По Иоанну 3 глава

Евангелие по Иоанну
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Был среди фарисеев человек по имени Никодим, один из старейшин иудейских.
2 Однажды ночью он пришел к Иисусу и сказал Ему: «Равви, ведомо нам, что Ты — Учитель, посланный Богом, никто ведь не сможет совершить знамений, Тобой творимых, если не будет с ним Бог».
3 Иисус ответил:

«Поверь Мне: кто не родится свыше,1
не увидит Царства Божия».

4 «Но может ли человек родиться заново, если стар он уже? — возразил Никодим. — Разве может вернуться он в чрево матери своей и родиться второй раз?»
5

«Уверяю тебя, — ответил Иисус,
кто не родится от воды и Духа,
тот не сможет войти в Царство Божие.

6

От плоти рождается только плоть,
и лишь Дух рождает дух.2

7

Не удивляйся тому, что сказал я тебе:
каждый из вас должен родиться свыше.

8

Ветер веет,3 где хочет.
Но, даже если слышишь шум его,
не знаешь, откуда он и где будет дуть потом.
Так и с каждым, кто родится от Духа».

9 «Но как же может быть такое?» — спросил Никодим.
10 «Ты — учитель в Израиле, а такого не знаешь?! — отозвался Иисус. —
11 Верь Мне, мы говорим о том, что знаем,

и о том свидетельствуем, что видели.
А вы свидетельства нашего не принимаете.

12

Но если не верите Мне, когда о земном говорю,
поверите ли словам Моим о небесном?

13

Ведь на Небе не бывал4 никто, кроме Сына Человеческого,5
с Неба и сошедшего.

14

Как поднят был некогда Моисеем медный змей в пустыне,
так и Сын Человеческий должен быть на высоту поднят,

15

дабы каждый верующий обрел в Нем вечную жизнь.6

16

Бог ведь так полюбил этот мир,
что пожертвовал Сыном Своим единственным,7
чтобы всякий, кто верит в Него,
не погиб, но обрел жизнь вечную.

17

Не для того Бог послал Сына в мир,
чтобы Он судил его,
но чтобы спасен был мир через Него.

18

Никто из верующих в Него судим не будет;8
а неверующий уже осужден,
потому что не поверил в единственного9 Сына Божия.

19

Суд же состоит в том, что в мир Свет пришел,
а люди тьму полюбили больше, чем Свет, ибо злы дела их.

20

Все, кто злое творит, ненавидят Свет и к Свету не идут,
дабы не раскрылось содеянное ими.

21

Но кто истине следует во всем, что он делает,10
тот к Свету тянется, и тогда явным становится:
всё, что делает он, в послушании Богу делает».11

22 Вскоре после того пришел Иисус со Своими учениками в Иудею и пробыл там с ними некоторое время и крестил людей.
23 Иоанн же продолжал крестить в Эноне, неподалеку от Салима, потому что там было достаточно воды; иные шли и туда, чтобы принять крещение
24 (это было еще до того, как бросили Иоанна в темницу).
25 Некий иудей завел однажды с учениками Иоанна спор о ритуальном очищении.
26 Те пришли тогда к Иоанну и сказали: «Равви, Тот Человек, Который был с тобой по ту сторону Иордана и о Котором свидетельствовал ты, вот Он крестит теперь, и все идут к Нему».
27

«Не может человек взять на себя ничего, — ответил Иоанн, —
если не дано ему то Небом.12

28 Вы сами свидетели тому, что я говорил: „Я не Мессия, а только предвестник Его“.13
29

Тот и жених, у кого невеста есть.
А друг жениха, рядом стоящий и слушающий его,
радуется и с ликованием внимает голосу жениха.
Вот в чем и моя радость, и ныне полной стала она.

30

Ему — возрастать, мне — умаляться.14

31

Свыше Приходящий выше всех, конечно;
а кто от земли — он и есть земной,
он и говорит, как земной.15
Приходящий с Небес — [выше всех];

32

Он о том свидетельствует, что видел и слышал,
но свидетельству Его не внемлют.16

33

Принявший же свидетельство это
подтверждает истинность слов Божьих.17

34

Кто Богом послан, Тот18 Божии и говорит слова:
Бог без меры дает Ему Дух.

35

Любит Своего Сына Отец и всё вверил в руки Его.

36

Кто верит в Сына, тот вечную жизнь наследует,19
а кто Сыну отказывается верить, никогда той жизни не увидит —
гнев Божий навлекает он на себя».20

Новой Женевской Библии

3:1−21 Это первая из многих речей Иисуса, записанных Иоанном. Обычно кто-то задает вопрос и Иисус отвечает таким образом, что беседа переходит на более глубокий уровень.

3:2 ночью. Вероятно, Никодим боялся, что люди увидят, как он посещает Иисуса, и поэтому не отважился отправиться к Нему днем. Если понимать это место символически, Никодим, доселе бродивший во тьме этого мира (ночь), приходит к Свету (ср. 9:4; 11:10; 13:30).

Равви! мы знаем, что Ты — Учитель. Никодим понимает, что Бог наделяет Своих посланников властью совершать чудеса, но такого понимания недостаточно, чтобы во всей полноте исповедовать Иисуса.

3:3 если кто не родится свыше. Греческое наречие, переведенное здесь как «свыше», имеет также значение «вновь». Вариант перевода «свыше» хорошо согласуется с рассуждением о «земном» и «небесном» (ст. 12) и со словами о восходящем и сходящем Сыне Человеческом (ст. 13). С другой стороны, эквивалентный термин «возрождение», употребленный в Тит 3:5, служит доводом в пользу значения «родиться вновь». Но возможно, что здесь подразумеваются оба значения — новое рождение, которое является рождением свыше (см. статью «Возрождение и новое рождение»).

3:5 родится от воды и Духа. Многие толкователи понимают слово «вода» как относящееся к воде крещения, но подобная ссылка, сделанная до установления христианского крещения, была бы для Никодима бессмысленной. Другие находят здесь ссылку на крещение Иоанново, но Иисус ни в одном другом месте не говорит о крещении Иоанновом как об условии, необходимом для спасения. Более правильными представляются взгляды тех экзегетов, которые видят здесь аллюзию на те места ВЗ, в которых вода и Дух связываются вместе, дабы выразить ожидающееся в конце времен излияние Духа Божьего (напр., Ис 32:15; Ис 44:3; Иез 36:25−27). Наличие такого изобилия ветхозаветных образов объясняет упрек, сделанный Иисусом Никодиму (ст. 10), — как «учитель Израилев», тот обязан был понять сказанное ему Христом.

3:6−8 В этих стихах особо подчеркивается, что инициатива и руководящая роль в спасении принадлежат Богу. Это, однако, не исключает необходимости ответного действия со стороны человека, которое выражается в покаянии и вере.

3:13 Сын Человеческий. См. ком. к 1:51.

сущий на небесах. Как Второе Лицо Божественной Троицы, Сын Божий, став Сыном Человеческим, не утратил Своей божественности, поскольку она является Его сущностью. И в этом смысле Он — «сущий на небесах» и в период Своего земного служения.

3:14 как Моисей вознес змию в пустыне. См. Чис 21:4−9.

так должно вознесену быть. Выражение «вознесену быть» имеет ключевой смысл в данном Евангелии (8:28; 12:32, 34). У него два значения — быть распятым и быть возвеличенным. Евангелие от Иоанна рассматривает смерть Христа на кресте, Его воскресение и Его прославление как единый акт, в котором раскрывается Божья слава. Слово «должно» указывает, что это — воля Божья (Деян 4:27−28).

3:16 так возлюбил Бог мир. Некоторые используют это выражение, чтобы отвергать идею Божьего выбора, в котором Он определяет избранных ко спасению, как если бы сам факт, что Бог послал Своего Сына на смерть, просто сделал спасение возможным для всех, кто верит. Но в других местах данного Евангелия Иисус ясно подчеркивает, что спасительный труд Он совершает ради избранных (напр., 6:37−40; 10:14−18; 17:9). Смысл же здесь в том, что спасительный труд Христа не ограничен этническим партикуляризмом (не обращен только на евреев), но совершается для избранных из всех народов мира.

Ясно, что те, кто не воспользуется средством, предложенным им Богом, обречены; они погибнут (навсегда лишатся общения с Богом, которое одно лишь и является целью всех людей, созданных по образу Божию). См. статью «Бог есть любовь: Божественные благость и верность».

3:17 судить мир. Иисус не приносит в мир осуждение, поскольку мир находился под осуждением еще до Его прихода.

3:18 Неверие — не единственное основание для осуждения, но оно представляет собой самое дерзкое восстание против Бога, поскольку неверующий сопротивляется даже милостивому приглашению Бога принять спасение через Христа. Иисус приходит в мир, который уже находится под осуждением за отвержение Бога Отца (Рим 1:18−32).

3:19−21 Эти стихи являются пояснением к ст. 18.

3:22 крестил. Из 4:2 становится ясно, что практически крещение совершали ученики от имени Иисуса. По-видимому, это крещение не было христианским (во имя Отца, Сына и Святого Духа), а представляло собой крещение покаяния.

Район служения Иоанна Крестителя.

3:24 Иоанн еще не был заключен в темницу. Евангелист Иоанн не описывает обстоятельств заключения Крестителя в тюрьму (см. Мф 14:3−12; Мк 6:17−29).

3:26 См. статью «Крещение».

3:27 не может человек ничего принимать. Иными словами, Иоанн подтверждает, что Иисусу Христу «дано... с неба» право говорить и действовать.

3:29 радостью радуется. Иоанн показывает, что его цель — не занять главное место, а приготовить путь для Иисуса и прославить Бога.

3:30 Ему должно расти, а мне умаляться. Т.е. Иисус начинает Свое служение, а Иоанн свое заканчивает.

3:31 Приходящий свыше. Этим Иисус отличается от всех прочих людей, которые «приходят от земли».

3:32 никто не принимает свидетельства Его. Ученики Иоанна были озабочены тем, что они, как им казалось, теряют свое влияние, и потому преувеличивали собственные затруднения, говоря, что «все идут к Нему» (ст. 26). Иоанн же беспокоится о том, что народ не откликается на служение Иисуса как должно, и поэтому, прибегая к сильному выражению «никто не принимает», чрезмерно драматизирует ситуацию.

3:34 не мерою дает Бог Духа. Эти слова следует воспринимать в контексте со ст. 35, который их полностью раскрывает.

3:35 Отец любит Сына. См. ком. к ст. 34.

3:36 не верующий в Сына не увидит жизни. Это совершенно логично, поскольку «в Нем... жизнь» (1:4). Смысл этих слов хорошо раскрыт в 1Ин 5:12.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Греч. анотен, переведенное здесь словом «свыше», может значить и «заново»; то же в ст. 7.
6  [2] — Букв.: рожденное от плоти есть плоть, и рожденное от Духа есть дух.
8  [3] — Или: дух дышит.
13  [4] — Букв.: не восходил.
13  [5] — Некот. рукописи добавляют: который в Небе.
15  [6] — В некот. рукописях: чтобы всякий, кто верит в Него не погиб, но обрел жизнь вечную.
16  [7] — Или: единственным в своем роде/уникальным; то же в ст. 18.
18  [8] — Или: не будет осужден.
18  [9] — Букв.: не поверил в имя единственного.
21  [10] — Букв.: а творящий истину.
21  [11] — Букв.: чтобы явными стали дела его, что они в Боге соделаны.
27  [12] — Букв.: с Неба.
28  [13] — Букв.: но что послан я перед Ним.
30  [14] — Некоторые толкователи считают, что прямая речь заканчивается стихом 30.
31  [15] — Букв.: и от земли говорит.
32  [16] — Букв.: никто не принимает.
33  [17] — Букв.: Его свидетельство печатью (своею) заверил, что Бог истинен. Вероятно, что Иоанн так говорит о себе как о пророке, подтвердившем истинность слов Божьих. Друг. возм. пер.: (хотя) каждый, кто принял Его свидетельство, подтвердил (тем самым), что Бог истинен (или: что верен Бог).
34  [18] — Или: тот.
36  [19] — Букв.: имеет.
36  [20] — Букв.: но гнев Божий пребывает на нем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.