноградник, обнес оградой его, вырыл в нем для давильни яму, построил сторожевую башню и, отдав его внаем виноградарям, уехал.
34 Когда подошло время для сбора винограда, он послал своих слуг к виноградарям взять причитающуюся ему долю урожая.14
35 Но виноградари схватили слуг его: одного избили, другого убили, а третьего побили камнями.
36 Послал он других слуг, и притом больше, чем прежде, но и с ними обошлись так же.
37 Наконец, послал он к ним сына своего, думая: „К сыну моему они отнесутся с уважением“.
38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: „Это наследник. Давайте убьем его и завладеем его наследством!“
39 Они схватили его, выволокли из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он тем виноградарям?»
41 «Расправится со злодеями, предав их злой смерти, — ответили они, — а виноградник передаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды в положенный срок».
42 Тогда Иисус сказал им: «Разве никогда не читали вы в Писаниях:

Камень, что отвергли строители,
краеугольным стал камнем;
Господом сделано это,
и чудом кажется нам?“15

43 Потому говорю вам: Царство Божие отнято будет у вас и передано народу, который приносит ожидаемые плоды.16
44 [Каждый, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того обратит во прах»].
45 Когда первосвященники и фарисеи услышали эти притчи, поняли они, что о них Он говорит,
46 и хотели было схватить Его, но побоялись народа, который пророком Его почитал.

Новой Женевской Библии

21:1−11 Только Матфей, единственный из всех синоптиков, говорит об ослице; возможно — чтобы подчеркнуть, что осел был очень молодой, ослица еще кормила его и потому на нем еще никто не ездил (ср. Мк 11:2). Кроме того, в цитате из Зах 9:9 сказано, что грядущий Царь будет ехать на молодом осле. Иисус хочет, чтобы пророчество исполнилось во всех деталях и все однозначно его поняли.

Победный вход в Иерусалим — конечно, акт символический. Иудеи признавали, что Захария говорит о Мессии. Толпа кричала: «Осанна Сыну Давидову!» (ст. 9) и расстилала одежды (ср. 4Цар 9:13), следовательно, приняла свидетельство, что Он и есть Мессия. Вспомним, что Давид объявил Соломона своим наследником, повелев ему въехать в Иерусалим на осле (3Цар 1:33, 38, 44).

21:7 Он сел поверх их. Иисус не оседлал обоих ослов, Он ехал на осленке (ср. Мк 11:2, 7). Вероятно, «их» относится к одеждам.

21:9 осанна. Еврейское слово, соответствует русскому «дай спасение», «спаси же».

21:12−13 По Иоанну (1:13−17) получается, что Иисус очистил храм раньше, в начале Своего служения, а не на Страстной неделе. Предполагают, что или Иоанн, или синоптики изменили время действия из теологических соображений. Не исключено, что Иисус изгонял меновщиков дважды.

21:13 вертепом разбойников. Слова эти — из Иер 7:11, где Господь изобличает иудеев, считавших, что само здание храма уже обеспечивает им Божие благоволение при всей мерзости их грехов. Это же суеверие было распространено и во времена Иисуса.

21:16 Чтобы оправдать восхваляющих Его детей, Иисус приводит слова из Пс 8:3, где Бог велел младенцам хвалить Его. Иисус здесь косвенным образом подтверждает Свою Божественность.

21:18−20 Матфей сводит воедино события, которые происходили в течение двух дней (ср. Мк 11:12−14, 20−26). Обычно плоды смоковницы появляются весной раньше листьев и, хотя они еще незрелы, есть их можно. Иисус проклял дерево за то, что обилием листьев оно обещало много плодов, а плодов этих нет. Случай этот вместе с изгнанием из храма предупреждает о неотвратимости Божией кары Израилю: разрушение и города, и храма (Иер 24:1−8).

21:21−22 Созвучно 17:20, но здесь подчеркивается, что не следует сомневаться. Свобода от сомнений приходит как результат уверенности в благости Божией. Истинная вера получает то, о чем просит, ибо основана не на самонадеянности, а на доверии к Богу и на подчинении Его воле.

21:33−46 Притча восходит к Ис 5:1−7 и, возможно, к Пс 79:8−18. Ее смысл ясен. Хозяин здесь — Бог, виноградник — Царство Божие (ст. 43), слуги — пророки, сын — Иисус, виноградари — иудеи, отвергшие Иисуса, убиение сына — распятие Христа, изгнание виноградарей — передача Царства новому народу Божию, в который входят и язычники.

21:42 В ответе Иисуса тем, кто оспаривал Его власть (ст. 23), использованы слова из Пс 117:22−23.

21:44 Здесь соединены пророчества Исаии (8:14) и Даниила (2:34, 44). Так Иисус говорит о крушении земных царств и создании Царства Божия на земле, и о том, что вожди иудейские этому царству противятся. Ссылка Самого Иисуса на Пс 117, Ис 8:14 и Дан, гл. 2 дает основание учению о Христе, как о «камне» (Деян 4:11; Рим 9:33; 1Пет 2:6−8).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: Елеонской.
3  [2] — Или: они нужны Господу, и Он вскоре вернет (букв.: пошлет) их.
5  [3] — Выражение «дочь Сиона» — гебраизм, используемый здесь для указания на жителей Иерусалима. См. в Словаре Сион.
5  [4] — Ис 62:11; Зах 9:9.
9  [5] — «Осанна» — еврейское выражение, означающее «спаси же»; произносилось как хвалебный возглас.
9  [6] — Пс 118 (117):26.
13  [7] — Ис 56:7.
16  [8] — Пс 8:3 (LXX).
23  [9] — Букв.: какою властью; то же в ст. 24 и 27.
29  [10] — Или: передумал.
31  [11] — Или: вместо вас; друг. возм. пер.: войдут, а вы — нет.
32  [12] — Или: пришел к вам в согласии с волей Божьей.
32  [13] — Букв.: не раскаялись.
34  [14] — Букв.: свои плоды.
42  [15] — Пс 118(117):22, 23.
43  [16] — Букв.: творящему плоды его, т. е. Царства Божия.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.