Под редакцией Кулаковых
1 Однажды в три часа пополудни, когда было время молитвы, Петр с Иоанном шли в Храм.
2 Тогда же к воротам Храма, что назывались Прекрасными, принесли человека, неспособного ходить с самого рождения. Каждый день его сажали там просить милостыню у приходивших в Храм.
3 Увидев, что Петр и Иоанн собираются войти в Храм, он и у них стал просить подаяния.
4 Они же внимательно посмотрели на него, и Петр сказал: «Взгляни на нас!»
5 Надеясь что-нибудь получить, тот стал пристально смотреть на них.
6 «Серебра и золота нет у меня, — продолжил Петр, — но я дам тебе то, что есть у меня: во имя Иисуса Христа из Назарета,1 [встань и] иди!»
7 И взяв его за правую руку, он поднял его. В тот же миг укрепились ступни и суставы ног хромого:
8 он вскочил, выпрямился и пошел. Затем он вошел с ними в Храм и ходил там, прыгая от радости и хваля Бога.
9 Все видели, как он ходил и хвалил Бога,
10 и когда узнавали в нем человека, который обычно сидел у Прекрасных ворот Храма, прося милостыню, то случившееся с ним вызывало у них удивление и недоумение.
11 Этот человек никак не хотел отойти от Петра и от Иоанна, и тут в галерею, что называлась Соломоновой, сбежался в изумлении весь народ.
12 Увидев это, Петр обратился к народу: «Братья израильтяне! Что вы этому так удивляетесь? Что смотрите на нас, словно мы своей собственной силой или своим благочестием сделали так, что человек этот стал ходить?
13 Бог Авраама, [Бог] Исаака и [Бог] Иакова, Бог отцов наших,2 прославил Сына3 Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед Пилатом, даже когда тот решил отпустить Его.
14 От Святого и Праведного вы отреклись, а для убийцы выпросили помилование.4
15 Вы убили Владыку5 жизни, но Бог воскресил Его из мертвых, чему мы — свидетели.
16 Имя Иисуса и вера в это имя — вот что исцелило6 человека, которого вы видите и знаете. И через Иисуса действующая в нас вера дала ему, как вы сами видите, полное исцеление.
17 Ныне, братья, знаю я, что вы, как и те, кто направлял вас, сделали это по неведению,
18 но так Бог исполнил то, что Он предсказал устами всех пророков: Его Помазанник7 должен был претерпеть страдания.
19 Так покайтесь же и обратитесь8 к Богу, чтобы изглажены были грехи ваши
20 и пришли от Господа времена духовного пробуждения,9 и чтобы послал Он предназначенного вам Мессию10 — Иисуса,
21 Который должен оставаться на небесах, пока не настанет время восстановить всё, о чем издавна говорил Бог устами святых Своих пророков.
22 Моисей сказал:11 „Пророка даст вам Господь, Бог ваш,12 как меня дал вам. Он будет из народа вашего.13 Слушайтесь Его во всем, что Он скажет вам;
23 ибо всякий, кто не примет14 Того Пророка, не останется в своем народе — искоренен будет“.15
24 Да и все пророки, когда-либо говорившие, все — от Самуила и после него — тоже возвещали об этих днях.
25 Вы — наследники16 пророков и того завета,17 который Бог дал отцам вашим,18 говоря Аврааму: „И в потомке19 твоем благословятся все племена земные“.20
26 И когда Бог воскресил Сына Своего,21 Он к вам первым послал Его, чтобы благословить вас, побуждая каждого отвратиться22 от злых дел своих».
Новой Женевской Библии
3:1 в храм. Имеется в виду двор храма.
3:3 увидев Петра и Иоанна перед входом. Будучи иудеями, Петр и Иоанн могли пройти через двор женщин во двор израильтян, но неиудеи должны были ограничиваться пребыванием во дворе язычников.
3:11 притвор, называемый Соломонов. Этот притвор, построенный Иродом Великим, шел вдоль восточной стороны храмового возвышения. Иисус иногда проповедовал здесь (Ин 10:23).
3:13 Бог Авраама и Исаака и Иакова. Ссылка на патриархов занимала важное место в проповеди последователей Христа (7:32; 13:17), т.е. связывала воедино два завета — ветхий и новый.
3:14 Но вы от Святого и Праведного отреклись. Определение Бога «Святой» неоднократно встречается в ВЗ. Выражение «Святой Израилев» встречается у Исаии 1:4 и 5:24 (ср. Лк 1:35). Исаия также называет Бога «Праведным» (Ис 24:16; ср. Деян 7:52; Деян 22:14). Относя эти определения к Иисусу, Петр указывает на Его Божественное достоинство.
3:16 имя Его. В древности имя человека выражало, кем он является и что делает (ср. Деян 4:12).
3:18 предвозвестил устами всех Своих пророков. См. Лк 24:26−27.
3:19 покайтесь и обратитесь. Проповедь Петра свидетельствует, что раскаяние, т.е. сожаление о грехе и отвращение от него (негативный момент), неразрывно связано с обращением к Богу с верой (положительный момент). Призыв к покаянию и вере постоянно звучит в апостольской проповеди (2:38; 17:30; 20:21).
чтобы загладились грехи ваши. По провидению Божию, результатом покаяния и веры является прощение и освобождение от грехов.
3:25 говоря Аврааму: и в семени твоем. В качестве самого убедительного примера Петр указывает на великого патриарха и пророка Авраама, чье «семя», Мессию, Бог послал в благословение всем народам земли.