По Иоанну 15 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1

«Я — истинная виноградная лоза,
а Мой Отец — виноградарь.

2

Всякую ветвь на Мне, что не приносит плода,
Он обрезает,
а ту, что плод приносит, Он очищает,
чтобы больше плода приносила.

3

Уже очищены вы; совершилось то через Слово,1
Которое вам возвестил Я.

4

Пребудьте во Мне, тесно связаны будьте со Мной,
и Я в вас пребуду.
Как ветвь сама по себе не может плод приносить,
если не будет она на лозе,
так не принесете и вы никакого плода,
если во Мне, в тесной связи со Мной, не пребудете.

5

Я — лоза, а вы — ветви.
Только тот, кто во Мне пребывает, и в ком Я пребываю,
приносит много плода;
без Меня ведь ничего не сможете сделать.

6

А те, что не пребывают во Мне,
ветвям бесплодным подобны:
выбрасывают их, и они засыхают.
Собирают их, бросают в огонь, и сгорают они.

7

Если в единении со Мной2 вы пребудете
и слова Мои в вас пребудут,
можете просить, о чем хотите, — всё получите!

8

Когда урожай приносите вы обильный
и во всём являете себя учениками Моими,3
Отца Моего прославляете.

9

Как Отец полюбил Меня, так и Я полюбил вас.
Окруженные любовью Моей, живите в ней!4

10

Исполняя заповеди Мои,
вы будете жить в Моей любви,
как и Я исполнил то, что поручил Мне Отец Мой,5
и в Его любви пребываю.

11

Сказал Я всё это, чтобы вы могли разделить Мою радость6
и сами радости преисполнились.

12

Любите друг друга, как Я вас люблю,7
это Моя заповедь вам.

13

Никто не может превзойти любовь того,
кто жизнь свою отдает за друзей своих.

14

Вы — друзья Мои, если делаете то, что Я заповедую вам.

15

Я уже не называю вас слугами —
слуга не знает о намерениях8 своего господина;
друзьями зову вас,
ведь Я обо всем вам поведал, что узнал от Отца Моего.

16

Не вы избрали Меня,
но Я вас избрал и на труд поставил,
чтобы в мир вы шли
и служение ваше плоды приносило,
плоды непреходящие;
и Отец даст вам всё,
о чем бы ни попросили Его вы во имя Мое.

17

Исполняйте же то, что вам заповедую Я:
любите друг друга.

18

Если мир ненавидит вас, знайте:
прежде, чем вас, Меня возненавидел он.

19

Будь от мира сего вы от грешного,
полюбил бы он вас как своих.
Но вы не от мира,
Я сделал Свой выбор и увел вас из мира,
поэтому ненавидит он вас.

20

Помните, что Я вам говорил:
„Слуга не больше господина своего“.
Если Меня преследовали, то и вас преследовать будут;
а если Моему слову внимали, то и вашему будут тоже.9

21

Преследовать же вас будут из-за Меня,10
ибо не знают они Того, Кто Меня послал.

22

Если бы не пришел Я и не говорил им,
не было бы греха на них;
но теперь — не оправдать им грех свой.

23

Кто ненавидит Меня, тот и Отца Моего ненавидит.

24

Если бы не совершал Я у них дел,
каких никто другой никогда не делал,
не было бы на них греха.
Но они видели дела Мои и всё равно
ненавидят и Меня, и Отца Моего.

25

Однако это лишь исполнение11
написанного в их Законе:
Возненавидели Меня без причины“.12

26

Но когда придет к вам Утешитель,
исходящий от Отца Дух истины,
Которого Я к вам пошлю, когда буду у Отца,13
Он будет свидетельствовать обо Мне.

27

Вы тоже Мои свидетели,
ибо от начала вы со Мной.

Новой Женевской Библии

15:1−27 Эта глава состоит из двух основных частей. В ст. 1−17 сдержатся рассуждения о виноградной лозе, а в ст. 18−27 — предостережения относительно ненависти мира к последователям Христа.

15:1−17 Единство Примирителя Христа и Его искупленного народа изображается в Писании посредством символики, в частности: 1) фундамент и здание (1Кор 3:11; Еф 2:20−22); 2) виноградная лоза и ветви (15:1−17); 3) голова и тело (1Кор 6:15, 19; 1Кор 12:12).

15:1−2 Образ виноградной лозы и ветвей является символом единства — ветви могут «жить», только питаясь соком лозы (см. ст. 3).

очищает. Убирает все лишнее и омертвевшее. Значение этого слова в данной метафоре Иисус поясняет в ст. 3.

15:7 просите, и будет вам. Эти слова Христа являются пояснением к 14:13−14. Исполнение молитвы верующего возможно, если верующий пребывает во Христе, а Христос словом Своим (и Духом) пребывает в верующем.

15:8 Тем прославится Отец Мой. Сын является славой Отца. Христос заповедает Своим ученикам прославить Отца Небесного. Это не означает, что Христос как бы перепоручил им то, что было Его уделом. Поскольку Христос верою вселяется в сердце человека и духовно там пребывает, то такой человек, составляя единство со Христом, вместе с Ним прославляет Отца.

15:9 пребудьте в любви Моей. То же, что «во Мне».

15:10 Если заповеди Мои соблюдете. Любовь Христа — не плата за послушание. Соблюдение заповедей — единственная возможность, а не условие, пребывать в любви Христа. См. ком. к 8:51.

как и Я соблюл. Христос не требует от учеников большего, чем исполнил Сам.

пребываю в Его любви. Характер, сущность любви Отца к Сыну те же, что и к любому верующему, соблюдающему заповеди Сына.

15:13 если кто положит душу свою. См. ком. к 10:17−18; 12:25. Христос в ст. 18 говорит о Своей жизни: «Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». В отношении людей, даже верующих, Он использует другие понятия: человек не имеет власти ни отдавать жизнь (т.е. передавать кому-либо), ни принимать ее. Человек может только «положить душу свою».

15:14 друзья Мои. Понятие дружбы предполагает равенство. Принцип дружбы тот же, что и принцип любви (см. ст. 9:10), он состоит в соблюдении заповедей.

15:15 Христос разъясняет принципиальное различие между рабом и другом, т.е. между различными уровнями духовности и посвященности Богу.

15:16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал. См. 13:18; Мф 20:16; Лк 6:13; Лк 10:1; Лк 15:19; Откр 17:14.

15:17 Основная и главная заповедь.

15:20 Иисус предупреждает Своих учеников и последователей, что их ждет то же, через что прошел и Он. Уподобление Христу, если оно полное и искреннее (см. 14:20), является той причиной, которая неизменно приводит к определенным и неизменным следствиям.

15:25 Иисус, по всей видимости, имеет в виду слова из Пс 34:19 и 68:5. в законе их. Здесь в третий раз (7:19; 10:34) Иисус говорит о законе в несколько неожиданном контексте — Он самым явным образом отстраняет Себя от закона и от законников. Но поскольку Им же сказано, что Он пришел не отменять и не нарушать закон, но «исполнить» (см. ком. к 10:34), то местоимения «ваш» и «их» в сочетании со словом «закон» дают повод к размышлениям. И вывод, к которому приводят эти размышления, поражает своей невероятностью: иудеи отвергли Бога, опираясь на закон Божий! А поскольку такое в принципе невозможно, то Иисус и говорит, что закон, которым руководствовались иудеи, сохранил только букву, но дух его был ими безвозвратно утерян. См. ком. к 18:32.

15:26 Утешитель... Дух истины. Дух истины — Святой Дух. См. ком. к 15:25.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Очевидно, здесь имеется в виду как учение Христово, так и Само Слово — второе лицо Святой Троицы.
7  [2] — Букв.: во Мне.
8  [3] — В некот. рукописях: явите себя учениками Моими; друг. возм. пер.: будете Моими подлинными учениками.
9  [4] — Букв.: пребудьте в любви Моей.
10  [5] — Или: как и Я (всегда) соблюдал заповеди Отца Моего.
11  [6] — Букв.: радость Моя была в вас.
12  [7] — Букв.: полюбил.
15  [8] — Букв.: слуга/раб не знает, что делает.
20  [9] — Букв.: соблюли, соблюдут и ваше.
21  [10] — Букв.: но всё это сделают вам из-за имени Моего.
25  [11] — Букв.: но, чтобы исполнилось; или: но так исполнится; см. примеч. к 9:3.
25  [12] — Пс 35 (34):19; 69:4 (68:5). Слово «Закон» используется здесь в собирательном смысле для обозначения всех книг, которые у иудеев считались Священным Писанием.
26  [13] — Букв.: Которого Я пошлю вам от Отца.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.