Второзаконие 16 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Особым месяцем пусть будет для тебя месяц авив, в который совершаешь ты Пасху1 ГОСПОДУ, Богу твоему, ибо как раз в этот месяц ГОСПОДЬ, Бог твой, вывел тебя ночью из Египта.
2 Приноси ГОСПОДУ, Богу твоему, пасхальную жертву из мелкого и крупного рогатого скота на том месте, которое ГОСПОДЬ изберет, чтобы Имя Его там пребывало.
3 Во время Пасхи2 не ешь того, что в себе содержит закваску. Семь дней только пресный хлеб ешь, „хлеб бедствия“ — ведь ты покидал Египет в страхе и спешке. И будет этот хлеб напоминать тебе всю жизнь о дне твоего ухода из Египта.
4 Закваски нигде и ни у кого не должно быть на земле вашей все означенные семь дней. И не оставляй до утра мясо животного, которое заколол вечером в первый день.
5 Пасхальную жертву нельзя закалывать в тех городах и селениях, которые ГОСПОДЬ, Бог ваш, дарует вам,
6 нигде, кроме того места, какое Он Сам изберет для того, чтобы Имя Его там пребывало, — там только закалывайте жертву пасхальную, вечером, на закате солнца, в то самое время, в какое покинули вы некогда Египет.
7 Мясо жертвы свари3 и съешь на том самом месте, которое ГОСПОДЬ, Бог твой, изберет. А утром можете разойтись по домам.
8 Шесть дней ешь пресный хлеб, в седьмой же день, кроме того, — торжественное собрание в честь ГОСПОДА, Бога твоего; никакой повседневной работой в сей день не занимайся.
9 Отсчитай семь полных недель с того дня, когда выйдете с серпами на жатву.
10 Отмечай всякий раз праздник Недель в честь ГОСПОДА, Бога твоего, принося дары свои Ему столь же щедро, как и Он, ГОСПОДЬ, Бог твой, благословил тебя.
11 Радуйся пред ГОСПОДОМ, Богом своим, вместе с сыновьями своими и дочерьми, рабами и рабынями и левитами, что живут в городе твоем; не забудь и о переселенцах, о сиротах и вдовах, которые живут среди вас; радуйтесь и пируйте на том месте, какое изберет ГОСПОДЬ, Бог твой, чтобы там Имя Его пребывало.
12 Не забывай о том, что ты и сам некогда был рабом в Египте. Строго исполняй эти установления.
13 После того как уберешь с гумна зерно и закончишь работу в давильне, семь дней справляй праздник Кущей.4
14 Радуйся на празднике этом вместе с сыновьями своими и дочерьми, рабами и рабынями и левитами, что живут в городе твоем; не забывай и о переселенцах, о сиротах и вдовах, которые живут среди вас.
15 И все эти семь дней пусть будут праздником в честь ГОСПОДА, Бога твоего, на том месте, какое Он изберет. Благословлял ведь тебя ГОСПОДЬ, Бог твой, в уборке твоего урожая и во всех делах рук твоих — так вот и радуйся этому от души!
16 Все мужчины ваши должны представать пред ГОСПОДОМ, Богом вашим, три раза в году на том месте, какое Он изберет: в праздник Опресноков, в праздник Недель и в праздник Кущей. Никто не должен приходить к ГОСПОДУ с пустыми руками:
17 пусть каждый принесет с собою дар, ему посильный, щедро отзываясь на благословения, дарованные ему ГОСПОДОМ, Богом вашим.
18 Во всех городах, которые ГОСПОДЬ даст каждому колену, назначьте судей и приставников, которые должны судить народ судом праведным.5
19 И сие да будет заповедью для них: правосудия не извращай, суди беспристрастно. Взяток не бери — они даже мудрых людей ослепляют и искажают слова правдивых.
20 Справедливость и только справедливость — вот что должно быть твоей целью, дабы ты был жив и мог овладеть землей, которую ГОСПОДЬ, Бог твой, дарует тебе.
21 Рядом с жертвенником ГОСПОДА, Бога твоего, который воздвигнешь, не сажай никакого дерева, Ашере6 посвященного,
22 и не ставь столба священного — ненавистны они ГОСПОДУ, Богу твоему.

Новой Женевской Библии

16:1−17 Глава, в основном, посвящена трем так называемым паломническим праздникам, при совершении которых взрослые лица мужского пола должны предстать перед Господом на святом месте. Эти праздники кратко упоминаются в Исх 23:14−17, где высказано то же требование, что и в 16:16: каждый израильтянин мужского пола должен принести жертву, нельзя являться «пред лице Господа» с пустыми руками. В Исх 23:15 и 34:18−23 Пасха называется праздником Опресноков. Наиболее полно все пять основных праздников представлены в Лев 23, а в Чис, гл. 28−29 они даются с описанием необходимых жертвоприношений.

16:1 месяц Авив. В книге Исход, где устанавливается Пасха, сказано, что этот праздник должен совершаться «в первый месяц». В гл. 23 и 24 книги Исход этот первый месяц назван авивом. В книгах Левит и Числа он упоминается опять как первый месяц. Очевидно, авив — одно из хананейских обозначений этого месяца. Вавилонское название первого месяца года — нисан, однако вавилонские названия используются только в тех книгах ВЗ, которые были написаны в период плена.

совершай Пасху. Почему предписывается «совершать Пасху» — следует из дальнейшего текста. Ветхозаветная Пасха — прообраз Пасхи новозаветной, точно так же, как пасхальный агнец — прообраз Христа.

Иудейский календарь.

16:3 опресноки. Пресный хлеб из бесквасного теста. В ст. 3 (так же как и в Исх 12:34) дается обоснование праздника Опресноков — в ту ночь, когда израильтяне «с поспешностью» покидали Египет, им пришлось нести «тесто свое, прежде нежели оно вскисло».

16:6 на том месте, которое изберет Господь. См. 12:5 и ком. По мнению ряда ученых, изначально Пасха совершалась в домашних условиях, но во времена Иосии этот обычай был изменен, и появилось требование приходить в центральное святилище. Однако подобная точка зрения не подтверждается фактами. В Исх 34:24 сказано, что израильтяне должны были «являться пред лице Господа три раза в году», а в Лев 23:17 подчеркивается, что им следует приносить жертвы «от своих жилищ». Можно предположить, что первая Пасха, когда израильтяне покидали Египет, была с поспешностью совершена в их собственных домах, а все последующие праздники Пасхи, о которых упоминается позднее, требовалось совершать не дома, а на святом месте.

16:7 на другой день можешь возвратиться... в шатры свои. Данное предписание не противоречит последующему утверждению о том, что на восьмой день должно было состояться торжественное собрание (именно такое значение имеет древнееврейское слово, переведенное в ст. 8 как «отдание»). Дело в том, что ягненка или козленка полагалось на заходе солнца заколоть у святилища, затем там же испечь его и в полночь съесть. Рано утром израильтяне могли возвращаться в свои шатры. В настоящее время самарянская Пасха на горе Гаризим празднуется именно так.

16:9−12 С Пасхой, которая праздновалась на четырнадцатый день первого весеннего месяца, было связано приношение первого снопа жатвы (Лев 23:10). В первый день после седьмой субботы, отсчитанной со дня приношения первого снопа (Лев 23:15−16), совершался однодневный «праздник седмиц» (ст. 10). Существовало разногласие относительно того, как проводить подсчет этих дней. Фарисеи утверждали, что его следовало начинать от Пасхи, и отсчитывали пятьдесят дней со дня Пасхи независимо от того, какой это был день недели. Саддукеи говорили, что этот праздник следует отсчитывать от субботы, поэтому он всегда приходился на воскресенье (см. Лев 23:15−16). В Новом Завете праздник Седмиц называется Пятидесятницей (по числу отсчитанных дней), и именно в этот день Святой Дух с великой силой излился на апостолов. Воскресенье — это христианская «суббота», это — день Христова воскресения и день ниспослания Духа Святого.

16:13−17 Праздник Кущей иудеи называют праздником Суккот (праздником шалашей), поскольку в течение недели они должны были жить в шалашах (кущах). Этот праздник начинался в пятнадцатый день седьмого месяца по лунному календарю (т.е. в конце года) и совпадал с окончанием сельскохозяйственного сезона, когда была обмолочена пшеница и собран виноград. На праздник должна была приноситься десятая часть всего урожая. В Лев 23:43 Господь говорит, что этот праздник должен служить израильтянам напоминанием об их странствиях, после того как они покинули Египет. В 31:10−13 сказано, что это было время чтения закона, а в Неем, гл. 8 рассказывается о таком чтении закона «от рассвета до полудня», после чего «все общество... сделало себе кущи, и жило в кущах».

16:18 поставь себе судей и надзирателей. У горы Синай Моисей уже говорил о назначении судей — «мужей мудрых, разумных и испытанных».

16:19 дары ослепляют. См. Исх 23:8; Притч 17:23.

16:21 рощи из каких-либо дерев. Подобные рощи были бы данью языческим обычаям, ибо язычники поклонялись своим богам в «священных рощах». В зависимости от культа, это могли быть дубовые, кедровые или любые иные рощи. Язычники обычно посвящали «богу» какое-либо дерево, Господь же Израиля не нуждался в таком посвящении, ибо Он сотворил небо и землю — поэтому все принадлежит Ему.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. к Исх 12:43.
3  [2] — Букв.: с ней, т. е. с Пасхой, имеется в виду мясо животного.
7  [3] — В отличие от первой в истории Израиля пасхальной трапезы, для которой мясо зажаривалось (см. Исх 12:8,9), в последующие годы, согласно этому указанию, мясо пасхальной жертвы надо было варить.
13  [4] — Или: Шалашей.
18  [5] — Или: справедливым.
21  [6] — См. примеч. к Исх 34:13.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.