«Пусть не тревожится сердце ваше!
Доверьтесь Богу и Мне доверьтесь!1
Много покоев в доме Отца Моего
(и если бы не так это было, сказал бы вам).
Иду Я туда приготовить и для вас место.2
Я уйду и после того, как приготовлю вам место,
приду вновь и возьму вас к Себе,
чтобы и вы могли быть там, где Я.
И вы ведь знаете путь, что ведет туда, куда [Я] иду».3
«Я — путь, истина и жизнь.
Никто не может прийти к Отцу иначе,
как через Меня, Посредника вашего.
Если Меня знаете, будете знать и Отца Моего.4
Да вы и знаете Его уже,5 и видели вы Его».
Видевший Меня видел Отца.
Как можешь ты говорить: „Покажи нам Отца“?
Или не веришь, что Я — в Отце, и Отец — во Мне?
Сами слова, которые Я вам говорю, не от Себя говорю.
Отец, во Мне живущий,6 во Мне и действует, всё это — Его дела.
Верьте Мне, когда говорю,
что Я — в Отце, и Отец — во Мне;
или хотя бы по самим делам, творимым Мною, верьте.
Уверяю вас, верящий в Меня будет делать то,
что Я делаю, и даже большие дела совершит,
потому что Я ухожу к Отцу.
И тогда всё, о чем ни попросили бы вы во имя7 Мое,
сделаю Я, чтобы прославлен был Отец в Сыне.
Я сделаю всё, о чем вы ни попросите Меня8 во имя Мое.
Вы же, если любите Меня,
будете соблюдать9 заповеди Мои.
Я Отца попрошу,
и даст Он вам вместо Меня другого Утешителя,10
Который навеки останется с вами,
Духа истины даст, Которого мир не может принять,
потому что не видит Его и не знает;
а вы знаете Его,
потому что Он с вами пребывает и в вас будет.11
Не оставлю осиротевшими вас, снова приду к вам.
Еще немного, и мир уже не увидит Меня,
но вы Меня будете видеть;
и потому, что Я живу, вы жить будете.
И когда придет тот День, вы узнаете,
что Я — в Отце Моем, что вы — во Мне, и Я — в вас.
Кто хранит заповеди Мои и соблюдает их,
тот действительно любит Меня,
а кто любит Меня, тот будет любим Отцом Моим,
и Я буду любить его,
и открою ему Себя в Своей любви ясно».
«Тот, кто любит Меня, — ответил Иисус, —
будет поступать по слову Моему,12
Отец Мой будет любить его;
к нему Мы придем и будем жить у него.
Не любящий Меня
не будет и поступать по слову Моему.
Слово,13 которое слышите вы, не Мое,
но слово Отца, пославшего Меня.
Я сказал вам всё это, пока нахожусь еще с вами.
Утешитель же, Дух Святой,
Которого пошлет Отец во имя Мое,14
всему научит вас и напомнит всё, что говорил вам [Я].
Ныне же мир и покой вам оставляю.
Дарю вам Мой мир,
какого на земле никто вам не даст.15
Пусть не тревожится сердце ваше, пусть не страшится!
Вы ведь слышали, Я вам сказал:
„Ухожу, но опять приду к вам“.
Если бы вы действительно любили Меня,
то радовались бы тому, что Я иду16 к Отцу,
потому что Отец больше Меня.
Я сказал вам всё теперь,
сказал до того, как это произошло,
чтобы, когда это произойдет,
окрепла вера ваша.17
Недолго осталось Мне говорить с вами,
ибо князь мира этого уже на своем пути сюда.
Не властен он надо Мной,18
но мир должен узнать, что люблю Я Отца
и делаю именно то, что Он Мне поручил.
Теперь же вставайте, уйдем отсюда!»
14:1−31 В этой главе продолжается прощальная речь Иисуса.
14:1 Да не смущается сердце ваше. Эти слова, приносящие всем верующим величайшее утешение, были сказаны Иисусом в тот момент, когда Его переполняла острая боль, вызванная предательством Иуды и ненадежностью Петра, предчувствием близких страданий в Гефсимании и муки креста.
14:2 В доме Отца Моего. Метафорическое название небес. См. статью «Небеса».
обителей много. Здесь имеется в виду, что на небесах достаточно места для бесконечного множества людей. Хотя узок путь и тесны врата, ведущие в вечную жизнь (Мф 7:14), справедливо и то, что число детей Авраамовых равно числу песчинок на морском берегу и звезд на небе (Быт 22:17), и они составляют «великое множество людей, которого никто не мог перечесть» (Откр 7:9).
приготовить место вам. Христос приготавливает место на небесах для Своих, в то время как на земле Святой Дух приготавливает избранных для уготованной им участи.
14:3 возьму вас к Себе. В 1:51 Иисус говорит о Себе как о некоем подобии лестницы, связывающей небеса и землю. Он есть Тот, Кто берет людей на небеса.
14:6 никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Это утверждение подчеркивает, что Христос является единственно возможным путем спасения. Представлять себе и провозглашать иные пути значит вводить людей в заблуждение и отрицать необходимость воплощения Христа и Его искупительного подвига (Деян 4:12; 1Ин 5:12).
истина. Этим словом обозначается не только то, что соответствует реальности, но и то, что обладает полнотой и совершенством.
жизнь. Имеется в виду не просто существование, которое будет бесконечным для всех людей, но жизнь в полном соответствии с Божиим замыслом (1:4).
14:7 Если бы вы знали Меня. В этом знании Бога, представляющем собой гораздо большее, нежели просто понимание умом, поскольку оно включает в себя также чистосердечное послушание, суммированы все упомянутые ранее благословения. Знать Сына значит знать Отца (1:18; 17:3).
14:8 покажи нам Отца. Просьба Филиппа показывает некоторое непонимание им происходящего, но она служит переходом к последующим событиям.
14:9 Видевший Меня видел Отца. Иисус не отрицает здесь различия Божественных Лиц между Собой. Но Он отклоняет просьбу Филиппа дать какое-то иное откровение об Отце. Иисус был самым полным откровением Отца из всех, которые когда-либо видел мир. Он обладает одной и той же сущностью с Богом Отцом и Святым Духом и являет Собой зримое выражение этой сущности.
14:10 Я в Отце, и Отец во Мне. 0б этом взаимном пребывании друг в друге было сказано еще в 10:38, а здесь, в ст. 20 и в 17:21, этот тезис разрабатывается подробнее. Существуют три великих единства, о которых возвещается в Писании: единство трех Лиц Троицы в едином Боге, единство Божественной и человеческой сущности в единой личности Примирителя, Иисуса Христа, а также единство Христа и Его народа.
Отец и Сын действуют в совершенной гармонии, и потому соделанные Христом чудеса являются свидетельством совершенного согласия между Отцом и Сыном.
14:11 См. статью «Чудеса».
14:12 и больше сих сотворит. История доказывает, что Иисус вовсе не имел здесь в виду, что каждый верующий будет творить более великие чудеса, чем те, которые творил Он Сам. Слова «больше сих», возможно, говорят о жизни в силе Святого Духа, которую Иисус изольет на Своих последователей после того, как Сам пойдет к Отцу. Возможно также, что Иисус имеет здесь в виду труд Его служителей, который они совершат в силе Святого Духа; их труд будет «больше» труда Иисуса по своему географическому охвату.
14:13 если чего попросите у Отца во имя Мое. Это не гарантирует того, что Бог автоматически исполнит нашу молитву, к которой, наподобие магической формулы, добавим слова «во имя Христа». Молиться во имя Христа — значит до такой степени проникнуться целями и Духом Христа, что наша воля полностью отождествится с волей Бога (1Ин 5:14). Молитвы никогда не остаются без ответа, ибо молящийся обретает благословение в том, что его воля полностью подчиняется воле Бога (ср. Мф 26:39, 42, 44; 2Кор 12:8−9). См. статью «Молитва».
да прославится Отец в Сыне. В учении о молитве проявляются близкие отношения, существующие между Лицами Троицы. Здесь говорится, что Сын «делает» то, о чем верующие просят в молитве, а в других местах — что Отец «дает» им (15:16; 16:23). Поэтому Отец прославляется в Сыне уже самим фактом ответа на молитву. В Рим 8:26−27 — Святой Дух помогает нам в наших молитвах и ходатайствует за нас. А в Рим 8:34 и Евр 7:25 — за нас ходатайствует Сам Христос. В этом нет противоречия, поскольку Они едины.
14:15 соблюдите Мои заповеди. Истинное доказательство любви не в словах, а в послушании. Там, где присутствует упорное неповиновение, есть серьезные основания сомневаться в наличии любви, как бы горячо ее ни исповедовали (ст. 21, 23−24).
14:16 Я умолю Отца, и даст вам. И Отец, и Сын играют активную роль в ниспослании Святого Духа, Который называется Духом Бога, Духом Отца (Быт 1:2; Ис 11:2; Мф 10:20), но также Духом Христа, Духом Сына (1Пет 1:11; Рим 8:9; Гал 4:6; Флп 1:19).
другого Утешителя. Здесь особенно важное значение придается деятельности Святого Духа, Который в день Пятидесятницы должен был вступить с верующими в более тесное общение. Понятно, что Иисус в Своей прощальной речи упоминает эту истину (ст. 26; 15:26; 16:7−15). Слово «утешитель» (греч.: «параклетос») как юридический термин использовалось для обозначения защитника на судебном процессе (см. 1Ин 2:1, где употреблено это же греческое слово), но в более общем смысле оно обозначало «того, кого призывают на помощь». Иисус был и ныне является таким помощником для Своих учеников, однако после Его вознесения ту же функцию принял на Себя и Святой Дух. Это подчеркивает как индивидуальность Святого Духа, так и Его полное единство с Отцом и Сыном в деле искупления.
14:17 Духа истины. Также и здесь Дух представлен в совершенной гармонии Отцом (Ис 65:16) и Сыном (ст. 6). См. статью «Авторитет Писания».
мир. Греховное человечество, противопоставляемое искупленному народу Божию (15:18−19; 17:9; 1Ин 2:15−17; 1Ин 4:5; 1Ин 5:4−5, 19).
с вами пребывает и в вас будет. Здесь содержится величайшее из всех благословений Нового Завета, которое заключается в том, что Святой Дух поселяется в каждом верующем (1Кор 3:16−17; 1Кор 6:19; 2Кор 6:16; Еф 2:22).
14:18 приду к вам. Эти слова относятся в первую очередь к приходу Святого Духа в день Пятидесятницы, поскольку для осуществления взаимопребывания друг в друге, «вы во Мне и Я в вас» (ст. 20), не обязательно дожидаться Второго пришествия Христа. Но эти слова также воплощают в себе благословенную надежду Церкви: славный Примиритель, Иисус Христос, однажды вернется на землю, чтобы взять искупленных с Собой (ст. 3:19:28; Деян 1:11).
14:19 ибо Я живу, и вы будете жить. Здесь еще раз подчеркивается истина, провозглашенная в 11:25, 26. Жизнь может быть обретена только в Иисусе Христе (1:4; 14:6).
14:20 Я в Отце. См. ком. к 10:38 и 14:10−11. Пребывание друг в друге Лиц Троицы аналогично взаимному пребыванию друг в друге Христа и верующего.
14:21 кто любит Меня, тот возлюблен будет. Как и пребывание друг в друге, любовь тоже является взаимной (см. ком. к ст. 15).
Я... явлюсь ему Сам. Любовь предполагает откровение.
14:22 нам, а не миру. Иуда правильно понял Иисуса, но его мессианские ожидания, основанные, может быть, на Авв 3:3−15 и Зах 9:9−17, вероятно, включали в себя политический триумф, очевидный для всего мира.
14:23 тот соблюдет слово Мое. Иисус еще сильнее, чем прежде, подчеркивает необходимость осуществления того, что Он заповедал.
обитель. Со Святым Духом в верующего также вселяются Отец и Сын (Рим 8:9−11; Откр 3:20).
14:24 Слово Отца и слово Сына находятся между собой в совершенной гармонии (7:16; 14:10).
14:26 Дух Святый, Которого пошлет Отец. В 15:26 говорится, что Духа посылает Сын. Следовательно, Отец и Сын посылают Духа совместно. См. статью «Утешитель: служение Святого Духа».
научит вас всему. Т.е. всему, что необходимо для исполнения нашей миссии (16:13).
напомнит вам все, что Я говорил вам. Эти слова показывают, какова цель учительной деятельности Святого Духа: она будет полностью соответствовать учению, проповеданному Самим Иисусом. Эти обещания, данные сначала апостолам, исполнились в апостольской проповеди и в богодухновенности Писаний НЗ. Они продолжают исполняться и ныне, поскольку и в наше время народу Божию вновь и вновь напоминается содержание богодухновенного Писания и преподается божественное учение. Христианская церковь является апостольской, потому что апостолы, помощью Святого Духа, сохранили и развили учение нашего Господа.
14:27 Мир оставляю вам. Это обычное приветствие, которым евреи обменивались при встрече и прощании. Но Иисус использовал его в новом и более глубоком смысле: Его мир — это стабильность и безопасность для того, кто обрел спасение, кто примирился с Богом. Этот мир может быть приобретен только через смерть и воскресение Иисуса (ср. Деян 10:36; Рим 5:1; Рим 14:17; Еф 2:14−17; Флп 4:7; Кол 3:15).
14:28 то возрадовались бы. Уход и возвращение Христа, по сути дела, завершают исполненное Им дело примирения человека с Богом (ст. 3), знаменуя окончание Его унижения и начало Его прославления.
Отец Мой более Меня. Данное утверждение следует понимать в свете божественности Сына и Его равенства и единства с Отцом (1:1; 10:30; 14:9). Контекст указывает на то, что Сын стал «менее» Отца, добровольно сложив с Себя Свою славу, принадлежащую Ему как Божественному Сыну Отца, и пойдя в смиренной покорности воле Отца на воплощение в человеческое тело и на жертвенную смерть (Флп 2:6−11).
14:29 Я сказал вам. Исполнение пророчеств Иисуса подтвердит Божественный авторитет Его миссии (ср. Втор 18:22).
14:30 князь мира сего. Сатана (ср. 12:31; 16:11).
не имеет ничего. Эти слова в очередной раз утверждают безгрешность Иисуса (ст. 31; 8:29, 46; 2Кор 5:21; Евр 7:26−27). Он — единственный представитель человеческого рода, о котором могло быть сказано подобное.