Деяния 2 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Наступил день Пятидесятницы, и пребывали все они вместе,1
2 когда внезапно с неба донесся шум, как от порыва ветра огромной силы, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И увидели они нечто похожее на языки пламени, которые, разделившись, снизошли по одному на каждого из них.
4 И исполнились все Духа Святого и начали говорить на других языках, получив этот дар от Духа.2
5 В Иерусалиме в то время находились благочестивые иудеи, живущие среди всякого народа на всей земле,
6 и на этот шум собралось их великое множество. Все они пришли в полное смятение, потому что каждый из них слышал, как исполнившиеся Духом3 говорили на его наречии.
7 Пораженные этим, они с изумлением спрашивали: «Разве все эти люди, что сейчас говорят, не галилеяне?
8 Почему же каждый из нас может слышать их на своем родном языке?
9 А здесь и парфяне, и мидяне, и эламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,4
10 Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Киринеи ливийской, и пришедшие из Рима,
11 как иудеи, так и обращенные из язычников,5 критяне и арабы — и все мы слышим, как они говорят на наших языках о великих делах Божиих!»
12 И все удивлялись, в недоумении спрашивая друг друга: «Что всё это значит?»
13 Некоторые же, насмехаясь, говорили: «Они выпили слишком много сладкого вина».
14 Тогда Петр встал вместе с одиннадцатью апостолами и громко заявил собравшимся: «Братья мои иудеи и все, живущие в Иерусалиме! Пусть это будет вам известно, прислушайтесь к словам моим.
15 Не пьяны эти люди, как вам показалось: еще только девять часов утра.
16 Нет! Просто сейчас сбывается сказанное чрез пророка6 Иоиля:
17

„В последние дни, — говорит Бог, — изолью Дух Мой7 на всех:8
и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши,
юноши ваши видения будут видеть,
вашим старцам будут сниться сны пророческие.

18

Также и на рабов Моих и на рабынь Моих
в те дни изолью Дух Мой: и будут пророчествовать.

19

И явлю чудеса на небе, вверху,
и знамения на земле, внизу:
кровь, огонь и клубы дыма.

20

Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь,
прежде чем придет День Господень, великий и достославный.

21

Всякий, кто в молитве призовет имя Господне,9
спасен будет“.10

22 Братья израильтяне! Выслушайте то, что я должен сказать вам об Иисусе, пришедшем из Назарета,11 о Котором Бог засвидетельствовал вам. Бог через Него сотворил среди вас великие дела, чудеса и знамения, как вы и сами знаете.
23 Его, отданного вам во власть по замыслу и предвидению12 Божьему, вы убили, пригвоздив ко кресту руками нечестивых людей.13
24 Но Бог воскресил Его, сделав бесплодными все потуги смерти:14 она не могла удержать Его.
25 Ведь это о Нем говорит Давид:

Видел я перед собою Господа всегда,
и дабы я не поколебался, Он — по правую руку мою.

26

Потому сердце мое радуется и язык мой ликует,
даже плоть моя будет покоиться в надежде,

27

ибо Ты не оставишь меня15 во власти смерти16
и не дашь Святому Твоему в тлен обратиться.

28

Ты указал мне пути, что ведут к жизни,
и исполнишь меня радости пред лицом Твоим“.17

29 Братья мои! Могу сказать вам прямо:18 патриарх Давид умер, погребен, и гробница его сохранилась у нас до сего дня.
30 Давид был пророком и знал, что Бог с клятвою пообещал ему возвести на его престол одного из потомков его.19
31 Он-то и предсказал воскресение Христа,20 что не будет оставлен Он во власти смерти и плоть Его не увидит тления.21
32 Иисус есть Тот, Кого Бог воскресил, чему мы все свидетели.
33 Вознесенный по правую руку Бога,22 Он принял от Отца обещанного Духа Святого; а то, что вы [и] видите, и слышите, и есть излитие этого Духа.23
34 Сам Давид никогда не восходил на небеса, однако он говорит:

Сказал Господь Господу моему:
Сядь по правую руку Мою,

35

доколе не повергну врагов Твоих
к ногам Твоим“.24

36 А потому, — продолжал Петр, — пусть твердо знает весь Израиль, что Тот Иисус, Которого вы распяли, и есть Господь и Мессия».25
37 Слова эти отозвались острой болью в сердцах слушающих, и спросили они Петра и остальных апостолов: «Что нам делать, братья?»
38 «Покайтесь,26 — [сказал] им Петр, — и пусть каждый из вас примет крещение во имя Иисуса Христа, тогда простятся вам грехи ваши, и вы получите дар Святого Духа.
39 Этот дар обещан вам, детям вашим. Он обещан и всем тем, кого еще призовет Господь, Бог наш, как бы далеко они ни жили ».
40 И, приводя много разных доводов, он настоятельно убеждал27 и увещевал их, говоря: «Спасайтесь от этого испорченного, идущего к гибели поколения!»
41 Тогда все, кто с верой принял сказанное Петром, были крещены. И число уверовавших возросло в тот день примерно на три тысячи человек.
42 Неустанно внимали они словам апостолов и твердо держались всего, чему те учили,28 пребывая в братском общении, в преломлении хлеба и в молитвах.
43 В то время многие чудеса и знамения совершались через апостолов, и все29 были исполнены благоговейного трепета.
44 Все уверовавшие постоянно пребывали вместе, и всё у них было общее.
45 Они продавали свои имения, личные вещи, а вырученные деньги разделяли между всеми, в зависимости от нужд каждого.
46 Изо дня в день все они как один собирались30 в Храме, а в домах своих они совершали преломление хлеба и принимали пищу с радостью и открытым сердцем,
47 за всё прославляя Бога. И в народе все были к ним расположены, и Господь каждый день прибавлял к ним31 всё новых спасаемых.

Новой Женевской Библии

2:1 дня Пятидесятницы. Пятидесятый день после субботы пасхальной недели (Лев 23:4−7.15.16). Таким образом, Пятидесятница, отмечавшаяся в первый день недели (наше воскресенье), была одним из трех великих израильских праздников. Ей предшествовала Пасха (Лев 23:4−8; Чис 28:16−25); спустя четыре месяца после нее совершался праздник Кущей (Лев 23:33−43; Чис 29:12−38; ср. Ин 7:1−44). Пятидесятницу называют также «праздником седмиц», так как она совершалась через семь недель после Пасхи (Втор 16:10), «праздником жатвы», потому что в это время собирали первые плоды урожая (Исх 23:16), и «днем первых плодов» (Чис 28:26).

все они были единодушно вместе. Там были все апостолы и, вероятно, «человек около ста двадцати», упомянутые ранее (1:16).

2:2 шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Ветер является символом присутствия Святого Духа (Иез 37:9, 13; Ин 3:8); огонь — очищающей силы Святого Духа или Его суда (Мф 3:11, 12).

2:4 все. Все сто двадцать человек (1:15). См. Иоиль 2:28, где говорится об излиянии Духа Божия «на всякую плоть».

исполнились... Духа Святаго. Сошествие Духа является исполнением обещанного в Лк 24:49 и Деян 1:5, 8; однако из этого не следует, будто в ветхозаветное время Дух Святой не пребывал с народом Божиим и не действовал в его среде (см. «Дух Святой» — Пс 50:13 и Ис 63:10−11; «Дух Господень» — Суд 3:10; 1Цар 10:6; Ис 11:2). См. статью «Утешитель: служение Святого Духа».

как Дух давал им. Не может быть христианского служения и духовного роста без Божиего участия (Еф 2:10; Флп 2:12, 13).

Работа Духа Святого.

2:5 Иудеи, люди набожные. Т.е. благочестивые иудеи (ср. Лк 2:25; Деян 8:2; 22:12), прибывшие в Иерусалим для празднования Пятидесятницы.

2:8−11 Перечисление представителей пятнадцати народностей начинается с восточной группы, в пределах нынешних Ирана и Ирака («Парфяне... Мидяне... Еламиты, и жители Месопотамии», т.е. куда были отведены иудеи, плененные Ассирией и Вавилоном). Далее следует запад, Иудея, затем — север, Малая Азия (Каппадокия, Понт, Асия, Фригия и Памфилия), после чего — Северная Африка (Египет и части Ливии, прилежащие к Киринее) и, наконец, Рим Список заключают две далеко отстоящие друг от друга области: остров Крит и Аравия.

Пришедшие на празднование Пятидесятницы.

2:15 теперь третий час дня. Соответствует девяти часам утра. В праздничные дни обычно постились, по меньшей мере, до четвертого часа. Так что обвинение в пьянстве было безосновательным.

2:17−21 Это цитата из Иоиль 2:28−32 по греческому тексту ВЗ. Слова Иоиля, пророка Божия, авторитетны и достоверны, и Петр утверждает, что сказанное им — слово от Бога. Цитата дается в целом по тексту Иоиля. Слова «в последние дни» (ср. Ис 2:2; Ос 3:5; Мих 4:1; 1Пет 1:20; 1Ин 2:18; 1Тим 4:1; 2Тим 3:1) выражают эсхатологическое истолкование Петром слов Иоиля. По толкованию Петра, эти слова относятся к новому завету, противопоставленному времени первого, уже минувшего ветхого завета (Евр 8:7; Евр 9:1).

2:22 Иисуса Назорея. См. 6:14; 10:38; 22:8; 26:9; Лк 18:37; Лк 24:19. В своей проповеди Петр выделяет самые важные моменты: смерть Иисуса (ст. 23), Его телесное воскресение (ст. 24−32), Его вознесение (ст. 33), Его воцарение (ст. 34, 36) и Его победу при Втором пришествии (ст. 35).

засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями. Хотя факт происхождения Иисуса из Назарета был для некоторых камнем преткновения (ср. Ин 1:46), Бог ясно засвидетельствовал, что Иисус и есть Мессия. 23 по определенному совету и предведению Божию. Хотя нечестивые люди, иудеи и язычники (4:27−28), по собственной воле предали Иисуса на смерть, их действия были попущены Богом с определенной целью (ср. 2Пар 25:16; Иер 21:10; Дан 11:36; Деян 17:26) и при постоянном промыслительном водительстве Божием. Богом была предопределена смерть Сына Его, но ответственность за преступное распятие Иисуса Он возлагает на человека (3:17−18; 4:27−28; 13:27). Иудеи не могли оправдаться, обвиняя в смерти Иисуса римлян: они сами обратились к римлянам с просьбой распять Его. Петр учит, что ответственность лежит на иудеях (3:15; 4:10; 5:30; 10:39).

пригвоздив. Лука вновь подчеркивает, что Иисус претерпел мучительную римскую казнь через распятие (Лк 24:39).

2:25 Давид говорит. В Пс 15 Давид, в первую очередь, пишет о себе и своих страданиях, но в приведенных здесь стихах он говорит об Иисусе (ст. 25), Святом Божием, чье тело не узнало тления (ст. 27).

2:33 быв вознесен десницею Божиею. План Божий не заканчивался воскресением Сына Его: Он должен был быть вознесен и занять место, от века принадлежавшее Ему наравне с Отцом (Ин 17:5).

приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил. Здесь излагается учение о Святой Троице: Петр показывает, как Отец (ст. 32:33) действовал в жизни, смерти, воскресении и вознесении Иисуса, Сына Своего, и как Святой Дух совершил чудо: Его служители заговорили на различных языках.

2:36 В этом важнейшем месте Петр не только утверждает, что Иисус — обетованный Богом Мессия (3:18, 20; Ис 11:1; Лк 4:18−21), но что Он — прославленный Господь (Рим 10:9; Флп 2:9−11) и победоносный Царь (1Кор 15:24−25; Откр 19:16).

2:38 покайтесь, и да крестится каждый из вас. Покаяние (обращение к Богу с сожалением о грехе) и крещение были важными частями служения Иоанна Крестителя (Мф 3:1; Мк 1:4) и Самого Иисуса (Мф 4:17; Мф 11:20; Лк 13:3, 5), а также аспектами проповеди и учения Церкви (Мф 28:18−19). См. статью «Крещение».

во имя Иисуса Христа. Краткое изложение сказанного у Матфея (28:18−19) — крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа; здесь упомянут только Иисус, поскольку проповедь Петра касалась лишь Его Самого и Его служения.

для прощения грехов. Крещение — знак и печать духовного очищения, которое дарует Дух Святой через прощение грехов (Тит 3:5).

дар Святаго Духа. Дар присутствия Святого Духа, а также дарование прощения (Еф 1:7). Примечательно, что Петр не упоминает здесь о ниспослании дара языков. Два дара: прощение и пребывание Святого Духа — должны рассматриваться как существенно важные для того, чтобы верующие принесли «плоды» Духа в жизни (Гал 5:22−23) и чтобы проявились различные дарования, которые Дух благоволит послать в разное время отдельным верующим (1Кор 12:4−11).

2:39 Петр провозглашает, что спасение через прощение грехов посредством Помазанника Божия, Мессии, обещано иудеям, которые услышат Его проповедь, их детям и всем дальним (т.е. язычникам, Еф 2:11−13). Здесь снова кратко выражено содержание Книги Деяний: благовествование предназначено и иудеям, и язычникам — «всем, кого ни призовет Господь Бог наш». Спасение основано на Божием избрании, Его призыве (Ин 6:37; Еф 1:4−5). См. статью «Крещение младенцев».

2:42 пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Краткое изложение основных элементов христианского ученичества: учение Христа о Нем Самом и Его деле (Мф 16:17−19; Лк 24:46), ответственность христиан как Его последователей (Мф, гл. 5−7), общение Христа со Своими учениками (Ин, гл. 13), вечеря Господня — преломление хлеба (Мф 26:17−30) и Его молитва за учеников и совместно с ними (Мф 6:5−13; Лк 11:1−13; Ин, гл. 17).

2:44 Все же верующие были вместе. Это свидетельство о духовном единстве, к которому призывал и Павел (Еф 4:3).

2:45 И продавали имения. См. 4:32: «все у них было общее».

2:46 преломляя по домам хлеб. Это касается обычной ежедневной пищи.

2:47 Господь же... прилагал. Владыка Церкви — Господь, Он Сам Своей державной силой созидает ее (Мф 16:18; 1Кор 3:9).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — В некот. рукописях: в (полном) единодушии.
4  [2] — Букв.: как Дух давал им вещать.
6  [3] — Букв.: как они.
9  [4] — См. в Словаре Асия.
11  [5] — Букв.: так и прозелиты.
16  [6] — См. в Словаре Пророк.
17  [7] — Букв.: от Духа Моего; то же в ст. 18.
17  [8] — Букв.: на всякую плоть.
21  [9] — Выражение «призвать имя Господа» близко по значению в Библии таким понятиям, как: «воздать поклонение Богу» или «совершать богослужение».
21  [10] — Иоиль 2:28−32 (LXX).
22  [11] — Букв.: об Иисусе Назарянине, Муже.См. примеч. к Мф 2:23.
23  [12] — Или: предведению.
23  [13] — Или: язычников; букв.: беззаконных.
24  [14] — Или: прекратив муки смерти.
27  [15] — Букв.: душу мою.
27  [16] — Или: в могиле; то же в ст. 31.
28  [17] — Или: и присутствие Твое наполнит меня радостью. Пс 16 (15):8−11 (LXX).
29  [18] — Или: смело/уверенно.
30  [19] — Пс 132 (131):11.
31  [20] — Или: Мессии. См. в Словаре Мессия.
31  [21] — Пс 16 (15):10.
33  [22] — Или: десницей Божией вознесенный.
33  [23] — Букв.: Он излил то, что вы видите и слышите. В этом случае «то» может относиться и к Духу, и к исходящим от Него дарам.
35  [24] — Пс 110 (109):1 (LXX).
36  [25] — Букв.: знает дом Израиля, что Господом и Христом сделал Его Бог, Того Иисуса…
38  [26] — См. в Словаре Покаяние.
40  [27] — Букв.: свидетельствовал.
42  [28] — Букв.: они же постоянно пребывали в учении апостолов.
43  [29] — Букв.: всякая душа.
46  [30] — Букв.: единодушно пребывали.
47  [31] — В некот. рукописях: к Церкви/к церкви.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.