Хр. Рима 12 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Так что призываю вас, братья: памятуя о милосердии Божьем, отдайте себя полностью Богу как жертву живую, Ему посвященную и для Него угодную — в том будет истинное духовное служение ваше.1
2 И не сообразуйтесь с миром2 этим, а преобразуйтесь через полное обновление ума вашего. Тогда вы сможете на себе познать, что есть воля Божья, и понять, что хорошо и зрело и что Ему угодно.3
3 А я, по данной мне благодати, каждому из вас говорю: не думайте о себе более, чем следует, но старайтесь судить о своих способностях здраво, помня, что Бог дал каждому свою меру веры.4
4 Ибо как тело наше состоит из многих частей и все они имеют свое особое назначение,
5 так и мы, сколь ни много нас, во Христе составляем одно тело и как части его соединены друг с другом.5
6 Мы имеем различные дарования соответственно данной нам благодати. А поэтому, если у кого есть, например, дар возвещать весть Божию,6 пусть он это и делает согласно вере;
7 у кого дар служения,7 тот пусть служит; у кого дар учить, пусть учит;
8 умеющий ободрять и должен ободрять. Жертвующий должен жертвовать щедро. Тому, кто призван быть руководителем, надлежит усердствовать; а кто проявляет милосердие, пусть делает это с радостью.8
9 Любовь ваша да будет нелицемерной, отвращайтесь от зла и твердо держитесь добра!
10 Будьте преданны друг другу в братской любви, других почитайте выше, чем себя самих.
11 Не ослабевайте в усердии, духом пламенейте,9 служите Господу.
12 Радуйтесь в надежде, в испытаниях будьте стойки, в молитве — постоянны.
13 Помогайте братьям вашим,10 когда оказываются они в нужде, и будьте всегда гостеприимны.
14 Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте.
15 С радующимися радуйтесь и с плачущими плачьте.
16 Относитесь участливо друг к другу, не впадайте в высокомерие и держитесь смиренных.11 Не мните о себе.
17 Никому за зло не воздавайте злом, и то, что вы печетесь только о добром, пусть будет для всех очевидным.
18 Со всеми людьми, насколько это зависит от вас, будьте в мире.
19 Не мстите за себя, возлюбленные мои, но предоставьте всё гневу Божьему. Ибо написано: «Мое возмездие. Я воздам»,12 — говорит Господь.
20 И более того:

«Если враг твой голоден, накорми его;
если жаждет, напои его;
поступая так, горящие угли соберешь ты ему на голову».13

21 Не дай злу победить тебя, но побеждай его добром.

Новой Женевской Библии

12:1 Славословие, завершающее гл. 11, и первые стихи гл. 12 знаменуют новый этап в рассуждениях Павла — он занят практической стороной своего учения.

милосердием Божиим. Или: «зная о милосердии Божием». Это — забота о бедных и нуждающихся, поддержка тех, кто не может без посторонней помощи выжить (ср. Лк 10:36−37), т.е. спасительная благодать.

представьте тела ваши в жертву живую. Все — иудеи и язычники — принадлежат отныне к народу Божию, за который была принесена окончательная и всеобъемлющая жертва (3:25).

для разумного служения вашего. Иначе: «это духовное служение ваше». Служение, которое подобает нести искупленным.

12:2 не сообразуйтесь... преобразуйтесь обновлением ума вашего. Умонастроение христианина должно определяться и формироваться познанием Евангелия, силой Духа и размышлениями о будущем веке (8:5−9; 13:11−14), а не преходящим образом века сего (2Кор 4:18; 1Ин 2:17). Только посредством такого освящающего обновления христианин становится духовно чутким и познает, какое поведение угодно Богу.

12:3 По данной мне благодати. Служение Павла, как и все духовные дарования, осуществляется только при содействии благодати (1:5). Необходимо реально («скромно») оценивать свое дарование, что подразумевает осознание своей «меры веры» (т.е. веры, достаточной для осуществления определенного дарования, а не спасающей веры вообще, ст. 6).

12:4−8 Ср. 1Кор, гл. 12. Павел использует образ тела, чтобы наглядно показать природу Церкви. Он подчеркивает ее единство (ст. 5), внутреннее разнообразие (ст. 6) и необходимость каждому ее члену осознавать свое предназначение (ст. 6−8).

12:6 пророчество. Пророчествовать означает изрекать слово от Бога. Но природа новозаветного пророчества нигде не определена, и о ней существует много мнений. Здесь и в других местах (ст. 7; Деян 13:1; 1Кор 12:29; Еф 4:11) пророчество отличается от учения, по всей видимости большей непосредственностью и спонтанностью (Деян 13:1−3; Деян 21:10−11).

по мере веры. Некоторые толкователи полагают, что здесь говорится о вере субъективной (вере самого пророка, ср. ст. 3 и 6). Другие считают, что речь идет о вере как объективном понятии, т.е. о содержании веры, об истине, заключенной в Евангелии, — и мериле каждого пророческого изречения (т.е. оно должно быть в согласии с «образцом здравого учения», 2Тим 1:13).

12:7−8 Павел признает, что дарования весьма разнообразны, различно применимы на практике и переплетаются с естественными способностями. Пользуясь этими дарами, в первую очередь следует иметь в виду благо тех, кому этими дарами служат.

12:9−21 Говоря здесь о Церкви как о теле Христовом, Павел, как и в Первом послании к Коринфянам (гл. 12−13), подчеркивает значение любви.

12:9 непритворна. Без лицемерия. Любовь, выражаемая всем поведением христианина, должна быть не игрой или притворством, а искренним проявлением доброжелательности.

12:10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью. Необычное сочетание слов, где братская любовь объединена с естественной нежностью. Церковь — семья, дом Божий (1Тим 3:15; 1Тим 5:1−2).

12:11 В христианской жизни не должно быть места нерешительности или лени; христианин должен «не ослабевать».

12:13 ревнуйте о странноприимстве. Еще один аспект любви. Оказанию гостеприимства путникам-христианам придавалось большое значение в жизни ранних христиан (3Ин, ст. 5−8; Евр 13:2).

12:14 См. Лк 6:27−28.

12:15 См. Лк 6:31. Подлинное единство Тела Христова особенно очевидно из сопереживания его членами общей радости и общей скорби.

12:16 Говоря о единомыслии между христианами и уважении друг к другу, Павел подчеркивает важнейшую роль разума в освящении (ст. 1−2). Такое умонастроение характеризуется отсутствием самодовольства и превозношения своим мирским положением (Флп 2:1−8). Христиан должна отличать готовность «последовать смиренным», иначе говоря, служить другим.

не мечтайте о себе. См. Притч 3:7. Внимание апостола все еще обращено на внутреннее состояние человека. Наш образ мыслей определяет образ жизни, способ существования.

12:18 Быть миротворцем — обязанность и задача христианина. Достичь согласия не всегда возможно, поскольку истина может как объединять, так и разъединять; это признает и Павел: «...если возможно с вашей стороны». Но не пытаться сохранить мир в отношениях с людьми — непозволительно.

12:19−21 Христианин не должен «сводить счеты», и даже мысли об этом не должны посещать его. Освобождение от инстинкта мести возможно, поскольку верующий знает, что Бог исправит любое зло Своим праведным судом (Втор 32:35). Более того, Священное Писание призывает нас оказывать милость обидчику, подобно тому как Бог проявляет терпение к делающим зло (Притч 25:21−22).

12:20 соберешь ему на голову горящие уголь. Наша доброжелательность может привести обидчика к обращению или, по крайней мере, настолько устыдить, что поведение его исправится.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: принимаемую Им, (что есть) духовное (или: разумное) служение ваше.
2  [2] — Или: веком.
2  [3] — Друг. возм. пер.: воля Божия — Его благая, приятная и совершенная воля.
3  [4] — Или: но думайте о том, (чтобы обладать) здравой самооценкой согласно вере, которую Бог дал каждому.
5  [5] — Букв.: а по одному — мы части тела друг друга.
6  [6] — Или: есть дар проповеди/дар пророчества.
7  [7] — Очевидно, в знач. служения бытовым нуждам людей.
8  [8] — Ст. 6−21, а особенно 6−8, в оригинале написаны в сжатом, не поддающемся буквальному переводу изложении.
11  [9] — Друг. возм. пер.: воспламеняемые Духом.
13  [10] — Букв.: святым.
16  [11] — Или: будьте готовы заниматься скромными делами.
19  [12] — Втор 32:35.
20  [13] — Притч 25:21,22 (LXX). Наиболее вероятный смысл этой метафоры: враг окажется устыженным и из врага превратится в друга.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.