По Луке 22 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Приближался праздник Пресных Хлебов, называемый Пасха,1
2 и первосвященники и книжники искали любую возможность расправиться с Иисусом, но тайно, потому что боялись народа.
3 Тогда вошел сатана в Иуду, одного из Двенадцати, прозванного Искариотом;
4 тот пошел и говорил с первосвященниками и начальниками храмовой стражи о том, как он сможет выдать им Иисуса.
5 Они обрадовались и договорились с ним, что заплатят ему.
6 Иуда согласился и стал искать удобного случая, чтобы предать им Иисуса втайне от народа.
7 И вот наступил первый день праздника Пресных Хлебов, в который полагалось заколоть пасхального ягненка,2
8 Иисус послал Петра и Иоанна, сказав им: «Пойдите и приготовьте всё, чтобы мы могли есть пасхальную трапезу».
9 Они же спросили Его: «Где ты хочешь, чтобы мы ее приготовили?»
10 «Когда будете входить в город, — ответил Он им, — встретится вам человек, несущий кувшин воды; идите следом за ним в тот самый дом, в который он войдет,
11 и скажите хозяину дома: „Спрашивает у тебя наш Учитель: „Где комната, в которой Я мог бы отпраздновать Пасху с учениками Своими?“
12 Тот покажет вам большую горницу, устланную, там и приготовьте».
13 Они отправились, нашли всё так, как Он сказал им, и приготовили там пасхальную трапезу.
14 Затем, когда пришло время, Он и апостолы Его заняли места за столом.3
15 «Как сильно хотел Я, — сказал Он им, — вместе с вами есть эту пасхальную трапезу, прежде чем наступит час Моих страданий.
16 Говорю вам, что больше не буду праздновать4 ее, пока весь смысл ее не откроется в Царстве Божием».5
17 Он взял чашу, возблагодарил Бога и сказал: «Возьмите эту чашу и пейте все из нее,6
18 ибо говорю вам, [что] отныне не буду пить от плодов виноградной лозы,7 пока не придет Царство Божие».
19 Затем Он взял хлеб, возблагодарил Бога и, преломив хлеб, дал ученикам со словами: «Это тело Мое, оно отдано будет за вас. Делайте это в память обо Мне».
20 Также взял Он и чашу после того, как они поели, и сказал: «Эта чаша — новый завет, кровью Моей8 утвержденный, прольется за вас Моя кровь.
21 Но предатель Мой здесь, и рука его на этом столе.
22 Хотя Сын Человеческий и идет по пути, Ему предназначенному, но горе тому человеку, который Его предает».
23 И они стали спрашивать друг друга, кто же из них способен на такое.9
24 Произошел между ними и спор, кто из них должен считаться самым главным.
25 Иисус же сказал им: «Цари язычников господствуют над своими подданными, и те, кто властвует над ними, „благодетелями“ именуются.
26 Но у вас не должно так быть: кто у вас выше других по своему положению, тот должен вести себя как младший, и начальник — как слуга.
27 Кто же больше: тот, кто за столом, или тот, кто прислуживает ему? Не тот ли, кто за столом? Я же среди вас как слуга.
28 Вы не оставили Меня в испытаниях Моих.
29 И Я дарую вам10 Царство, как Отец Мой даровал его Мне:
30 есть и пить будете вы за Моим столом в Царстве Моем, будете сидеть на престолах и судить двенадцать колен Израилевых.
31 Симон,11 Симон! Сатана просил и ему дозволено12 просеять вас, как пшеницу.
32 Но Я молился о тебе, чтобы ты не потерял свою веру; и когда ты всем сердцем обратишься к Богу, укрепи в вере и братьев твоих».
33 «Господи, — ответил Ему Петр, — с Тобой я готов и в тюрьму, и на смерть идти!»
34 Но Он сказал: «Говорю тебе, Петр, что не пропоет еще сегодня петух, как уже ты трижды откажешься от того, что знаешь Меня».
35 И сказал Он им: «Когда Я посылал вас без денег,13 сумы и второй пары обуви, разве в чем-нибудь вы нуждались?»
«Ни в чем», — отвечали они.
36 «Но теперь, — продолжал Он, — у кого есть кошелек, должен взять его, а также и суму. У кого нет меча,14 пусть продаст он одежду свою и купит меч.
37 Ибо говорю вам: нужно, чтобы совершилось надо Мной то, что сказано в Писании: „И к преступникам15 причислен“.16 Путь Мой завершается».17
38 «Господи, — сказали они, — вот, у нас здесь есть два меча».
«Довольно!» — ответил Он им.
39 И, выйдя из города, Он, как обычно, пошел на Масличную18 гору; ученики Его последовали за Ним.
40 Когда они пришли туда, Иисус сказал им: «Молитесь, чтобы не впасть в искушение».
41 А Сам отошел от них и поодаль,19 преклонив колени, молился:
42 «Отче, если угодно Тебе, избавь Меня от этой чаши. Но не Моя воля, а Твоя пусть исполнится!»
43 [[И явился Ему ангел с неба, и укреплял Его.
44 Его муки20 были столь тяжелы и молился Он так напряженно, что пот Его с каплями крови падал на землю.]]
45 Закончив молиться, Он встал, пошел к Своим ученикам и нашел их спящими, изнуренными печалью.
46 И сказал им: «Что вы спите? Вставайте! Молитесь, чтобы не впасть вам в искушение!»
47 Он еще говорил, когда появилась толпа народа, и тот, кого звали Иудой, один из Двенадцати, шел впереди. Он приблизился к Иисусу, чтобы поцеловать Его.21
48 «Иуда, — сказал ему Иисус, — ты поцелуем предаешь Сына Человеческого?»
49 Когда находившиеся с Иисусом увидели, к чему всё идет,22 они сказали: «Господи, а что, не обнажить ли нам мечи?»
50 И кто-то из них ударил мечом слугу первосвященника и отсек ему правое ухо.
51 «Оставьте, довольно!» — воскликнул Иисус. И, коснувшись уха слуги, Он исцелил его.
52 Обратившись к первосвященникам, старейшинам и начальникам храмовой стражи, которые пришли за Ним, Иисус сказал: «Словно на разбойника вышли вы с мечами и кольями!
53 Каждый день Я был среди вас в Храме, и вы ни разу не подняли на Меня руки, но теперь — ваше время и власть тьмы».
54 Тогда они схватили Иисуса и повели. Они привели Его в дом первосвященника, Петр же шел за ними поодаль,
55 а во дворе он сел вместе с теми людьми, которые там разожгли костер.
56 И увидела его при свете огня одна служанка, и, вглядевшись в него, сказала: «И этот был с Ним!»
57 Но он отрицал: «Женщина, я не знаю Его!»
58 Немного погодя кто-то еще заметил его и сказал: «И ты из них».
«Да нет же, друг!» — ответил Петр.
59 Когда же прошло около часа, кто-то другой стал настаивать: «Верно, и этот был с Ним, он ведь галилеянин».
60 Но Петр сказал ему: «Друг, я не понимаю, о чем ты говоришь!» В тот же миг — он еще говорил — пропел петух,
61 и Господь, обернувшись, взглянул на Петра. И вспомнил Петр слова Господа, которые Тот сказал ему: «Сегодня, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня».
62 Он вышел со двора и горько заплакал.
63 Люди, схватившие Иисуса, глумились над Ним и избивали Его,
64 завязав Ему глаза, и спрашивали: «Ты же пророк, так скажи,23 кто ударил Тебя?»
65 И многими другими оскорблениями они осыпали Его.
66 Когда только рассвело, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники на совет Синедриона,24 и привели туда Иисуса.
67 «Скажи нам, Ты — Мессия?» — спросили они.
«Если скажу вам, — ответил им Иисус, — вы не поверите,
68 если же Сам спрошу вас, не ответите.
69 Но отныне Сын Человеческий будет сидеть по правую руку Всемогущего Бога».25
70 Тогда все закричали: «Так значит, Ты — Сын Божий?»
На это Он им ответил: « Да, вы сами говорите, что Я — Сын Божий ».
71 «Какое еще нужно нам свидетельство? — сказали они. — Ведь мы сами его услышали из Его уст».

Новой Женевской Библии

22:1 праздник опресноков, называемый Пасхою. Строго говоря, праздник Опресноков и Пасха — это два разных праздника (Чис 28:26−27), однако второй следовал немедленно за первым, и в новозаветные времена они уже воспринимались всеми как одно долгое празднование, установленное в память об исходе евреев из Египта под предводительством Моисея (Исх 12:17).

22:2 первосвященники. Первосвященники продолжали пользоваться значительной властью и авторитетом в Израиле, даже когда тот стал всего лишь римской провинцией. В конечном счете именно они, а не фарисеи добились казни Иисуса.

22:3 Вошел же сатана в Иуду. О том, что в Иуду вошел сам сатана и внушил ему мысль о предательстве, говорится также в Ин 13:2.

22:4 он пошел, и говорил с первосвященниками. Знаменательно, что не первосвященники подбили Иуду на предательство, а он сам пришел к ним с предложением выдать Учителя.

начальниками. Имеются в виду начальники храмовой стражи, преимущественно левиты.

22:7 надлежало заколать пасхального агнца. Жертвоприношение агнца надлежало совершать при наступлении вечерних сумерек (Исх 12:6).

22:8−12 Иисус был готов принять смерть, однако не желал ничьего вмешательства в предопределенный свыше ход событий. Поэтому, возможно, Он и сделал так, что никто, даже ученики, не знали заранее места последней трапезы.

22:10 человек, несущий кувшин воды. Ученики не должны были ошибиться, поскольку мужчина (а здесь речь идет именно о мужчине) с кувшином воды в руках был в Палестине редким явлением: в отличие от женщин, мужчины носили воду только в бурдюках.

22:12 горницу большую устланную. Комнату, в которой будут подготовлены места для участников трапезы.

22:14 когда настал час. Т.е. установленный час начала пасхальной трапезы.

возлег. Участники трапезы обыкновенно возлежали головой к столу, опираясь на локоть левой руки.

22:16 уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. Слова о совершении Пасхи в Царстве Божием предвосхищают смерть Иисуса, которая сама явилась пасхальным жертвоприношением (1Кор 5:7).

22:17 взяв чашу. За пасхальной трапезой каждый ее участник должен был выпить четыре чаши красного вина (это требование являлось у евреев столь непременным, что, дабы не осталось никого, его не исполнившего, на Пасху устраивалась специальная бесплатная раздача вина для неимущих). Вино это обычно разбавляли в пропорции три части воды к одной части вина.

приимите ее и разделите между собой. Разделенная чаша вина символизировала дружеское единение.

22:18 не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. Иисус снова говорит о неминуемом наступлении Царства Божиего. Это — один из важнейших моментов Вечери Господней, ибо в нем содержится указание на Второе пришествие Господа (1Кор 11:26).

22:19 сие есть Тело Мое. Смысл этих слов Спасителя является предметом споров. Слово «есть» не следует понимать в значении «есть ни что иное как», «является» (см. ком. к Мф 26:26). Его суть передается словами «представляет», «знаменует» или, возможно, «сообщает идею». (В одной из ветвей Реформатской церкви в момент принятия хлеба читают: «Питайтесь Им (Христом) в сердце своем».) См. статью «Вечеря Господня».

которое за вас предается. Этими словами Иисус говорит о будущей отдаче Себя на крестную смерть.

сие творите в Мое воспоминание. Единственное, что Иисус заповедал совершать в память, относится к Его смерти. Это говорит о том, что Крест (искупительная смерть Христова) занимает центральное место в христианской вере.

22:20 чашу после вечери. Очевидно, что чаша с вином была взята Иисусом не сразу же после преломления хлеба, а некоторое время спустя. Новый Завет в Моей крови. Завет — одна из важных ветхозаветных концепций. Заключение нового завета между Господом и Его народом было предречено пророком Иеремией (Иер 31:31); крестная смерть Иисуса Христа явилась тем жертвоприношением, которым этот завет был введен в силу.

которая за вас проливается. Здесь говорится о том, что кровь Иисуса Христа будет пролита на кресте.

22:21 вот, рука предающего Меня со Мною за столом. Один из участников трапезы предаст Иисуса.

22:22 Сын Человеческий идет по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предается. Крестная смерть Иисуса предопределена, но это ни в коем случае не снимает вины с предателя.

22:24−27 Из всех евангелистов только Лука сообщает об этом споре о первенстве, который с очевидностью свидетельствует, насколько далеки были даже ученики от понимания подлинного значения земного служения Иисуса Христа.

22:26 Ученики, подобно Самому Иисусу, призваны служить, а не властвовать.

22:28−30 Слова о том, что ученики призваны к служению, а не к земному величию (ст. 26), отнюдь не означают, что им навсегда уготовано самое незаметное место. За то, что они были с Иисусом в течение Его земного служения, ученики воссядут в Царстве Божием судьями над всеми коленами Израиля (ст. 30).

22:31 Симон! Симон! Повторение Иисусом этого обращения подчеркивает значимость момента.

сатана просил. Эти слова в высшей мере знаменательны, ибо показывают, что зло сатана может творить лишь тогда, когда это попускает Господь.

сеять вас, как пшеницу. Точный смысл этой метафоры непонятен, однако ясно, что просьба сатаны не была удовлетворена.

22:36 купи меч. По-видимому, эти слова следует понимать не буквально, но как призыв быть готовым во всеоружии встретить грядущие опасности и испытания.

22:38 вот, здесь два меча... довольно. Ученики поняли слова Иисуса о мече (ст. 36) буквально. В ответ Он просит их оставить этот разговор.

22:40 Придя же на место. Гефсиманский сад (Мк 14:23).

22:41 преклонив колена, молился. Лука не упоминает о том, что Иисус взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна, которые уснули во время Его молитвы. Для евангелиста гораздо важнее молитва Иисуса.

22:42 если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Чаша в Писании часто символизирует страдание и гнев Божий (Ис 51:17; Иез 23:33). Это третье упоминание о чаше в течение пасхальной вечери (см. 22:17 и ком.; 22:20).

не Моя воля, но Твоя да будет. По Своей человеческой природе Иисус испытывал ужас перед крестной казнью, еще больше усугубляемый знанием о том, что на кресте Он будет оставлен Отцом и примет на Себя всю тяжесть Божиего гнева за грехи человечества. Но, несмотря на это, Иисус решает полностью доверить Себя воле пославшего Его Отца.

22:43−44 Слова об ангеле, явившемся укрепить Иисуса, и о Его поте, который был «как капли крови, падающие на землю», из всех евангелистов имеются только у Луки.

22:46 молитесь, чтобы не впасть в искушение. Эти слова Иисус говорил ученикам и перед Своей молитвой (ст. 40).

22:47 появился народ. Лука опускает некоторые детали, известные по другим Евангелиям, и, в частности, то обстоятельство, что пришедшие были членами синедриона и римскими солдатами.

чтобы поцеловать Его. Поцелуй являлся обычным приветствием (1Фес 5:26) и знаком дружеского расположения.

22:51 коснувшись уха его, исцелил его. Об исцелении раба первосвященника из всех евангелистов упоминает только Лука.

22:54 привели в дом первосвященника. Из Гефсиманского сада Иисуса привели в дом первосвященника, поскольку именно он организовал Его арест.

22:55−62 Все четыре евангелиста едины в том, что первой Петра как ученика Иисуса опознала одна из служанок первосвященника. Однако относительно того, кто вторым уличил его, между ними существуют разногласия: называются та же служанка (Мк 14:69), другая служанка (Мф 26:71) и слуга-мужчина (22:58). Объяснение этого разногласия очевидно: слуги сидели во дворе у костра (ст. 55:56), и, естественно, обвинение, выдвинутое одним, тут же подхватывалось остальными собравшимися.

22:61 вспомнил слово Господа. Троекратное отречение Петра явилось исполнением предсказанного Иисусом (ст. 34).

22:66−71 Во всех четырех Евангелиях суду над Иисусом уделено больше места, чем казни. Рассказ о суде важен, поскольку он дает ответы на такие вопросы, как: почему синедрион признал Иисуса виновным? почему римляне предали Его смерти? Проясняется также значение титулов «Сын Божий» и «Царь Иудейский». Тем не менее, ни в одном из Евангелий не содержится полного и последовательного изложения хода этого суда. Таким образом, можно обозначить лишь общую его схему: синедрион признал Иисуса виновным в святотатстве (богохульстве) и заслуживающим за это смертной казни; право же выносить смертные приговоры в Палестине имели только римские власти, которые со своей стороны, не считали, что святотатство должно караться смертью. В результате первосвященникам пришлось выдвинуть новое обвинение — в нарушении законов империи.

22:66 как настал день. По еврейским обычаям любая судебная процедура могла начинаться только после восхода солнца; разбирательство дела Иисуса, начатое ночью, немедленно после ареста, оказалось бы незаконным.

22:67−69 Лука ничего не говорит ни о соблюдении судебных формальностей, ни о выдвижении синедрионом официального обвинения. Судьи просто задали Иисусу вопрос, ответом на который Он доказал бы, что является святотатцем, поскольку неоправданно, с их точки зрения, объявляет Себя Христом, т.е. Мессией. Иисус отказался отвечать на провокационный вопрос, сославшись на то, что члены синедриона Его все равно бы не поняли. См. ком. к 20:21.

22:69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. Как бы ни был теперь унижен Иисус, Его страсти и оскорбления являются тем поворотным моментом, от которого («отныне») начинается Его прямой и уже недолгий путь к наивысшему месту в небесной иерархии.

22:70 Ты Сын Божий? Не вполне ясно, что именно имели в виду судьи, задавая Иисусу этот вопрос. Как известно, само по себе именование кого-либо «сыном Божиим» не содержит ничего предосудительного (см., напр., 1Пар 28:6). Впрочем, употребление словосочетания «Сын Божий» с определенным артиклем могло предполагать особенно тесные узы с Богом.

22:71 какое еще нужно нам свидетельство? Иисус не давал судьям положительного ответа на вопрос, является ли Он Сыном Божиим, но и ничего не отрицал («вы говорите, что Я», ст. 70). Для синедриона и этого оказалось достаточно, чтобы признать Его виновным. Но для того чтобы предать Иисуса смерти, еврейским начальникам необходимо было убедить в Его виновности римские власти, с точки зрения которых обвинение в святотатстве не являлось достаточно серьезным.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Праздник Пресных Хлебов (опресноков) во времена НЗ отождествлялся с праздником Пасхи.
7  [2] — Букв.: пасху; то же в ст. 8, 13, 15.
14  [3] — Букв.: Он возлег и апостолы (в некот. рукописях: двенадцать апостолов) с Ним.
16  [4] — Букв.: есть.
16  [5] — Букв.: пока не совершится/исполнится она в Царстве Божием.
17  [6] — Букв.: возьмите ее и разделите между собой.
18  [7] — «Плод виноградной лозы» — литургическая формула для обозначения вина, используемого на празднике.
20  [8] — Букв.: завет в Моей крови/через Мою кровь.
23  [9] — Букв.: сделает это.
29  [10] — Здесь и ниже в этом стихе букв.: назначаю/определяю вас на.
31  [11] — В некот. рукописях: сказал же Господь: «Симон… ».
31  [12] — Друг. возм. пер.: сатана выпросил/вытребовал.
35  [13] — Букв.: кошелька.
36  [14] — Или: у кого нет ни того, ни другого.
37  [15] — Букв.: к беззаконникам.
37  [16] — Ис 53:12.
37  [17] — Или: и ведь всё, что обо Мне написано, теперь исполняется.
39  [18] — Или: Елеонскую.
41  [19] — Букв.: на расстояние брошенного камня.
44  [20] — Или: Его борьба.
47  [21] — Некот. рукописи добавляют: он ведь такой знак дал им, (сказав): «Кого поцелую, Он (и) есть».
49  [22] — Букв.: увидев, что будет.
64  [23] — Букв.: пророчествуй.
66  [24] — См. в Словаре Синедрион.
69  [25] — Букв.: силы Бога. Пс 110 (109):1.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.