Хр. Рима 10 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Братья, всем сердцем хочу я и Богу молюсь о том, чтоб спаслись израильтяне.
2 В служении Богу — я сам тому свидетель — усердны они, только усердию их истинного знания недостает.
3 Не осознав праведности Божией, не захотели они ей покориться и силятся собственную свою [праведность] утвердить.
4 Но во Христе ведь уже достигнута цель, что была Законом указана, так что обрести праведность теперь может каждый, кто верует в Него.1
5 Когда Моисей говорил, что «человек, соблюдающий все повеления Закона,2 в них и найдет для себя жизнь»,3 он о праведности по Закону говорил.
6 А праведность, что по вере, так говорит:4 «Не вопрошай в сердце своем: „Кто на небо взойдет?“ (Как если бы нужно было Христа оттуда свести.)
7 Или: „Кто в бездну сойдет?“»5 (Как если бы нужно было Христа от мертвых вернуть.)
8 Что же тогда она утверждает? «Близко слово6 к тебе, оно на твоих устах и в сердце твоем».7 Слово это — о вере, та самая весть, которую мы проповедуем.
9 Так что если устами своими ты открыто заявляешь,8 что Иисус — Господь, если сердцем веришь, что Бог из мертвых Его воскресил, будешь спасен.
10 Потому что вера в сердце к праведности ведет, а исповедание устами — ко спасению.
11 Писание и говорит: «Всякий верующий в Него посрамлен не будет».9
12 И так для каждого, без различия: для иудея и для язычника, Господь ведь у всех у нас один, и богатства Его довольно для всех, кто в молитве призывает Его;10
13 ибо каждый, кто призовет имя Господне, будет спасен.11
14 Но как же призывать Того, в Кого не уверовали? Как верить в Того, о Ком не слышали? И как услышать, если нет проповедующего?
15 И как люди могут проповедовать, если они на то не посланы? Вот почему в Писании сказано: «Отраден приход вестников, несущих добрую весть12
16 Однако не все вняли Благой Вести. Об этом говорит Исайя: «Господи, кто поверил тому, что услышал от нас13
17 Итак, вера — от Вести услышанной, а слышат ее там, где возвещается слово Христово.14
18 Но спрашиваю: не слышали разве они? Конечно же, слышали! Ведь сказано о тех, кто Весть эту возвещает:

«По всей земле звучал их голос,
до пределов вселенной дошли слова их».15

19 А может быть, снова спрошу, израильтяне не знали? Еще Моисей словами Господними им говорил:

«Я вызову ревность в вас теми,
кого вы не считали народом,
введу в раздражение вас народом,
который не понимал Меня ».16

20 Еще смелее передает слова Бога Исайя:

«Нашли Меня не искавшие,
открылся Я тем, кто не спрашивал обо Мне».17

21 А об Израиле Он говорит: «Целый день Я руки Свои простирал к народу своевольному и дерзкому».18

Новой Женевской Библии

10:1 Братия! Обращение к собратьям-христианам, пафос которого подчеркнут недавним упоминанием братьев по плоти (9:3).

10:2 имеют ревность по Боге. См. ком. к 9:31 (Флп 3:4−6).

10:3 не разумея праведности Божией. Павел противопоставляет Богом учрежденную праведность человеческим усилиям достичь самоправедности.

поставить. В сочетании со словом «завет» имеет значение «установить» (Быт 6:18; 17:7). Даже в контексте завета, который Бог заключил с ними, иудеи неверно восприняли Его милость, сочтя, что она зависит от соблюдения ими закона.

10:4 конец закона — Христос. Это выражение может иметь разные значения: 1) Христос «завершил» закон; 2) Христос — это цель закона (Гал 3:24). В первом случае Павел имеет в виду, что для верующих во Христа Он — конец их попыткам утвердить собственную праведность. Если следовать толкованию ст. 5−8, изложенному далее, верно второе значение.

10:5 Павел цитирует Лев 18:5 и связывает эти слова с понятием искупительной милости Божией, требующей от человека ответного послушания (Лев 18:2; ср. Исх 20:1−17), что отнюдь не является утверждением собственной праведности.

10:6−8 Второзаконие показывает, что спасения от Бога невозможно достичь напряженным усилием человека, его приближает только милость Божия. Павел считает, что оно исполнилось с новым заветом во Христе (Иер 31:31−34; ср. 2Кор 3:7, 18). Таким образом, Христос был «завершением» закона Моисея. Стремление к собственной праведности теперь равнозначно попыткам сделать то, что мог совершить — и совершил — один только Бог, в воплощении и воскресении.

10:9−10 исповедывать... веровать... веруют... исповедуют. В ст. 10 Павел использует глаголы ст. 9 в обратном порядке и тем самым показывает, что и сердечная вера, и исповедание устами относятся к области «праведности» и «спасения».

10:12 нет различия. Это подтверждается тем фактом, что всех объемлет единая любовь Божия (ст. 12). Ср. Иоиль 2:32; Деян 2:21.

10:14−15 Рассматривается, что происходит, когда кто-либо призывает имя Господа ради спасения.

10:14 в Того, о Ком не слыхали. Букв.: «Того, Кого не слышали» — указание на то, что, по мнению Павла, Сам Христос — единственный истинный проповедник Евангелия (ср. Еф 2:17; Ин 10:16).

10:18 по всей земле прошел голос их. Эта цитата из Пс 18:5 указывает, что речь идет об общем откровении Божием (Пс 18:2−5). Павел пользуется ею, чтобы, опираясь на Священное Писание, доказать, что Израиль слышал весть от Бога; это подтверждает, что все сказанное об общем и частном откровении истинно.

10:19−21 Отпадение иудеев не может быть оправдано ни тем, что услышанная ими проповедь неполна, ни тем, что они неспособны понять ее. Моисей и Исаия противопоставляют Божий народ тем, кому недостает понимания (Втор 32:21) и кто не искал Бога, однако был приведен к Его познанию (Ис 65:1).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
4  [1] — Букв.: ибо конец (или: цель) Закона (как средства обретения праведности) есть Христос, к праведности каждого верующего.
5  [2] — Букв.: исполняющий их.
5  [3] — Лев 18:5.
6  [4] — Здесь, как и в ст. 7 и 8, апостол олицетворяет праведность: она «говорит», напоминая верующему о том, что Христос уже приходил с неба на землю, умер здесь за грехи наши и воскрес для оправдания нашего.
7  [5] — Втор 30:12,13.
8  [6] — Или: весть.
8  [7] — Втор 30:14.
9  [8] — Или: исповедуешь устами.
11  [9] — Ис 28:16; или: доверившийся Ему не постыдится.
12  [10] — Выражение «призывать Господа (или Его имя)» в Библии близко по значению понятию «совершать богослужение».
13  [11] — Иоиль 2:32 (LXX).
15  [12] — Букв.: как прекрасны ноги (некот. поздн. рукописи добавляют: благовествующих мир), благовествующих доброе; Ис 52:7.
16  [13] — Ис 53:1 (LXX).
17  [14] — Букв.: а возвещение (и слушание ее) через слово Христа; или: через слово о Христе.
18  [15] — Пс 19 (18):5 (LXX).
19  [16] — Втор 32:21 (LXX).
20  [17] — Ис 65:1 (LXX).
21  [18] — Ис 65:2 (LXX).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.