Деяния 6 глава

Деяния апостолов
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 В это же время, когда число учеников продолжало расти, те из них, кто говорил только по-гречески, стали роптать на местных иудеев,1 жалуясь на то, что при ежедневной раздаче пищи их вдовы обделялись.
2 Тогда Двенадцать, созвав всех учеников, сказали: « Мы поступим неверно, если, оставив слово Божие, будем заниматься раздачей пищи.2
3 Изберите же, братья, из вас семь человек, пользующихся доброй славой, исполненных Духа и мудрости. Им поручим это дело,
4 и тогда мы сможем полностью посвятить себя молитве и проповеди3 слова Божия ».
5 Это предложение было одобрено всем собранием. И они избрали Стефана, человека, исполненного веры и Духа Святого, и вместе с ним Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, прозелита из Антиохии.
6 Их поставили перед апостолами, и те, помолившись, возложили на них руки.
7 Слово Божие4 распространялось всё шире, число учеников в Иерусалиме быстро росло, и многие из священников приняли веру.
8 Стефан, исполненный благодати5 Божией и силы, совершал в народе великие чудеса и знамения.
9 Но против него выступили некоторые из синагоги вольноотпущенников6 (как ее называли), то были иудеи из Кирены и Александрии, а с ними и другие из Киликии и Асии: они стали спорить со Стефаном,
10 однако не могли противостоять дарованной ему Духом Святым мудрости, с которой он говорил.7
11 Тогда они подкупили8 несколько человек, чтобы те заявили: «Мы слышали, как он хулил Моисея и даже Бога».
12 Возбудив против него народ, старейшин и книжников, они набросились на него, схватили и привели в Синедрион.
13 Там они выставили лжесвидетелей, утверждавших: «Этот человек не перестает выступать против [этого] места святого и Закона.9
14 И мы слышали, как он говорил, что тот самый Иисус из Назарета разрушит Храм и переменит те обычаи, которые передал нам Моисей».
15 Все сидевшие в Синедрионе не сводили со Стефана глаз, и его лицо казалось им подобным лику ангела.

Новой Женевской Библии

6:1 вдовицы их пренебрегаемы были. Христианская община, вероятно, унаследовала от иудаизма заботу о бедных и нуждающихся соплеменниках. Проявление этой заботы проступает в описании общественной деятельности (2:44−45; 4:34−37). Но возникла извечная проблема дискриминации: вдовы евреев-эллинистов считались чужими с точки зрения уроженцев Иудеи и их обходили вниманием.

6:2 двенадцать. Т.е. двенадцать апостолов, включая Матфия (1:26). Термин «двенадцать» заменил термин «одиннадцать» (1:26; 2:14; Лк 24:9, 33).

учеников. Первое из многих мест Книги Деяний, где верующие названы «учениками» (напр., 6:7; 9:1; 11:26; 13:52). Павел не пользуется этим наименованием христиан. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

оставив слово Божие. Ср.: «в... служении слова» (ст. 4). При описании первоначальной организации новозаветной Церкви упомянуты два важных служения: 1) служение слова и молитва (ст. 4); 2) служение физическим потребностям верующих, кратко названное «попечением о столах». В греческом тексте употреблен глагол «диаконео» (служить), от которого произошло слово «диакон». Функции диакона описаны в 1Тим 3:8−13.

6:3 братия, выберите из среды себя семь человек. Члены общины избрали семерых человек, затем апостолы выделили их («поставили») молитвой и возложением рук (ст. 6).

исполненных Святаго Духа и мудрости. Во все времена два необходимых условия для совершения служения были: водительство Святого Духа и мудрость в поступках.

6:5 Стефана... Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая. Все семеро носят греческие имена, что, возможно, указывает на их принадлежность к иудеям рассеяния, но не обязательно — в то время многие иудеи в Палестине также имели греческие имена (напр., Симон Петр). Некоторые подробности указаны только относительно первого и последнего диаконов: Стефана («исполненного веры и Духа Святого»), поскольку о нем идет речь далее (6:8 — 7:60), и Николая антиохийца, обращенного из язычников, — чтобы указать (раз он прозелит) на межнациональную природу служения семи диаконов и упомянуть Антиохию — город, который станет центром миссионерской деятельности.

6:8 Стефан... совершал великие чудеса и знамения. Филипп, другой из семи диаконов, также совершал чудеса, подобно апостолам (8:6).

6:9 из так называемой синагоги Либертинцев. Она состояла из иудеев, возвратившихся из рабства; в данном случае они происходили из Киринеи, города в Северной Африке.

из Киликии. Провинция Римской империи на юго-востоке Малой Азии; Тарс (9:11, 30; 11:25), один из главных городов провинции, был родиной Павла. Асии. Асия — провинция Римской империи на западе современной Турции.

6:11 хульные слова на Моисея и на Бога. Возможно, что, познав евангельское учение, Стефан высказывался о тщетности соблюдения мелочных указаний закона. Но, как следует из гл. 7, Стефан, главным образом, говорил, что Моисей, подобно Иисусу и самому Стефану, был отвергнут народом (7:35, 39), а эти слова никак не являются хулой на Моисея и Бога.

6:13 на святое место сие и на закон. Стефан не высказывался против храма, он только утверждал, что присутствие Бога не ограничено земным храмом, поскольку Его обиталище и престол на небесах (7:48−50). Фактически Стефан поддерживал закон Моисеев, особенно в том, что он указывал на грядущего Христа (7:37−38).

6:14 Иисус Назорей разрушит место сие. До слуха иудейских старейшин дошли искаженные слова Иисуса (Ин 2:19), но ничто не свидетельствует, что эти слова были известны Стефану и он произнес их.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: (когда) умножилось число учеников, возник ропот у эллинистов на евреев. Эллинисты — христиане из иудеев, которые происходили из диаспоры (рассеяния) и потому говорили по-гречески; местные иудеи, напротив, говорили на еврейском (т.е. арамейском) языке.
2  [2] — Или: обслуживать столы.
4  [3] — Букв.: служению.
7  [4] — В некот. рукописях: Господне.
8  [5] — В некот. рукописях: веры.
9  [6] — Вероятно, имеются в виду потомки евреев, уведенных в Рим Помпеем в 63 г. до Р.Х., которые, прожив какое-то время в рабстве, получили свободу и вернулись на родину. См. в Словаре Синагога.
10  [7] — Букв.: мудрости и Духу, Которым он говорил.
11  [8] — Или: подговорили; или: подстрекнули.
13  [9] — См. в Словаре Закон.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.