По Матфею 22 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 И вновь Иисус обратился к ним в притчах:
2 «Представление о Царстве Небесном может дать то, что произошло с одним царем, который устроил для сына своего свадебный пир.
3 Он послал своих слуг собрать гостей, званных на пир, но те не захотели прийти.
4 Послал он других слуг, наказав им: „Скажите званым: вот, я приготовил обед мой. Быки мои и откормленный скот заколоты, всё готово. Приходите на свадебный пир!“
5 Но те опять оставили его слова без внимания. Иные из них разошлись: кто на поле свое, кто по торговым делам;
6 оставшиеся же схватили слуг его и, надругавшись, убили их.
7 Разгневанный царь послал войска свои, приказав истребить тех убийц, а город их сжечь.
8 А слугам своим потом сказал: „Свадебный пир готов, но гости, мной приглашенные, оказались его недостойны.
9 Ступайте же на распутья1 и, кого найдете, зовите на свадебный пир“.
10 Слуги пошли по дорогам и собрали всех, кого нашли: и злых и добрых. Зал наполнился наконец гостями.
11 Но когда царь вошел посмотреть на собравшихся, он увидел там человека, одетого не в свадебную одежду,
12 и спросил его: „Друг! Как случилось, что ты вошел сюда не в свадебной одежде?“ Тот молчал.
13 Тогда царь велел слугам: „Свяжите ему руки и ноги и выбросите его вон, во тьму: там будет плач и скрежет зубовный“.
14 Ибо много званых, но мало избранных».
15 Фарисеи ушли и сговорились о том, как им поймать Иисуса на слове.
16 Они подослали к Нему учеников своих вместе со сторонниками Ирода. «Учитель, мы знаем, что Ты истину говоришь, — сказали они, — и воистину по-Божьи жить учишь, не думая при этом угодить людям, кто бы они ни были.2
17 Так скажи нам, как Ты считаешь: позволительно платить налог кесарю или нет?»
18 Но Иисус, зная их умысел злой, сказал: «Зачем расставляете Мне сети, лицемеры?
19 Покажите монету, которой платят налог». Они подали Ему денарий.
20 Иисус спросил их: «Чье это изображение и надпись?»
21 «Кесаря», — ответили они.
«Так и отдавайте кесарево кесарю, а Божие — Богу», — сказал Он им.
22 Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли.
23 В тот день подошли к Нему саддукеи, которые утверждают, что нет никакого воскресения мертвых, и спросили Его:
24 «Учитель! Моисей сказал: „Если кто-нибудь умрет бездетным, то на вдове его должен жениться брат умершего и продолжить род брата своего“.3
25 Было же у нас семь братьев. И первый, женившись, скончался бездетным и оставил жену своему брату.
26 То же случилось и со вторым, и с третьим, и со всеми семью.
27 А после всех умерла и та женщина.
28 В день, когда мертвые воскреснут, женой кому из этих семи она будет, ведь все они были ее мужьями?»
29 Иисус же ответил им: «Заблуждаетесь вы, не зная Писания и силы Божией.
30 После воскресения уже не женятся, не выходят замуж, но живут, как ангелы в Небе.
31 А что до воскресения мертвых, то неужели вы не читали того, что Бог вам сказал:
32 Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова4? Он — не мертвых Бог, а живых».
33 Услышав это, народ не переставал дивиться тому, как и чему Он учил.
34 Тогда фарисеи, услышав, что вынудил Он замолчать саддукеев, собрались вместе вокруг Него,
35 и один из них, [законник], испытывая5 Его, спросил:
36 «Учитель! Какая заповедь в Законе самая главная?»
37 Иисус сказал ему: «„Люби Господа, Бога своего, всем сердцем своим, всей душою своею и всем разумом своим“,6
38 вот первая и самая главная заповедь.
39 Вторая подобна ей: „Люби ближнего своего, как самого себя“.7
40 Весь Закон и пророки на этих двух заповедях стоят».
41 Когда же вокруг собрались фарисеи, Иисус спросил у них:
42 «Что думаете вы о Мессии?8 Чей сын Он?»
«Давидов», — ответили они.
43 «Если так, — сказал Иисус им на это, — почему же Давид, движимый Духом Божиим, называет Его Господом, говоря:
44

Сказал Господь Господу моему:
сядь по правую руку Мою,
доколе не повергну врагов Твоих
к ногам Твоим9?

45 Если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?»
46 И ни один из них не мог Ему на это ответить. С того дня никто уже больше не решался задавать Ему вопросы.

Новой Женевской Библии

22:1−14 Хотя притча эта кое в чем похожа на притчу у Луки (14:16−24), словесных совпадений очень мало, и есть большие различия. Видимо, это — разные притчи, рассказанные в разных случаях.

В этой притче две части, и первая (ст. 1−10) продолжает тему, начатую в предыдущей главе: те, кто должен был получить Царство, отвергли его, и оно предложено другим, в число которых входят не только «мытари и блудницы» (21:31), но и язычники. Стих 9 говорит о том, что рабы Божии призваны идти с Благой Вестью ко всем людям.

Во второй части (ст. 11−14) говорится, что приглашение в Царство Божие еще не означает вхождения в него; надо быть одетыми как должно, а одежда эта — праведность Христова. Хотя приглашен всякий, кто слышал Благую Весть, а многие даже считают, что они — в Царстве, предстать пред Богом смогут только те, кто облечен в праведность Христа.

Части эти связаны ст. 14, в котором сжато выражена тема Божиего суверенитета в избрании. Званы и иудеи, и язычники; но только те, кто избран, будут присутствовать на брачном пире Агнца, и это избрание не зависит от прежнего положения (8:11−12).

22:13 во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Иисус описывает вечную кару. Нейтральной полосы между раем и адом нет.

22:14 См. статью «Действенное призвание: составные части обращения».

22:17 подать. Ненавистная иудеям подушная подать символизировала подчинение Риму. Если бы Иисус просто велел платить ее, от Него отошли бы многие; если бы Он сказал, что платить не надо, сторонники Ирода могли бы законно обвинить Его в измене. Его же ответ выходит за пределы спора и акцентирует внимание на главном — на отношениях с Богом. Монета с изображением кесаря принадлежит кесарю, а на ком запечатлен образ Божий — те принадлежат Богу.

22:21 См. статью «Христиане и государственная власть».

22:31 не читали ли вы. Иисус приводит здесь слова из Пятикнижия (Исх 3:6) — той части Писания, которую особо ценили саддукеи. Бог есть (а не был) Бог праотцев, и это доказывает воскресение, ибо «Бог не есть Бог мертвых, но живых». Вечный Бог призывает Своих святых к вечному единению с Собой. Он заключил с праотцами завет, дал им обетования, которые не исполнились во время их земной жизни, однако не утратили силы. Из этого следует, что Бог воскресит праотцев к жизни.

22:37 См. статью «Любовь».

22:40 весь закон и пророки. Т.е. весь Ветхий Завет. Любовь исполняет закон, ибо она включает в себя все заповеди Божии и мотивирует подчинение им (Рим 13:8−10; 1Кор, гл. 13). Она не отменяет заповедей Божиих, но освещает их изнутри и углубляет (5:17; Рим 8:4). См. статью «Закон Божий».

22:42 что вы думаете..? Фарисеи испытывали Иисуса; теперь Иисус испытывает их. Он сосредоточил внимание на самом главном — Мессия ли Он (Христос ли)? А цитата из Пс 109:44 показывает, что бытовавшие представления о Мессии были слишком ограниченны.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
9  [1] — Здесь говорится о тех местах, где городские улицы, выходя за пределы города, переходят в сельские дороги.
16  [2] — Букв.: ибо не смотришь на лицо людей.
24  [3] — Втор 25:5.
32  [4] — Исх 3:6.
35  [5] — Или: искушая.
37  [6] — Втор 6:5.
39  [7] — Лев 19:18.
42  [8] — Или: о Христе.
44  [9] — Пс 110 (109):1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.