По Луке 3 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В пятнадцатый год правления императора Тиверия, когда Понтий Пилат управлял Иудеей, когда Галилеей правил1 Ирод, а его брат Филипп — Итуреей и Трахонитидой, и Лисаний — Авилинеей,
2 при первосвященниках2 Анне и Каиафе, Бог обратился с вестью к Иоанну, сыну Захарии, жившему тогда в пустыне.
3 И пошел Иоанн по всей долине Иорданской, проповедуя крещение в знак покаяния для прощения грехов,
4 как написано в книге пророчеств Исайи:3

«Голос громко взывающего в пустыне:
Приготовьте путь Господу,
прямыми сделайте стези Ему!

5

Пусть каждое ущелье заполнится4
и каждая гора, и каждый холм сравняются с землей.
Пусть станут прямыми кривые пути,
и гладкими — неровные тропы;

6

И весь мир увидит спасение Божие“».5

7 Людям, которые толпами приходили к нему, чтобы он крестил их, Иоанн говорил: «Змеиное отродье! Кто сказал вам, чтобы бежали вы от грядущего наказания6 Господня?
8 Пусть плоды вашей жизни докажут искренность покаяния7 вашего, и не вздумайте говорить самим себе: „Наш отец — Авраам“, — скажу вам, что Бог может даже из камней этих сотворить детей Аврааму.
9 Уже положен топор у корня деревьев, и всякое дерево, не приносящее хорошего плода, срубают и бросают в огонь».
10 И спрашивал его народ: «Что же тогда нам делать?»,
11 а он отвечал им: «У кого две рубашки, поделись с тем, у которого ни одной, и у кого есть пища, сделай так же».
12 И сборщики налогов, придя к нему, чтобы он крестил их, спросили у него: «Учитель, что делать нам?»
13 Он сказал им в ответ: «Не взыскивайте с людей больше, чем вам предписано».
14 Спрашивали его и воины: «А что делать нам?»
Он отвечал им: «Никого не запугивайте. Не притесняйте. Довольствуйтесь своим жалованьем».
15 В то время, как люди, исполненные ожиданий, думали об Иоанне, уж не Мессия ли он,
16 Иоанн говорил им всем: «Я крещу вас водой, но идет Тот, Кто несравненно сильнее меня. Я недостоин развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
17 Лопата8 в руке Его, чтобы очистить гумно Свое и собрать пшеницу в закрома Свои; мякину же Он сожжет огнем неугасимым».
18 Это и многое другое сказал Иоанн людям, когда увещевал их, возвещая им Благую Весть.
19 Он и правителя Ирода обличал, который сделал много худого и жил с Иродиадой, бывшей женой брата своего Филиппа.
20 Ко всему этому Ирод прибавил еще и то, что заключил Иоанна в тюрьму.
21 Когда же весь народ крестился у Иоанна, крещен был и Сам Иисус. И когда после крещения Он еще продолжал молиться, открылось небо,
22 и Дух Святой сошел на Него в видимом образе, подобно голубю, и с неба раздался голос: «Ты — Сын Мой Возлюбленный, отрада Ты Мне!»
23 Сам Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати; Он, как думали, был сыном Иосифа,

Илия,

24

Матфата, Левия, Мелхия, Ианная, Иосифа,

25

Маттафии, Амоса, Наума, Еслия, Наггея,

26

Маафа, Маттафии, Семеина, Иосиха, Иодая,

27

Иоанана, Рисая, Зоровавеля, Салафиила, Нирия,

28

Мелхия, Аддия, Косама, Елмадама, Ира,

29

Иисуса, Елиезера, Иорима, Матфата, Левия,

30

Симеона, Иуды, Иосифа, Ионама, Елиакима,

31

Мелеая, Менная, Маттафая, Нафама, Давида,

32

Иессея, Овида, Вооса, Салы, Наассона,

33

Аминадава, Админа, Арния, Есрома, Фареса, Иуды,

34

Иакова, Исаака, Авраама, Фары, Нахора,

35

Серуха, Рагава, Фалека, Евера, Салы,

36

Каинама, Арфаксада, Сима, Ноя, Ламеха,

37

Мафусала, Еноха, Иарета, Малелеила, Каинама,

38

Еноса, Сифа, Адама,9 которого создал Бог.

Новой Женевской Библии

3:1 В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря. Т.е. в 27−29 гг. по Р.Х.

когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее. После смерти Ирода Великого Палестина была разделена между тремя его сыновьями, причем Иудея досталась в удел Архелаю. Тот, однако, проявил себя столь дурным правителем, что римляне вскоре сместили его и стали назначать в Иудею своих наместников-прокураторов. Понтий Пилат был пятым по счету прокуратором Иудеи.

Ирод. Имеется в виду Ирод Антипа.

четвертовластником. Первоначально титул «четвертовластник», или «тетрарх», присваивался римлянами правителям четвертой части провинции. Позднее он стал применяться к местным, зависимым от Рима властителям, чье достоинство было ниже царского.

Филипп... в Итурее и Трахонитской области. Филипп управлял землями, лежавшими к северо-востоку от Галилейского моря.

Лисаний... в Авилинее. О личности Лисания нам практически ничего неизвестно. Подвластные ему земли не входили в состав собственно Палестины, будучи расположенными значительно севернее ее.

3:2 При первосвященниках Анне и Каиафе. У евреев единовременно мог быть только один первосвященник. Однако в рассматриваемую эпоху сложилась следующая ситуация: римляне сместили неугодного им первосвященника Анну, назначив вместо него его зятя Каиафу; Каиафа стал исполнять официальные первосвященнические функции, тогда как большинство израильтян продолжали считать подлинным первосвященником Анну.

был глагол Божий к Иоанну. Иоанн, таким образом, передавал народу слово Божие, а не пророчествовал от своего имени.

3:3 крещение покаяния. У евреев существовал специальный обряд покаяния для язычников, желавших принять веру Израиля. Для соплеменников Иоанна поразительным в его проповеди было то, что и от них он требовал исполнения обряда, который они считали предназначенным только для неевреев.

3:4−6 гора... холм... кривизны... неровные пути. Образы нравственных препятствий, которые предстояло удалить с пути Мессии Иоанну (точнее сказать, с пути, ведущему людей к Мессии).

3:8 не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам. Иоанн предупреждает соотечественников, что один лишь факт принадлежности к потомкам Авраама, т.е. избранному народу, не спасет их от Божиего гнева: они должны покаяться наравне с язычниками.

3:9 Уже и секира при корне дерев лежит. Т.е. суд Божий близок и неминуем.

огонь. Огонь часто служит образом Божиего суда.

3:12 мытари. Сборщики податей в римскую казну.

3:13 не требуйте более определенного вам. Мытари вымогали с плательщиков суммы, превышавшие установленные налоги, и таким образом обогащались.

3:14 воины. Воины, подобно мытарям, также имели возможность использовать свое положение для неправедного обогащения. От них, как и от мытарей, Иоанн требует прежде всего честности.

3:15−17 Во всех четырех Евангелиях говорится о призывах Иоанна Крестителя к покаянию в ожидании пришествия Христа, но только в Евангелии от Луки содержится ответ Иоанна на недоумение народа относительно истинного смысла его служения.

3:16 идет Сильнейший меня. В эпоху, на которую выпало служение Иоанна, в среде еврейского народа мессианские ожидания достигли необычайного накала. Зная об этом, Иоанн однозначно дает понять, что сам он — не Мессия, а лишь человек, призванный подготовить Ему путь.

у Которого я не достоин развязать ремень обуви. Снимать обувь со своих господ полагалось рабам. Иоанн, таким образом, говорит о том, что перед лицом Идущего за ним он меньше, чем раб.

Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. По-видимому, речь идет о сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы (см. Деян 2:1−4).

3:17 Лопата Его в руке Его. См. ком. к 3:9.

3:19 обличаемый... за ... жену брата своего. Ирод Антипа развелся с женой, чтобы взять в жены свою племянницу Иродиаду, бывшую замужем за его братом. Иоанн обличал этот поступок тетрарха как прелюбодеяние, за что был заточен Иродом в крепость Махер (в нескольких милях к востоку от Мертвого моря).

3:21 Иисус, крестившись, молился. Лука, единственный из синоптиков, отмечает, что Иисус молился. Этот евангелист особенно часто изображает Иисуса молящимся (см. 5:16; 6:12; 9:18, 29; 22:32, 40−44; 23:46). См. статью «Откровение о Божественном призвании: крещение Иисуса».

отверзлось небо. Букв.: «стало открытым небо». Для молитвы Иисуса небо открыто — Он имеет прямой и непосредственный доступ к небу, т.е. к Богу и Ему не нужен посредник (ср.: «един... посредник между Богом и человеком ... Христос Иисус», 1Тим 2:5).

3:22 Дух Святый нисшел на Него... как голубь. Этот момент нашел отражение во всех четырех Евангелиях. Основное внимание уделяется факту зримого свидетельства — «как голубь». См. ком. к Мф 4:1.

был глас с небес. Глас небесный благословил Иисуса на начало земного служения.

3:24−38 В отличие от генеалогии Матфея, Лука начинает свою с Иисуса и доводит ее до Бога — первопричины всего сущего. Матфей же начинает от Авраама и доводит до Христа. Различаются также перечни имен (от Давида до Салафиила). Очевидно, евангелисты прослеживают различные ветви генеалогического древа. Лука следует линии Давида через Нафана, Матфей — через Соломона. После Салафиила, сына Зоровавеля, у Матфея и Луки снова отмечается расхождение — до момента, пока родословия обоих евангелистов не сходятся на Иосифе, о котором Лука замечает, что он, «как думали», был отцом Иисуса. По всей видимости, Лука предложил родословную Марии, которая также происходила из рода Давида.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: был тетрархом/четвертовластником — титул правителя одной из нескольких областей, на которые во времена Иисуса делилась Палестина; то же в ст. 19.
2  [2] — Букв.: при первосвященнике. См. в Словаре Первосвященник.
4  [3] — См. в Словаре Исайя.
5  [4] — Или: ущелье засыпано будет (землей).
6  [5] — Ис 40:3−5 (LXX).
7  [6] — Букв.: гнева.
8  [7] — Букв.: сотворите же достойные плоды покаяния.
17  [8] — Здесь имеется в виду лопата, которой веют зерно на току.
38  [9] — См. в Словаре Адам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.