По Матфею 3 глава

Евангелие по Матфею
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В те дни явился миру Иоанн Креститель. Проповедуя в пустыне1 Иудейской,
2 он призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось2 Царство Небесное».
3 Это о нем было сказано через пророка Исайю:3

«Голос громко взывающего в пустыне:
Приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте стези Ему!“».4

4 Иоанн носил одежду из грубой верблюжьей шерсти, бедра его опоясывал простой кожаный пояс, а пищей ему были акриды5 и дикий мед.
5 Шли к нему тогда из Иерусалима, из всей Иудеи и всей округи Иорданской,
6 признавали грехи свои, и он крестил их в реке Иордан.
7 Когда же увидел Иоанн, что многие из фарисеев и саддукеев6 тоже идут к нему, чтобы принять крещение, он остановил их словами: «Отродье змеиное! Кто сказал вам, будто сможете вы избежать грядущего возмездия?!
8 Жизнью докажите искренность покаяния7 вашего
9 и не обольщайте себя словами: „Наш отец — Авраам!“ Говорю вам: Бог может даже из этих камней сотворить детей Аврааму.
10 И уже положен топор у корня деревьев; и всякое из них, не приносящее добрых плодов, срубят и бросят в огонь.
11 Я крещу вас водой в знак покаяния, Идущий же за мной столь много сильнее меня, что я недостоин нести и обувь Его за Ним. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
12 В руках Его лопата,8 и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в закрома, а мякину сожжет в огне неугасимом».
13 Тогда же из Галилеи пришел к Иоанну на Иордан Иисус, дабы и Его крестил Иоанн.
14 Тот хотел было удержать Иисуса, говоря: «Ты идешь ко мне? Но ведь это мне следует принять от Тебя крещение».
15 «Пусть будет так на этот раз, — возразил Иисус. — Нам нужно во всем исполнить волю Божию ». Уступил Ему Иоанн.
16 Тотчас после крещения Иисус вышел из воды, и тогда раскрылись [над Ним] небеса, и увидел Он, что Дух Божий, подобно голубю, нисходит на Него.
17 И голос с неба сказал: «Это — Сын Мой возлюбленный, в Нем радость Моя».

Новой Женевской Библии

3:2 покайтесь. И Иоанн, и Иисус (4:17) прежде всего призывают «покаяться», т.е. отвратиться от греха. В этом случае человек не только скорбит о грехах, но и коренным образом меняется, твердо решая жить в послушании Богу. Призыв их перекликается со словом ветхозаветных пророков, которые увещевали Израиль «обратиться», «вернуться» (евр.: «шув») к верности завету. Речь идет не о сокрушении, суровой угрюмости или «покаянных подвигах». Иуда сокрушался о содеянном (27:3), но не отвратился от греха. См. статью «Покаяние».

Царство Небесное. Теме Царства Небесного в учении Иисуса предшествует проповедь Иоанна. Марк и Лука называют Царство «Божиим» (ср. 4:17 с Мк 1:15). Именно Царства или, точнее, царствования Божия ждали ветхозаветные пророки: Бог проявит Свою спасительную силу, Он воцарится и освободит подданных Своих. Слова Иисуса, что Царство приблизилось, означают, что закончилось время ожидания и пришел Сам Царь. Когда Он умер и воскрес, а Благая Весть распространилась по всем народам, ветхозаветные обетования уже исполнились для нас, хотя мы еще ждем их полного осуществления, когда Христос вернется для суда (см. ком. к гл. 13).

приблизилось. О приближении Царства говорится в одном контексте с покаянием. Первое является основанием для второго.

3:3 Ибо он тот. Иоанн возвещает пришествие Господне согласно пророчеству Исаии (40:3). Служение Иоанна, как и служение ветхозаветных пророков, обращено к будущему и свидетельствует о Том Великом, Которому должно прийти (11:7−11; Деян 19:4−5).

3:7 от будущего гнева. Ветхий Завет предвозвещает приход Господа для праведного суда (Пс 95:13; Соф 2:1−2; Мал 3:2). Иоанн лишает вождей народа иллюзий, что чаша гнева Господня — лишь для врагов Израиля, а сами они сумеют ее избежать. Позднее Иоанна смутит, что Иисус не стал вершить суд (см. ком. к 11:2).

3:8 плод покаяния. Имеется в виду подлинная, внутренняя праведность, а не внешнее послушание. Если покаяние никак не отражается на жизни, оно не может быть истинным. Поскольку фарисеи считали себя праведниками, слова Иоанна, по-видимому, глубоко их задели. Однако они пришли не креститься в истинном смысле, т.е. признать, что неправедны и нуждаются в покаянии, а посмотреть, что делает Иоанн (3:7).

3:9 «отец у нас Авраам». Хотя принадлежность к народу Израилеву предполагает внешние привилегии завета (Рим 9:4−5), истинными сынами Божиими людей делает только Бог. Только Он может окропить такой водой, которая превратит каменное сердце в плотяное (Иез 36:25−26). Ни тот, кто рожден иудеем, ни тот, кто рожден христианином, не вправе надеяться, что секира суда пощадит его, если нет плодов, свидетельствующих о покаянии и вере.

3:10 срубают. Суд неизбежен, как неизбежно Царство; если есть одно, есть и другое. Иоанн еще не знал, что Иисус пришел не судить, а претерпеть суд (см. ком. к 11:2).

3:11 Духом Святым и огнем. «Очищая огнем», Бог окончательно крестит нас, и это противопоставлено здесь очищению водой. Огонь Духа обновляет народ Божий и пожирает злых, как солому (Ис 4:4; Зах 13:9; Мал 3:2−3; Мал 4:1). Иоанново свидетельство о том, что Иисус — Господь (ст. 3), расширяется: как Господь Он крестит Духом и вершит последний суд. См. статью «Крещение».

3:13−15 Иоанн «удерживал» Иисуса от крещения, ибо понял, что Он, единственный из всех, не нуждается в покаянии. Однако, чтобы «исполнить всякую правду», Иисус должен был сравняться со Своим народом, чтобы понести его грехи (2Кор 5:21). В сущности, крещение Иоанново и указывало на Иисуса, ибо только Его крестная смерть, которую Он назвал «крещением» (Лк 12:50), могла снять грехи. Заключая новый завет, Иисус во всем отождествил Себя со Своим народом — в крещении и смерти, помазании Духом и победе над искушением (см. ком. к ст. 16:17). См. статью «Откровение о Божественном призвании: крещение Иисуса».

3:15 правду. Суверенное право Иисуса на спасение и осуждение определяется Его праведностью. Иисус учит той совершенной праведности, которую требует Бог (5:20, 48). Он также дарует грешникам Божию праведность. Его крещение указывает на Его смерть как искупление для многих (20:28) и демонстрирует совершенное послушание, которым Он исполняет «всякую правду» (Иер 23:5−6). Прощение грехов и одежды праведности (22:11−12) можно получить только через веру в Христа (8:10; 23:23; ср. 21:32). Те, кому недостает Божией праведности, но они алчут и жаждут ее, насытятся (5:6; 6:33). Иисус зовет всех, обремененных своей самоправедностью, найти в Нем отдых от бремени (11:28 — 12:8).

3:16−17 Свидетельство с небес, что Иисус есть Раб Господень (Ис 42:1; ср. Исх 4:22), подтверждает и то, что Он — Помазанник и Царь (Пс 2:6).

3:16 вышел из воды. См. Ис 43:2 («переходить воды»).

как голубь. Явление Духа в виде голубя напоминает Духа Божия при творении (Быт 1:2) и, возможно, указывает на то, что служением Иисуса начинается новое творение (1:1 и ком.).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. в Словаре Пустыня.
2  [2] — Или: близко.
3  [3] — См. в Словаре Исайя.
3  [4] — Ис 40:3 (LXX).
4  [5] — По мнению многих современных ученых, «акриды» — съедобные насекомые, наподобие кузнечиков, обитавшие в Палестине. Однако известно, что этим же словом назывались плоды дерева кароб.
7  [6] — См. в Словаре Фарисеи и Саддукеи.
8  [7] — Букв.: сотворите плод, (который) покаянию соответствует.
12  [8] — Здесь имеется в виду лопата, которой веют зерно на току.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.