Под редакцией Кулаковых
1 Тогда первосвященник спросил его: «Так ли это?»
2 Стефан ответил: «Братья и отцы! Послушайте меня! Бог, великий в славе Своей, явился праотцу нашему Аврааму еще до переселения в Харран, когда он жил в Месопотамии,
3 и сказал ему: „Оставь землю свою и родство свое и иди в ту землю, которую Я тебе укажу“.1
4 Тогда Авраам, покинув землю халдеев, поселился в Харране, а уже оттуда, после того, как умер отец его, привел2 его Бог в эту землю, на которой теперь вы живете.
5 Но Он не дал ему и пяди земли на ней, ничего, что тот мог бы назвать своим, но обещал отдать эту землю во владение и ему, и потомству3 его после него,4 хотя тогда у Авраама еще не было детей.
6 Бог так сказал: „Потомки его будут пришельцами на земле чужой, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет.
7 Но Я совершу суд над тем народом, у которого они окажутся в порабощении, — сказал Он, — и после этого они оставят чужую землю и станут поклоняться5 Мне на месте сем“.6
8 Дал тогда Бог Аврааму как знак завета установление об обрезании,7 и когда у того родился Исаак, на восьмой день после его рождения Авраам обрезал его, Исаак же, в свою очередь, совершил обрезание Иакова, а Иаков — двенадцати сыновей своих, будущих патриархов наших.
9 Сыновья Иакова8 стали завидовать брату своему Иосифу и продали его в рабство в Египет. Но Бог был с ним
10 и избавил его от всех бедствий его. Он дал Иосифу мудрость, которая настолько расположила к нему фараона,9 царя египетского, что тот поставил его правителем Египта и управляющим [во] всем доме своем.
11 Когда во всем Египте и Ханаане настали голод и великая нужда и у отцов наших не было пищи,
12 Иаков, услышав, что хлеб есть в Египте, послал туда отцов наших. Это было их первое посещение.
13 А когда они пришли во второй раз, Иосиф открылся братьям своим — и стал известен фараону род Иосифа.
14 Тогда Иосиф послал за отцом своим Иаковом и за всеми остальными родственниками ( а было их 75 душ).
15 Иаков переселился10 в Египет. Там и он сам, и отцы наши окончили дни свои.
16 Останки их перенесли в Сихем и похоронили в гробнице, которую Авраам купил за некую цену у сыновей Еммора в Сихеме.11
17 Между тем приближалось время исполнения того обещания, которое Бог дал12 Аврааму. Народ наш в Египте становился сильным и многочисленным.
18 [На престол же египетский] взошел другой царь, который не знал Иосифа.13
19 Против народа нашего он поступал коварно и жестоко и заставлял отцов [наших] выбрасывать младенцев своих, тем самым обрекая их на погибель.
20 В то самое время родился Моисей, и был он красивым и угодным Богу ребенком. Первые три месяца о нем заботились в родительском доме.
21 А когда родители все же должны были вынести его из дома,14 взяла его к себе дочь фараона и воспитала его как сына.
22 Моисей был обучен всей мудрости египетской и был силен в слове и делах своих.
23 Когда исполнилось ему сорок лет, пожелал он навестить братьев своих, сынов Израиля.
24 Увидев, как одного из них избивали,15 он вступился и отомстил за обижаемого, убив египтянина.
25 Думал он: [его] братья поймут, что чрез него Бог избавляет их от угнетения, но они не поняли.
26 На следующий день он пришел к ним, когда двое из них дрались, и пытался их примирить: „Прекратите, вы же братья! Зачем обижать друг друга?“
27 Но обижавший своего ближнего оттолкнул Моисея и сказал: „Кто поставил тебя начальником и судьей над нами?
28 Уж не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил египтянина?“16
29 Услышав это, Моисей бежал из Египта и жил пришельцем в земле Мадиам. Там у него родилось два сына.
30 Прошло еще сорок лет, и в пустыне17 у горы Синай явился ему Ангел в пламени горящего тернового куста.18
31 Увиденное сильно удивило Моисея. А когда он подходил, чтобы рассмотреть этот куст, раздался голос Господа:
32 „Я — Бог отцов твоих, Бог Авраама, Исаака и Иакова“.19 Моисея охватил трепет, и он глаз не смел поднять.
33 И сказал ему Господь: „Сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, земля святая.
34 Увидел Я притеснение народа Моего в Египте, услышал стон его и сошел освободить его. Иди теперь, Я посылаю тебя в Египет“.20
35 Этот Моисей, которого они отвергли, сказав: „Кто поставил тебя начальником и судьей?“, и был тем самым человеком, которого послал им Бог как вождя и избавителя. А сделано это было рукою Ангела, явившегося ему в горящем терновом кусте.
36 И вывел он народ израильский из Египта, творя чудеса и знамения в Египте и на Красном21 море, и в течение еще сорока лет — в пустыне.
37 Этот самый Моисей сказал сынам Израиля: „Пророка пошлет22 вам Бог из ваших же братьев, как меня послал “.23
38 И не кто иной, как он, в собрании всего общества в пустыне был посредником между Ангелом, говорившим с ним на горе Синае, и отцами нашими24 и принял живые слова, чтобы передать нам.25
39 Но отцы наши не захотели прислушаться к словам Моисея: они отвергли его и стали помышлять о возвращении в Египет.26
40 И сказали они Аарону: „Сделай нам богов, чтобы шли они впереди нас, ведь мы не знаем, что сталось с тем Моисеем, который вывел нас из Египта“.27
41 И сделали они в те дни изваяние тельца, и принесли этому идолу жертву, устроив торжества в честь творения рук своих.
42 И отвернулся
от них Бог, оставив их поклоняться воинству небесному, как написано в Книге пророков:
„Дом Израилев!
Мне ли приносили вы свои заклания и жертвы
все сорок лет, пока были в пустыне?
43 На плечах своих носили вы и шатер Молоха,
и звезду бога [вашего] Рефана,
тех идолов,28 которых вы изваяли, чтоб им поклоняться.
И за всё это Я выселю вас за Вавилон“.29
44 Был у отцов наших в пустыне Шатер30 Свидетельства. Сделан он был так, как повелел Бог31 Моисею, по тому образцу, который Он показал ему.32
45 В следующем поколении отцы наши под предводительством Иисуса33 Навина принесли с собой этот Шатер в страну, которой некогда владели языческие народы, изгнанные Богом на глазах отцов наших. И оставалось всё так до дней Давида,
46 который обрел расположение Божие34 и молился о том, чтобы было ему позволено устроить место обитания для Бога, Которому поклонялся Иаков.35
47 Дом же Ему построил Соломон.
48 Но не живет Всевышний в домах рукотворных, как говорит пророк:
49 „Небо — престол Мой,
опорой для ног Моих служит земля.
Какой дом построите Мне, — говорит Господь, —
иль место какое найдете отдохновения Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё это?!“36
51 Упрямые люди, обрезаны вы, но язычники сердцем, и к истине глухи!37 Как ваши отцы, так и вы всегда противитесь Духу Святому!
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили тех, кто предсказывал пришествие Праведника, а вы стали Его предателями и убийцами.
53 Но хоть и получили вы Закон, переданный вам через ангелов, не соблюли вы его!»
54 Услышав это, они в ярости38 заскрежетали зубами.
55 Стефан же, исполненный Духа Святого, взглянул на небо и увидел там сияние Божьей славы и Самого Иисуса, стоящего по правую руку Бога.
56 «Смотрите, — сказал он, — вижу я небеса открытыми и Сына Человеческого, стоящего по правую руку Бога».
57 При этих словах они стали затыкать себе уши и с криком все как один набросились на него.
58 Они выволокли Стефана за город и стали побивать его камнями. Свидетели39 расправы сложили свои верхние одежды у ног юноши по имени Савл.40
59 Стефан, когда побивали его камнями, взывал к Богу и говорил: «Господь Иисус, прими дух мой!»
60 Упав на колени, он громко воскликнул: «Господи, не вмени им греха сего!» И, сказав это, почил.
Новой Женевской Библии
7:2 Бог славы. Такое выражение вызывает в памяти явления славы Божией народу во времена Моисея: столп облачный (Исх 14:19; Исх 16:10; Пс 104:39), столп огненный (Исх 14:24), славу Господню, явленную на горе (Исх 24:15−18; 2Кор 3:7) и в скинии (Исх 40:34−35; ср. Ин 1:14).
7:4 из земли Халдейской. Область Вавилонии на юге Месопотамии (теперешний Ирак).
7:6 лет четыреста. Согласно Исх 12:40 — «четыреста тридцать лет», но в своей речи Стефан округляет числа; он мог также следовать тексту Быт 15:13, где сказано «четыреста лет».
7:8 завет обрезания. Бог установил этот завет с Авраамом (Быт 7:10−11).
7:14 душ семьдесят пять. Книга Исход (1:5) говорит о семидесяти. Но греческий перевод ветхозаветного текста, которому в основном следует Книга Деяний, и фрагменты книги Исход, найденные среди свитков Мертвого моря, показывают «семьдесят пять». Объяснить число «семьдесят пять» можно тем, что в Исх 1:5 учтены пять потомков Иосифа, упомянутые в Быт 46:20 по переводу Семидесяти (Септуагинта): двое сыновей Манассии, двое сыновей Ефрема и один его внук.
7:16 во гробе, который купил Авраам... у сынов Еммора Сихемова. Стефан очень кратко изложил события, относящиеся к покупке погребальных мест патриархами. Иаков был погребен в пещере на поле Махпела у Хеврона (Быт 50:13); согласно Иосифу Флавию («Иудейские древности», 2.199), братья Иосифа были погребены в Хевроне. Однако кости Иосифа были помещены в земле, которую Иаков приобрел у сынов Еммора (Быт 33:19; Быт 50:25; Исх 13:19; Нав 24:32). Слушающие Стефана знали, что Иаков и его сыновья были погребены в двух различных местах (Хеврон и Сихем).
7:22 И научен был Моисей всей мудрости Египетской. Исх 2:10 сообщает, что когда младенец Моисей подрос, кормилица, мать Моисея, привела его к дочери фараона, которой он стал «вместо сына»; это подразумевает, что в качестве царского сына он получит египетское воспитание и образование в полном объеме.
7:37 Пророка... как меня. Первое косвенное упоминание Стефаном Иисуса: Он, пусть и отверженный иудеями, является преемником Моисея, превосходящим его.
7:38 в собрании в пустыне. См. ком. к 5:11.
с Ангелом, говорившим ему на горе Синае. Хотя на горе Синай Моисей получил закон от Самого Бога (Исх 20:1, 21), Бог вручил его Моисею и народу посредством ангелов: «Господь пришел от Синая... со тьмами святых» (Втор 33:2); «закон... преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал 3:19; ср. Деян 7:53); «через Ангелов возвещенное слово (т.е. закон) было твердо» (Евр 2:2).
7:44 Скиния свидетельства. Ветхозаветная скиния содержала дарованное Богом свидетельство Его присутствия и обетования в виде ковчега завета и скрижалей Закона (Десятословия). Другими символами присутствия Бога и Его животворной силы были стол предложения (Исх 37:10−16; Евр 9:2), светильник (семисвечник, Исх 37:17−23; ср. Ин 8:12; Откр 1:12−18) и жертвенник курения (Исх 37:25−29), который указывал, что молитвы народа Божия восходят к всевидящему Богу (Пс 140:2; Откр 8:3, 4).
7:51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами. Ветхозаветные метафоры для обозначения людей, непокорных Богу (Исх 32:9; Исх 33:3, 5; Втор 9:6; Втор 10:16; Втор 30:6; Иер 4:4).
7:52 Праведника. Титул, даваемый Господу Всемогущему (Ис 24:16) и Иисусу Христу (22:14; 1Ин 2:1).
7:55 увидел славу Божию. Сияние присутствия Божия и Его престола (ср. Откр 15:8;21:11, 23).
Иисуса, стоящего одесную Бога. Обычно говорится, что Иисус восседает по правую руку Бога, поскольку дело Его завершено (Евр 10:12; Рим 8:34; Кол 3:1), но здесь Он стоит, готовый встретить Стефана. В этом видении Сын Человеческий является одновременно Судьей и Защитником. См. статью «Небесное царствование Иисуса».
7:56 я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого. Видение Стефаном Сына Человеческого на небесах должно было живо напомнить синедриону суд над Иисусом, когда в ответ на их вопрос «Ты ли Христос?..» Он ответил: «Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мк 14:61−62). Стефан утверждает, что видит ныне Самого Иисуса на небесах одесную Бога, а это доказывает истинность всего сказанного им и подтверждает отвержение тех, кто судит Стефана.
7:58 положили свои одежды у ног юноши, именем Савла. Савл (еврейское имя апостола Павла) был связан с синедрионом (он сам был фарисеем, Флп 3:5) и, возможно, выступил инициатором суда над Стефаном (8:3; 9:1−2).
7:60 не вмени им греха сего. Ср. Лк 23:34.
почил. Эвфемизм, употребленный вместо слова «умер» (Ин 11:11−13).