„Предок мой был странствующим арамеем.
Ушел он в лихую годину в Египет
и поселился там как человек пришлый,
немногими домочадцами окруженный.
Но горстка потомков его там выросла,
стали они народом великим,
сильным и многочисленным.
Египтяне же худо с нами обращались:
притесняли нас и принуждали
к тяжелому труду.
Тогда воззвали мы к ГОСПОДУ, Богу отцов наших.
И вопль наш услышал1 ГОСПОДЬ;
когда же увидел Он унижение наше,
наш труд непосильный
и гнет, под которым мы жили,
ГОСПОДЬ вывел нас из Египта.
Явил Он тогда могущество руки Своей
и силу неизмеримую,
совершил дела, ужас наводящие,
знамения и чудеса.
Привел Он нас на место сие
и дал нам эту землю,
молоко и мед источающую.
И вот я здесь!
Принес я первые плоды урожая той земли,
которую Ты, ГОСПОДИ, мне отдал“.
После этого ты уже сам поставишь корзину с дарами перед ГОСПОДОМ, Богом твоим, и преклонишься пред Ним.
„Освободил я свой дом от десятины,
что так свята для Тебя,
и отдал ее левиту, переселенцу,
сироте и вдове,
как Ты повелел мне.3
Не преступил я заповедей Твоих, не забыл их.
Из этой доли святой
не съел я ничего в нечистоте своей,
в дни плача о ком-либо из умерших;
не выделял я этой святыни из своего урожая,
когда бывал ритуально нечист,
и ничего из нее мертвым не посвящал.
Покорно внимал я гласу Твоему,
ГОСПОДЬ, Бог мой,
поступая так, как Ты заповедал мне.
Взгляни же на нас с небес,
из святой Обители Своей,
и благослови Израиль, народ Свой,
и землю, которую Ты даровал нам,
как некогда клятвенно обещал отцам нашим,
землю эту, что источает молоко и мед“.
26:2 начатков... плодов. О принесении первых плодов подробно рассказывается в Лев 23:9−14 в связи с праздником Пасхи. На первый взгляд, может показаться, что этот отрывок в книге Второзаконие говорит только о единичном случае принесения первых плодов, который произойдет, когда израильтяне вступят в Ханаан. Но, вероятнее всего, данное постановление касалось обряда, совершаемого ежегодно. В Лев 23 сказано, что закон о принесении первых плодов является вечным постановлением, другими словами, этот обряд богослужения надлежало совершать каждый год.
на то место, которое Господь, Бог твой, изберет. См. 12:5.
26:5 странствующий Арамеянин. Несомненно, это упоминание относится к бесконечным странствиям Иакова, который спасся бегством в Месопотамию (Арам), а затем возвратился в Ханаан, скрываясь от жителей Сихема (Быт 35:1). Очевидно, упоминание о его арамейских корнях основано на повествовании книги Бытие. Последующие фразы представляют собой краткий обзор пребывания Израиля в Египте, описанного в книгах Бытие и Исход.
26:12 десятины. См. ком. к 14:22, 28.
26:15 призри... с небес. Эту фразу Соломон повторил в своей великой молитве при освящении храма: «Услышь на месте обитания Твоего, на небесах» (3Цар 8:30).
26:16−19 Заключительный раздел главы представляет собой торжественное утверждение законов Бога, данных в гл. 12−26. Израиль принимает Бога как своего Верховного Правителя, законы которого подлежат безусловному исполнению. Господь же, со Своей стороны, называет Израиль особым народом («собственным Его народом») и обещает израильтянам Свою особую благодать. Подобную же последовательность мы видим в Исх, гл. 24, где Моисей окропил кровью завета жертвенник, книгу завета и народ на горе Синай, а Израиль отвечал обещанием повиноваться Богу (Исх 24:7). Этот раздел является также Введением к торжественной церемонии утверждения закона, подробно описанной в гл. 27.