Второзаконие 12 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Вот установления и правила, которые вы должны тщательно исполнять в той стране, которую ГОСПОДЬ, Бог ваших отцов, отдает вам во владение на все дни жизни вашей на земле.
2 В стране, из которой вы изгоните язычников, не колеблясь уничтожьте их святилища, где они поклонялись и служили своим богам, где бы они ни находились: на горах высоких, на холмах, под ветвистыми деревьями всякими.
3 Сокрушите жертвенники их и разбейте каменные столбы их священные, сожгите рощи, Ашере1 посвященные, и порубите изваяния всех их богов, чтобы и памяти о них никакой там не осталось.
4 То, что там происходило, не должно осквернять поклонение ГОСПОДУ, Богу вашему.
5 Вам надлежит узнать о месте, избранном ГОСПОДОМ, Богом вашим, на земле одного из колен ваших, чтобы то место носило Имя Его, там пребывающее. Туда приходите
6 и приносите жертвы всесожжения и прочие всякие жертвы, десятины ваши и пожертвования ваши, и дары по обету и из особого рвения, приношения из первенцев животных, из крупного рогатого и мелкого скота.
7 Там, перед ГОСПОДОМ, Богом вашим, празднуйте2 вместе с семьями своими; радуйтесь плодам своих трудов, которые благословил ГОСПОДЬ, Бог ваш.
8 Впредь не делайте этого так, как мы ныне делаем — каждый как ему хочется.
9 Ибо вы еще не пришли к цели — к покою и наследству, которое ГОСПОДЬ, Бог ваш, дарует вам.
10 Но когда перейдете Иордан и поселитесь в стране, которую ГОСПОДЬ, Бог ваш, отведет вам как наследство ваше, и когда Он дарует вам покой, защитив со всех сторон от врагов ваших, так что жить вы будете в безопасности,
11 вот тогда-то на место, какое изберет ГОСПОДЬ, Бог ваш, чтобы Имя Его там пребывало, станете приносить всё, как я завещал вам: жертвы всесожжения и прочие всякие жертвы, десятины ваши и пожертвования ваши и лучшие дары по обету, какие вы сами обещали ГОСПОДУ.
12 Празднуйте3 там перед ГОСПОДОМ, Богом вашим, вместе с сыновьями своими и дочерьми, рабами и рабынями; и левитов, живущих в городах ваших, тоже не забудьте, ибо нет у них своего надела, доли в наследстве, как у вас.
13 Смотри же, не вздумай совершать свои всесожжения в любом месте, выбранном наугад;
14 а только на том, какое Сам ГОСПОДЬ изберет на земле одного из колен ваших, только там совершай всесожжения и всё положенное, что я повелел тебе.
15 Впрочем, в любом месте, где бы ты ни жил,4 тебе не возбраняется, когда захочешь, резать скот и есть мясо — сколько можешь позволить себе по дарованному тебе благословению ГОСПОДА, Бога твоего. Любой из вас, чист он ритуально или нет, может употреблять такое мясо в пищу, как и мясо серны и оленя.
16 Только кровь в пищу никогда не употребляйте, выливайте ее на землю, как воду.
17 Но нельзя тебе есть десятину со своего зерна, молодого вина и оливкового масла там, где ты живешь; также из мяса первенцев твоего крупного рогатого и мелкого скота — ничего, что обещал ты принести Господу по обету, или из особого рвения, или как пожертвование твое.
18 Всё это перед ГОСПОДОМ, Богом твоим, ешь на том месте, какое ГОСПОДЬ, Бог твой, изберет, ешь вместе с сыном твоим и дочерью, рабом и рабыней и левитом, живущим в твоем поселении. Там перед ГОСПОДОМ, Богом твоим, ты порадуешься всем плодам трудов своих!
19 И никогда, сколько бы ни жил ты на земле своей, не забывай левита.
20 Когда же ГОСПОДЬ, Бог твой, расширит владения твои, как обещал Он, и ты скажешь: „Поем-ка я мяса“, потому что возникло у тебя такое желание, можешь есть его, когда пожелаешь.
21 А если очень далеко от тебя то место, какое изберет ГОСПОДЬ, Бог твой, чтобы там имя Его пребывало, то можешь, как я уже сказал, резать свой крупный рогатый и мелкий скот, который даровал тебе ГОСПОДЬ, и есть мясо, когда пожелаешь, там, где ты живешь.
22 Ешь это мясо, как и мясо серны и оленя. Каждый может есть его, чист он ритуально или нет.
23 Только совершенно без крови — ее не употребляй в пищу! Ведь кровь — это жизнь,5 и нельзя есть мясо, в котором жизнь!
24 Кровь не должна служить тебе пищей; выливай ее на землю, как воду.
25 Ты не должен есть ничего с кровью, дабы хорошо было тебе и потомкам твоим, как людям, делающим угодное ГОСПОДУ.
26 А со святынями и дарами по обету иди в то место, какое изберет ГОСПОДЬ.
27 Приносить свою жертву всесожжения — и мясо ее, и кровь — ты должен на жертвеннике ГОСПОДА, Бога твоего. А кровь других жертв надлежит выливать у жертвенника6 ГОСПОДА, Бога твоего; мясо же можешь есть.
28 Тщательно соблюди все указания, какие даю тебе ныне, и будет хорошо и тебе, и потомкам твоим вовеки, ибо вы будете делать то, что угодно ГОСПОДУ, Богу твоему, и что Он одобряет.
29 Когда по мере продвижения вашего ГОСПОДЬ, Бог твой, будет истреблять те народы, в страну которых идете вы, чтобы овладеть ею, вы займете их место и поселитесь там.
30 После их истребления берегись, как бы тебе не попасть в сети, если начнешь расспрашивать про их богов и думать: „Как эти народы служили своим богам? Почему бы и мне не сделать то же самое?“
31 Не делай ничего такого для ГОСПОДА, Бога твоего! Ибо для своих богов они творили дела мерзкие, дела, которые Он ненавидит: они ведь даже сыновей своих и дочерей сжигали в угоду богам своим!
32 Всё, что я повелел вам, исполняйте в точности. Никто да не посмеет добавить к этому что-либо или убавить.

Новой Женевской Библии

12:1 — 26:19 Моисей повторяет законы, регулирующие поклонение Израиля и его образ жизни.

12:1 во все дни, которые вы будете жить на той земле. Последнее утверждение, вероятно, относится к первой части стиха и означает: следуйте этим законам всегда, пока вы живете на этой земле, которую Господь, Бог отцов ваших, дал вам.

12:2 Истребите все места. Места поклонения, о которых говорит Моисей, должны быть разрушены. Излагается также требование истинного поклонения, не допускающего никакого компромисса с идолопоклонством.

12:5 к месту, какое изберет Господь, Бог ваш. Этот отрывок использовался в качестве аргумента теми, кто полагал, что книга Второзаконие была написана в VI в. до Р.Х. во времена царя-реформатора Иосии, считавшего, что единым центром религиозной жизни Израиля должен стать Иерусалим. Однако подобная точка зрения основана на неправильной трактовке этого стиха. В древнееврейском тексте здесь используется определенный артикль, значение которого может быть передано словом «тот», «тот самый». Другими словами, на поклонение необходимо приходить «к тому именно месту, которое изберет Господь». Артикль был использован для указания определенного места. Например, в Быт 8:6 говорится, что Ной открыл окно. Это не означает, что в ковчеге было только одно окно; артикль указывает на конкретное окно. Также и в Нав 2:15 Раав спустила израильтян через определенное окно, хотя наверняка в стене были и другие окна. В данном случае имеется в виду тот город, который изберет Господь, — это может быть любой город, избранный в любое время. И действительно, в Септуагинте, в ст. 5, 11, 14, 18 и 21 предполагается следующий перевод: «какой бы город ни избрал Господь». Какой это будет город, в то время было еще неясно. Первым местом для жертвенника должна была стать гора Гевал (27:5), после этого, возможно, были избраны другие места. Самаряне, которые позднее отделились от иудеев, слова из 11:29−30 и 27:2−6 поместили после Десяти Заповедей в книге Исход с целью доказать, что гора Гаризим должна быть единственным местом поклонения Богу. Но на горах Гаризим и Гевал было лишь первое место поклонения; последним же местом, которое избрал Бог, стал Иерусалим.

12:7 ешьте ... и веселитесь. Жертвы всесожжения сжигались целиком, другие жертвоприношения сжигались либо полностью, либо частично, а оставшиеся части употреблялись священниками; некоторые жертвы делились между священниками и пришедшими на поклонение израильтянами. Израиль поклонялся святому Богу, значит и само поклонение должно быть святым, благоговейным и радостным. Столь радостное посвящение человека Богу находит выражение в Псалмах.

12:12 нет...удела. Дары, приносимые пришедшими на поклонение израильтянами, частично предназначались священникам и левитам, как не имевшим своих собственных уделов (10:6−9).

12:15 заколать... во всех жилищах твоих. Подобное предписание дается и в ст. 20:21. Заклание животного для употребления его мяса в пищу разрешалось везде, однако приносить жертвы и есть десятину от хлеба — только в том месте, которое Господь изберет для поклонения. В «жилищах» разрешалось употреблять в пищу мясо животных, «на которых был какой-нибудь порок», но приносить его в жертву запрещалось (15:22). В Лев 17:3−12 также имеются подобные предписания.

12:21 Если далеко будет... то место. См. 14:24−26.

12:23 кровь есть душа. Этот же принцип провозглашается в Быт 9:4 и Лев 17:10−14. В израильском обществе, чья религия была основана на системе жертвоприношений, кровь понималась как жизнь жертвенного животного; когда выходит кровь, вместе с ней животное лишается и жизни. Когда жертвенник кропился кровью, невинная жизнь проливалась за виновного грешника. Жертвы Ветхого Завета говорят об искупительном замещении виновного невиновным. Однако это замещение оставалось неполным, поскольку животное, каким бы совершенным оно ни было, не является достаточной платой за жизнь человека (Мих 6:6−7). Решение этой проблемы в ВЗ наиболее ясно дано в Ис 53:10, где невиновный Слуга (Раб) умирает как жертва за грех. Воспитанный на ветхозаветных традициях, израильский народ знал, что имел в виду Иоанн Креститель, когда, указав на Иисуса, назвал Его Агнцем Божиим, «Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29).

12:31 они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне. В древние времена обычай приносить в жертву детей был наиболее распространен в Карфагене — финикийской колонии на севере Африки. Во времена «великой нужды» Иеффай пообещал отдать Богу свою дочь. Оказавшись в крайне стесненных обстоятельствах, царь Моава принес в жертву своего сына (4Цар 3:27). Позднее некоторые израильтяне, оставившие Бога, проливали кровь своих детей, принося их в жертву идолам (Пс 105:34−39).

12:32 не прибавляй к тому. См. 4:2.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — См. примеч. к Исх 34:13.
7  [2] — Букв.: ешьте.
12  [3] — Или: радуйтесь.
15  [4] — Или: в любом из городов или селений (букв.: в пределах всех ворот твоих); то же в ст. 17.
23  [5] — Или: душа.
27  [6] — Или: на жертвенник.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.