По Иоанну 17 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1

Сказав это, Иисус поднял взор Свой к небу и стал молиться:
«Отец! Вот и пришел этот час.
Открой же миру славу Сына Твоего,
чтобы Сын мог явить Твою славу.
1

2

Ты дал ведь Ему власть над всеми людьми,
дабы всем, кого Ты доверил Ему,2
даровал Он вечную жизнь.

3

А жить вечной жизнью —
это знать Тебя, единого истинного Бога,
и Иисуса Христа, Которого Ты послал.

4

Открыл Я людям на этой земле славу Твою,
исполнив то, что поручил Ты Мне.

5

И теперь, Отец, опять у Тебя
дай же Мне снова ту славу,
какой у Тебя обладал Я уже,
прежде чем мир появился!

6

Я открыл Тебя3 людям,
которых из мира Ты взял, чтобы дать их Мне.
Твои они были, Ты Мне дал их.
Они слово Твое соблюли

7

и знают теперь, что всё,
что Ты дал Мне, — от Тебя исходит оно.

8

То, что Ты Мне сказал, Я передал им;
они приняли это и действительно поняли,
что Я от Тебя пришел;
и поверили они, что Ты послал Меня.

9

Прошу за них, не за мир прошу,
а за тех, кого дал Ты Мне, ведь Твои они

10

(ибо всё, что есть у Меня, — Твое,
как и Твое всё — Мое),
и Я прославлен ими.4

11

Не в мире уже Я: к Тебе возвращаюсь;
а они еще в мире.
Святой Мой Отец, Ты дал Мне силу, силу имени Твоего,
сохрани же их этой силой,5
чтобы едины они были, как Мы с Тобой.

12

Когда Я был с ними,6 хранил Я их силой,
которую Ты дал Мне, силой имени Твоего,7
и уберег: никто из них не потерян,
кроме одного, погибелью рожденного.8
Так и исполнится предсказанное в Писании.9

13

Ныне к Тебе возвращаюсь,
и говорю об этом еще здесь, в мире,
чтобы преисполнились они радостью Моей.

14

Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их,
потому что не от мира они, как и Я не от мира.

15

Не о том прошу, чтобы из мира Ты взял их,
но чтобы от зла10 сохранил.

16

Не от мира они, как не от мира и Я.

17

Освяти же их истиною.11
Слово Твое — истина.

18

Как Ты Меня в мир послал,
так и Я послал их.

19

Их спасению12 Я Себя посвящаю,
чтобы, в истине пребывая, они13 Тебе посвящены были.

20

Но не только о них Я прошу,
обо всех прошу, кто, внимая их слову,
приходит к вере в Меня,

21

чтобы все они едины были.
Как Ты, Отец, во Мне, и Я — в Тебе,
так и они да будут в Нас,14
дабы поверил мир, что это Ты послал Меня.

22

Тою же самой славой, которую Ты дал Мне,
Я их наделил, чтобы, как Мы, они едины были.

23

И теперь, когда Я — в них и Ты — во Мне,
они могут быть в полном единстве,
чтобы знал мир, что Ты послал Меня
и что они Тобой любимы, как Я Тобою любим.

24

Отец, Ты дал их Мне, и Я хочу,
чтобы со Мной они были там, где Я,
чтобы видели славу Мою,
которую Ты дал Мне,
ибо любил Меня еще до создания мира.

25

Отец Мой праведный, мир не знает Тебя,
но знаю Тебя Я,15 и они знают, что это Ты послал Меня.

26

Я открыл им Тебя16 и буду открывать вновь и вновь,
чтобы любовь, какой Ты любишь Меня,
была в них, как Я в них».

Новой Женевской Библии

17:1 Отче! Любимое обращение Иисуса к Первому Лицу Троицы; встречается в этом Евангелии 109 раз. В этой молитве оно употребляется шесть раз, четыре раза самостоятельно и по одному разу с прилагательными Святый и Праведный.

пришел час. Ср. с 2:4.

прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя. Тема Божией славы, впервые прозвучавшая в 1:14, приобретает в этой молитве особо важное значение. Слава, воздаваемая любому из лиц Троицы, распространяется на всю Троицу; служение, совершенным образом исполненное Сыном в Его воплощении, приносит славу Божеству в целом. Сын прославляется в распятии, воскресении и восшествии на престол (см. ком. к 12:23; 13:31).

17:2 дал. Глагол «давать» использован в этой молитве шестнадцать раз. Этим подчеркивается, что Бог дал Иисусу и что Иисус, в свою очередь, дал Своим ученикам.

всему, что Ты дал Ему. Здесь подчеркивается (см. также ст. 6:9, 24; ср. 6:44; 10:29), что инициатива в деле спасения принадлежит Богу.

жизнь вечную. См. ком. к 3:16.

17:3 да знают Тебя... и Иисуса Христа. Жизнь заключается в общении с Богом, который, по словам Августина, «сотворил нас для Себя, так что наша душа не находит себе покоя, пока не обретет покой в Нем». Знание здесь, как и во многих других местах Писания, означает нечто гораздо большее, чем просто понимание. Знать — значит «соответствовать своему знанию». См. статью «Истинное богопознание».

17:4 совершил дело. Эти слова предвосхищают победный возглас, раздавшийся с креста: «совершилось!» (19:30). Все в жизни Иисуса было направлено на прославление Бога.

17:5 прославь Меня... славою. Здесь Иисус двояко свидетельствует о Своей Божественности. Во-первых, в самом Своем прошении Он утверждает, что Его слава существовала «прежде бытия мира», из чего следует, что Иисус не был создан, а существовал вечно. Во-вторых, указывая на «славу», которую Он имел там (у Отца), Он говорит о той самой славе, которая во всей Библии всегда связывается с истинным, живым и единым Богом.

17:6 открыл имя Твое. Слово «имя» обозначает Бога — во всем Его совершенстве, как оно открывается человеческому роду.

от мира. Указание на то, что искупленные находятся в мире, но предназначены к отделению от него.

они были Твои. Все в мире, включая людей, принадлежит Богу по праву Творца, но здесь имеется в виду, что некоторые люди определены Богом к искуплению. Бог дал избранных Искупителю (ср. Евр 2:12−13).

17:7 все... от Тебя есть. Совершенное единство Отца и Сына — один из основополагающих аспектов учения Иисуса (5:17).

17:8 Здесь указаны три критерия, которым должны соответствовать ученики Иисуса: верить в слова Иисуса, признавать Его Божественное происхождение и верить в Него Самого.

17:9 не о всем мире молю. С какой бы благожелательностью ни относился Иисус ко всему творению, Его искупительная священническая деятельность распространяется только на избранных — на тех, кого дал Ему Отец (10:14−15, 27−29). Этот стих служит мощным аргументом в поддержку доктрины искупления избранных: для Иисуса было бы абсурдом умереть за тех, за кого Он отказывался молиться!

В других контекстах, где не столь очевидна роль Иисуса как священника-ходатая, Он молится за Своих врагов; точно так же должны поступать и мы (Мф 5:44; Лк 23:34). См. статью «Предопределенное искупление».

17:10 и Твое Мое. Это явное утверждение Иисусом Своей Божественности.

и Я прославился в них. См. ком. к 16:14.

17:11 Отче Святый! Такая форма обращения встречается только в этом месте НЗ, но она наилучшим образом выражает как близость отношений между Богом и Его детьми, так и величие Бога. Бог хочет защитить Своих избранных, потому что Он заботится о них, и Он может защитить их, потому что Его власть беспредельна.

во имя Твое. Т.е. «силой Твоей и Твоей властью, оспаривать которую не может никто». Откровение Бога о Самом Себе, проявленное в слове и деле, соответствует понятию «имя Твое», поскольку для древних имя являлось выражением сущности.

чтобы они были едино, как и Мы. Единство Лиц Троицы служит величественным образцом для общности верующих через их единство со Христом (см. ком. к 14:10−11). Особенно решительно это подчеркивается в молитве Иисуса (ст. 21−23). Поэтому каждый христианин должен постоянно стремиться к такому единству, чтобы прославить Бога, и проявлять любовь ко всем детям Божиим.

17:12 Я соблюдал их... и никто из них не погиб. Замечательное определение служения, которое Иисус совершал для апостолов.

сына погибели. В 2Фес 2:3 это же выражение употреблено в отношении антихриста. Предательство Иуды служило исполнением слов Писания (Пс 40:10) и было необходимо для осуществления многих других пророчеств, в которых описываются страдания нашего Господа. Иисус рассматривал многие тексты Писания как прорицание различных подробностей Его мессианского служения и подчеркивал, что все они должны претвориться в жизнь, поскольку являются Словом Божиим. Избирая Иуду, Иисус знал о роли, которую этот ученик сыграет в Его страданиях.

17:13 радость Мою. Из этих слов можно заключить, что Иисус молился в присутствии учеников, чтобы они могли почерпнуть радость в Его молитве (ср. 15:11; 16:24).

17:14 Я передал им слово Твое. Здесь, несомненно, говорится об учении Иисуса, которое отождествляется со Словом Божиим, точно так же, как и Ветхий Завет является Словом Божиим (ср. Мк 7:13; Деян 10:36; Рим 9:6).

они не от мира. Новое рождение влечет за собой глубокий раскол в человечестве. Верующие тоже происходят из падшего человеческого мира, но они продолжают жить в этом мире, уже не принадлежа к нему (ст. 16).

17:15 чтобы сохранил их от зла. Хотя Иисус знает, что мир будет ненавидеть Его учеников так же, как ненавидит Его Самого, Он не просит оградить учеников от физических и иных страданий, существующих в мире, а взывает к защите их от морального разложения. См. статью «Христиане в этом мире».

17:17 Освяти их истиною Твоею. Два примечательных аспекта этой просьбы Иисуса: 1) Он молится не о временном благополучии учеников, но об их освящении; более всего Он желает, чтобы они были святы; 2) Он указывает на средство, с помощью которого можно достичь святости (т.е. на истину). Так же, как заблуждение и обман являются корнями, из которых произрастает зло, так из истины произрастает благочестие.

слово Твое есть истина. Эти слова, непосредственно относящиеся к ВЗ (только он один был в распоряжении учеников), распространяются и на учение Иисуса, называемое «словом Божиим» (ст. 14), а также на свидетельство апостолов, включенное в Св. Писание (17:20; Лк 8:11−15:21; Лк 11:28; Деян 4:31; Деян 6:7; Деян 8:14, 25; 1Фес 2:13). См. статью «Авторитет Писания».

17:18 Как Ты послал Меня... и Я послал их. Ср. 20:21. Иисус — высший образец миссионера. Каждый истинный христианин является «миссионером», посланным в мир, чтобы свидетельствовать о Христе, достигать погибающих грешников везде, где только их можно найти, и приводить к Спасителю.

17:19 Я посвящаю Себя. Использованный здесь греческий глагол может означать также «освящаю», но Иисус, будучи абсолютно свят, не нуждается в дальнейшем освящении (Евр 7:26). Являясь же первосвященником, Он отдает Себя (Исх 28:41) делу, для исполнения которого и необходима совершенная святость. Из этого следует, что те, кто принадлежит Ему, должны быть богодухновенны и посвящены на свое служение.

17:20 о верующих в Меня по слову их. Начиная с этого момента Господь охватывает в Своей молитве всех верующих, даже тех из них, кто должен прийти к вере спустя многие века. Каждый истинный христианин может быть уверен в том, что в этой молитве Иисус молился и за него.

17:21 да уверует мир, что Ты послал Меня. Предметом этой молитвы является не какое-то незримое единство, но единство, видимое всему миру, дабы мир мог уверовать (см. ком. к 17:11).

17:23 совершены воедино. Мы имеем здесь образец единства, по которому строятся отношения как между Отцом и Сыном, так и между Сыном и христианином (см. ком. к 14:10−11)

 Отец — СынСын — верующий

Единство
Слава
Любовь
Миссия
Знание

ст. 21, 23
ст. 22, 24
ст. 23, 24, 26
ст. 18, 23, 25
ст. 25

ст. 21, 23, 26
ст. 22
ст. 23, 26; 13:1
ст. 18
ст. 3:8, 25, 26

возлюбил их, как возлюбил Меня. Это утверждение касается любви Бога Отца к искупленным (3:16). Иногда этой любви не придают должного значения, сосредоточивая все внимание на любви к ним Христа.

17:24 да видят славу Мою. Второе прошение Иисуса в Его молитве за Церковь состоит в том, чтобы она была с Ним во славе. Он не просит временного преуспевания ни для учеников, ни для Церкви в целом, но просит о том, чтобы Его избранные были святы и едины на земле, а затем были бы взяты на небеса.

17:25 Отче Праведный! См. ком. к 17:11. То же, что и Святый.

17:26 Эта молитва заканчивается повторением основных понятий: единство, знание, служение и любовь. Учение Иисуса достигает здесь кульминации.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: прославь Твоего Сына, чтобы Сын прославил Тебя.
2  [2] — Букв.: как Ты дал Ему власть над всякой плотью, чтобы всем, кого даровал Ты Ему.
6  [3] — Букв.: Я открыл/явил Твое имя.
10  [4] — Друг. возм. пер.: через них явлена слава Моя; букв.: и Я прославлен в них.
11  [5] — Букв.: Отец Святой, соблюди/сохрани их в имени Твоем (или: именем Твоим), которое (в некот. рукописях: которых) Ты дал Мне.
12  [6] — Некот. рукописи добавляют: в мире.
12  [7] — Букв.: хранил Я их в имени Твоем/именем Твоим.
12  [8] — Букв.: кроме сына погибели.
12  [9] — Или: во исполнение Писания.
15  [10] — Букв.: от злого, в знач. от дьявола.
17  [11] — Букв.: освяти их в истине/через истину; греч. хагиадзо — отделять/посвящать для Бога; делать святым; то же в ст. 19.
19  [12] — Букв.: ради них.
19  [13] — Друг. возм. пер.: чтобы они истинно.
21  [14] — Некот. рукописи добавляют: одно/едино.
25  [15] — Или: и мир Тебя не познал/не узнал, но Я Тебя познал/узнал.
26  [16] — Букв.: имя Твое.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.