По Иоанну 13 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Было это накануне праздника Пасхи. Иисус знал, что пришло для Него время перейти из мира сего к Отцу. Он всегда любил в этом мире тех, кто пошел за Ним,1 и любил Он их до конца.
2 И во время ужина,2 когда дьявол уже внушил Иуде,3 сыну Симона Искариота, мысль о том, чтобы предать Иисуса,
3 Иисус, зная, что Отец всё вверил Ему и что Он от Бога пришел и к Богу идет,
4 встал из-за стола, снял верхнюю одежду, взял полотенце и опоясался им.
5 Потом Он налил воду в таз4 и стал мыть ноги ученикам, вытирая их полотенцем, которым был опоясан.
6 Когда подошел Он к Симону Петру, тот сказал Ему: «Ты хочешь мыть мне ноги, Господи?!»
7 «Не понимаешь ты того, что Я делаю сейчас, — ответил ему Иисус. — Но придет время5 — поймешь».
8 «Никогда не допущу, чтобы мыл Ты мне ноги!» — воспротивился Петр.
«Если не омою тебя, тогда ничего не может быть у нас общего»,6твердо сказал Иисус.
9 « Тогда, — воскликнул Симон Петр, — не только ноги мои, Господи, но и руки, и голову».
10 Иисус же сказал: «Не нужно это тому, кто уже весь омыт,7 разве что ноги его стоит вымыть, а сам он чист, вы ведь чисты, впрочем, не все».
11 Он знал, кто Его предаст, потому и сказал: «Не все чисты».
12 Вымыв им ноги, Иисус оделся и вернулся к столу:8 «Понимаете ли вы, что Я сделал для вас? — спросил Он их. —
13 Вы называете Меня Учителем и Господом и верно говорите, ведь так оно и есть.
14 Если же Я, Господь и Учитель, вымыл вам ноги, то и вы должны мыть ноги друг другу.
15 Ибо Я подал вам пример: что Я сделал вам, делайте и вы.
16

Помните слова Мои,
слуга не больше господина своего,
и посланец не больше того, кто его послал.

17 Зная это, блаженны9 будете, если станете теперь и поступать так.
18 Не о всех вас говорю — знаю тех, кого избрал; но и сказанное в Писании должно исполниться:

Тот, кто хлеб ест со Мной,10
восстал против Меня“.11

19

Говорю вам об этом уже сейчас,
до того, как произойдет это,
дабы, когда всё уже случится, поверили вы,
что Я и есть12 Тот, Кем Себя называю.

20

Уверяю вас,
принимающий того, кого пошлю Я, Меня принимает,
а кто Меня принимает, принимает Пославшего Меня».

21 Сказав это, Иисус в сильном душевном волнении добавил:13 «Прямо вам говорю: один из вас предаст Меня».
22 Ученики в растерянности посмотрели друг на друга: «О ком говорит Он?»
23 Случилось, что ученик, которого Иисус особенно любил, возлежал рядом с Ним.14
24 Симон Петр подал ему знак, чтобы он спросил Иисуса, о ком речь.15
25 Склонившись на грудь Иисусу, ученик этот спросил: «Господи, кто же это?»
26 Иисус ответил: «Тот, кому подам Я, обмакнувши, кусок хлеба». Сказав это, Он [взял] кусок и, обмакнув его, подал Иуде, сыну Симона Искариота.
27 Как только Иуда взял этот кусок, вселился в него сатана.16
Тогда Иисус сказал ему: «Что ж, делай, что начал,17 скорее!»
28 Никто из учеников не понял, к чему Он сказал это Иуде.
29 А поскольку общие деньги хранились у Иуды,18 то некоторые подумали, что Иисус велел ему купить, что нужно к празднику, или чтоб нищим что-нибудь дал.
30 Иуда съел кусок хлеба и тотчас же вышел. Была ночь.
31 Когда вышел Иуда, Иисус сказал:

«Вот теперь уже явлен в славе Своей Сын Человеческий,
и в Нем Сам Бог явлен в славе Своей.

32

[И если Бог в Нем прославлен], то и Бог не замедлит
в Себе явить миру славу Сына Человеческого.19

33

Дети Мои, недолго осталось Мне быть с вами,
потом будете искать Меня,
но, как сказал Я книжникам и фарисеям,20 а теперь и вам говорю,
куда иду Я, не сможете вы пойти за Мной.

34

Даю вам новую заповедь: любите друг друга!
Как Я вас полюбил, так и вы любите друг друга.

35

И если будет любовь между вами,
все будут знать, что вы — ученики Мои».

36 Симон Петр спросил Его: «Господи, куда Ты пойдешь?»
«Куда Я иду, — ответил [ему] Иисус, — ты пока не можешь туда идти за Мной, но позже пойдешь».
37 «Господи, — возразил Ему Петр, — почему не могу сейчас следовать за Тобой? Я жизнь свою отдам за Тебя!»
38 Иисус сказал на это: «Ты жизнь готов отдать за Меня? Поверь же, еще до того, как поутру пропоет петух, трижды отречешься ты от Меня».

Новой Женевской Библии

13:1 — 17:26 В этих пяти главах описывается Тайная Вечеря. В параллельных местах других Евангелий указывается, что в тот вечер была учреждена Вечеря Господня, но Иоанн ничего не сообщает об этом.

Отношение, в котором Евангелие от Иоанна находится к рассказам синоптиков, служит темой широкой дискуссии. Синоптические Евангелия ясно указывают, что эта вечеря была пасхальной трапезой (Мф 26:17−30; Мк 14:12−26; Лк 22:7−23). С другой стороны, в повествовании Иоанна присутствует ряд моментов, указывающих, что трапеза происходила накануне Пасхи и что смерть Иисуса имела место точно в то самое время, когда заколались пасхальные агнцы (13:1, 29; 18:28; 19:14, 31, 42).

13:1 до конца возлюбил их. В гл. 13−17 любовь Христа высшее свое проявление находит в том, что Сын Божий пожелал воплотиться в человеческое тело и умереть заместительной смертью за «своих». Ожидание этой смерти чувствуется и в сцене омовения ног, когда Сын Божий не счел ниже Своего достоинства совершить самую низкую работу, считавшуюся уделом слуг (Флп 2:7, 8).

13:3 Иисус, зная. Самоуничижение Иисуса было вызвано не тем, что Он забыл о Своем положении и достоинстве, но тем, что Он, в полном сознании Своего происхождения и ожидающей Его судьбы, пожелал занять место самого последнего раба.

13:5 умывать ноги ученикам. Иисус подает пример истинного смирения и любви. Это смирение полнее всего выразилось на кресте, где Иисус занял место грешников и принял на Себя праведный гнев Божий.

13:6−10 Петр был не в состоянии понять символическое значение этого действия, предвозвещавшего крест Иисуса, на котором было достигнуто очищение от грехов, даруемое Божиим прощением. Петр и в некоторых других случаях говорил: «нет, Господи» (Мф 16:22; Лк 5:8; Деян 10:14), хотя два этих слова находятся в остром противоречии друг с другом. В ответ Иисус поясняет, что омовение души, имеющее гораздо более важное значение, чем физическое очищение, может быть достигнуто только через пролитие Его крови. И позднее Петр полностью осознает это (ср. 1Пет 1:18−21).

13:11 знал Он. Иоанн подчеркивает, что предательство Иуды не было непредвиденным и потому неизбежным развитием событий. Иисус знал о нависшей над Ним угрозе и о роли в этом Иуды. Здесь мы имеем явный пример того, как божественное провидение идет рука об руку со свободным и ответственным человеческим решением.

13:13 Учителем и Господом. Этим титулом особо подчеркивается владычество Христа над жизнью учеников.

13:15 Я дал вам пример. Смирение Христа является примером для Его учеников. Принятие Иисусом роли слуги должно находить отражение также в жизни Его последователей-христиан. В некоторых деноминациях обязанность омывать ноги понимается буквально, и эта процедура совершается в качестве церковного обряда, часто сопровождая Вечерю Господню. В подобной практике нет никакого вреда, но следует иметь в виду, что Иисус заботился не столько о том, чтобы Его ученики буквально повторяли Его поступок, сколько о том, чтобы готовность служить другим стала чертой их характера. Более мы не встречаем в НЗ никаких указаний на существование в Церкви подобной практики.

13:17 когда исполняете. Одного понимания разумом недостаточно, вера должна подкрепляться самой жизнью. Это не означает, что наши дела являются основанием для принятия нас Богом, но они служат выражением истинной веры, которая включает в себя готовность повиноваться.

13:18 Не о всех вас говорю. Иисус избрал Иуду одним из двенадцати, но Он не избирал его для спасения. Иуда не принадлежал к числу избранных (Мф 26:24), однако никто не принуждал его становиться предателем.

да сбудется Писание. Многие события Своей жизни Иисус воспринимал как исполнение Писания. Он сознательно стремился исполнить его, потому что рассматривал Писание как истинное Слово Божие. Слова из Пс 40:10, цитируемые Иисусом, вероятно, являются намеком на предательское поведение Иуды.

13:19 прежде нежели то сбылось. Исполнение предсказания является признаком того, что сделавший его пророк — истинный, если же предсказание оказывается ошибочным, можно с уверенностью считать предсказателя лжепророком (Втор 18:18−22).

это Я. Букв.: «Я есмь». См. ком. к 8:58.

13:20 Пославшего Меня. В этом Евангелии часто упоминается о том, что Иисус был послан Отцом, а миссия, порученная Им Его последователям, тесно связывается с Его собственной (ср. 15:20, 21).

13:21 возмутился духом. Ср. 11:33; 12:27. Хотя Иисус заведомо знал о предательстве Иуды, приближение часа, когда этот человек должен был осуществить задуманное, вызвало содрогание Его души.

13:22 недоумевая. Иуда столь тщательно скрывал свое предательство, что ученики не подозревали его. Каждый из них начал опасаться, не является ли он сам слабым звеном цепи, и спрашивать: «не я ли, Господи?» (Мф 26:22).

13:23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус. Это обозначение встречается также в 19:26; 20:2; 21:7, 20 и обычно понимается как относящееся к Иоанну, автору данного Евангелия. Это не подразумевает отсутствия у Иисуса любви к другим ученикам (ср. 13:1), но указывает на Его особо сердечное отношение к Иоанну (ср. 19:26−27).

возлежал у груди Иисуса. На званых ужинах гости не сидели, а возлежали на специальных ложах, опираясь на левую руку таким образом, чтобы лицо было обращено к столу, а правая рука свободна.

13:26 кусок хлеба. Очевидно, это было обычным знаком уважения, адресованным почетному гостю. То, что Иисус мог Сам подать Иуде кусок, показывает, что Иуда занимал место поблизости от Него.

13:27 вошел в него сатана. Отказ Иуды откликнуться на призыв Иисуса открыл его сердце для сатаны. Он был в состоянии нести ответственность за свои действия и добровольно поставил себя на службу злу (ср. 8:34).

делай скорее. Иисус по-прежнему контролирует ход событий, но с этого момента оставляет попытки отвратить Иуду от гибельного пути.

13:29 некоторые думали. Даже после всего случившегося ученики не имели ясного представления о предательстве Иуды.

13:30 была ночь. Это замечание говорит не только о времени суток, но, в первую очередь, о мраке, царившем в душе Иуды.

13:31 прославился. Здесь уместнее слово «унизился», ибо, согласно апостолу Павлу, Иисус действительно был в это время на пороге глубочайшего унижения, которое Он испытал, когда принимал на кресте заместительную смерть, «сделавшись за нас проклятием» (Гал 3:13, цит. по переводу Библейских Обществ). Но Иоанн настолько сосредоточивается на откровении Божией славы, совершившемся через Христа, что и крест Его рассматривает как самое значительное ее проявление. Поэтому он и повторяет в этих двух стихах глагол «прославить» пять раз. См. ком. к 12:23.

13:33 Будете искать Меня. Со временем ученики придут туда, где будет Иисус. А в ближайшем для них будущем, в промежуток времени между распятием Иисуса и Его воскресением, они не смогут следовать за Ним.

13:34 Заповедь новую. В этой заповеди нет нового в том, что касается самой любви, поскольку Лев 19:18 учит любить ближнего как самого себя. Собственно новых элементов здесь два: 1) любить требуется не «ближнего», а «друг друга»; 2) и не «как самого себя», а как «Я возлюбил вас». Образцом христианской любви служит жертвенная любовь Христа, и община верующих является тем местом, где эта любовь должна проявляться в первую очередь (ср. Мф 25:40). См. статью «Любовь».

13:36 после пойдешь за Мною. Это пророчество о мученической смерти, которую предстояло принять Петру (21:18−19).

13:37 я душу мою положу за Тебя. Несомненно, Петр говорил это с полной уверенностью, но он не знал, что в решающий момент человеческая слабость возьмет в нем верх.

13:38 не пропоет петух. Выражение, использованное Марком («нежели дважды пропоет», Мк 14:30), означает то же. Петр трижды отрекался от Христа в трех различных ситуациях, а не просто повторил одно и то же отречение три раза.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: полюбив Своих, (находящихся) в мире.
2  [2] — Есть достаточно оснований считать, что это был пасхальный ужин и что именно здесь Христом было установлено служение, именуемое Вечерей Господней.
2  [3] — Или: дьявол уже заронил в сердце Иуды.
5  [4] — Друг. возм. пер.: в кувшин (из которого воду лили на ноги).
7  [5] — Букв.: но после.
8  [6] — Букв.: нет у тебя части со Мной.
10  [7] — Букв.: омытого нет нужды мыть.
12  [8] — Букв.: и снова возлег.
17  [9] — См. в Словаре Блаженный.
18  [10] — В некот. рукописях: кто ест Мой хлеб.
18  [11] — Букв.: поднял на Меня пяту свою. Пс 41 (40):10.
19  [12] — См. примеч. к 4:26.
21  [13] — Букв.: Иисус был потрясен в духе, и свидетельствовал.
23  [14] — Букв.: у груди Иисуса.
24  [15] — В некот. рукописях: Симон Петр подает ему знак и говорит: «Скажи, кто это, о ком Он говорит».
27  [16] — См. в Словаре Сатана.
27  [17] — Букв.: что делаешь, делай.
29  [18] — Букв.: так как у Иуды был ящик (для денег).
32  [19] — Букв.: если Бог прославлен в Нем, то и Бог прославит Его в Нем и тотчас прославит Его.
33  [20] — Букв.: иудеям.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.