Хр. Рима 3 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Какие же тогда преимущества иудея? И какая польза ему от обрезания?
2 Великие преимущества во всех отношениях. В том, прежде всего, они, что именно иудеям вверены были слова Божии.
3 И что с того, что иные из этих людей оказались неверными?1 Их личная неверность может ли уничтожить верность Бога?
4 Конечно, нет! И пусть всем будет ясно, что Бог всегда верен слову Своему, а всякий человек в этом мире лжив. В Писании о том сказано:

«Так что будешь всегда Ты признан правым в словах Своих
и над теми, кто обвиняет Тебя, восторжествуешь».2

5 Но если вся наша греховность3 делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы тогда? Может быть, Бог (рассуждаю чисто по-человечески) несправедлив, если обрушивает Свой гнев на нас?
6 Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить этот мир?
7 Однако можно ли судить меня как грешника, если рядом с самой ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его?
8 Но почему бы тогда не «делать зло, чтобы вышло добро»? Хулители наши как раз и оговаривают нас, будто мы и впрямь это самое проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.
9 Так что же, в лучшем ли мы, иудеи, положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже,4 что все люди, иудеи они или язычники, все под грехом.
10 В Писании так и сказано:

«Нет праведного, нет ни одного;

11

нет разумеющих, никто Бога не ищет.

12

Все сбились с пути и разом стали негодны;
нет творящего доброе, ни одного [нет].5

13

Их гортаньзияющая могила;
языком своим обманывают люди.6
Во рту у них яд змеиный7

14

и на устах одни проклятия и горечь.8

15

Скоры они9 на пролитие крови.10

16

Всюду разор и бедствие на путях человеческих.

17

Не знают люди пути к миру,11

18

страха Божия лишились они».12

19 Но мы знаем: в Законе сказанное13 к тем обращено, кто подчинен Закону,14 никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен!
20 Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.
21 Некогда о праведности Божией15 свидетельствовали Закон и пророки,16 теперь же она открылась людям отдельно от Закона;
22 и эта праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех,17 кто верит, ибо нет различий.
23 Все согрешили ведь, и сияния18 Божия лишены,
24 а оправдываются без заслуг,19 только Его благодатью, через искупление20 во Христе Иисусе.
25 [25-26] Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение21 по вере в пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив22 и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания;
26 так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.
27 Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, что требует дел? Нет! Законом веры.
28 Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за то, что Закон соблюдает.23
29 Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их.
30 Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же — и необрезанных.
31 Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру?24 Нет, конечно. Мы Закон укрепляем.

Новой Женевской Библии

3:1−20 Павел переходит к доказательству того, что все человечество подпадает под Божие осуждение.

3:1 Утверждение Павла, что у Бога нет лицеприятия (2:11), не означает, что нет «преимущества быть иудеем»; однако непослушание сводит на нет это преимущество.

3:2 слово Божие. Здесь выражена вера апостола в то, что богодухновенность ВЗ была не только смысловой, но и вербальной (Мф 4:4).

3:3−4 Ответное неверие не упраздняет верность Бога Своим обетованиям. См. 9:6−7; 2Тим 2:13.

3:5−8 Здесь представлены два внешне сходных рассуждения. Если неправда человеческая служит проявлению правды Божией (ст. 5) и если на фоне неверности человеческой выявляется верность Божия (ст. 7), разве не является несправедливостью со стороны Бога проявить «гнев» на человека (ст. 5) или осудить его как грешника (ст. 7)? Опровержение первого довода таково: уже самое установление факта, что судит нас Бог, неизбежно влечет за собой вывод, что Бог праведен (ст. 6). Ложный вывод из второго: следует продолжать творить зло, чтобы в результате из него вышло добро — сам по себе является злочестивым и абсурдным (6:1−2, 15). Оба возражения упускают из вида, что связь между Божией благодатью и грехом не характеризуется причинно-следственным отношением (ст. 5).

3:5 по человеческому рассуждению. Павел признает, что вне контекста последний довод как будто содержит дух противостояния с его стороны Самому Богу; поэтому в конце стиха он поясняет, что это лишь предположение, которое кто-нибудь мог бы высказать.

3:6 иначе как Богу судить мир? Ложность предположения явствует из факта, что его содержание опровергает аксиому: Бог действительно является Судьей мира.

3:8 как некоторые злословят нас. Ср. в 5:20 — 6:1. Павел отвергает ложное толкование его собственных слов.

3:10 как написано. См. 1:17; 3:3. Библейские тексты в своей совокупности подчеркивают господство греха над всем, вследствие чего все человечество порочно и подлежит осуждению.

3:18 Нет страха Божия. Словом «страх» определяется сущность подобающего человеку отношения к Богу; его отсутствие практически является безбожием.

3:19 говорит. Указание на то, что Павел рассматривает Священное Писание как живой голос Божий.

к состоящим под законом. Здесь это выражение означает тех, кому дан закон, т.е., в частности, иудеев. Ср. 2:12.

заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен. Никто — будь то иудей или язычник — не имеет основания для оправдания: никто не может утверждать, что свободен от вины перед Богом. Все подлежат осуждению.

3:20 ибо законом познается грех. Иудей приводит в доказательство своего привилегированного положения перед лицом Божиим тот факт, что он обладает законом; Павел же доказал, что грех иудея становится очевидным и осуждается законом; закон не скрывает и не покрывает грех (см. 7:7−11). На последнем суде всякое препирательство с всеправедным и всеведущим Судьей будет тщетно.

3:21−31 Показав, что и иудеи, и язычники нуждаются в правде Божией, открытой Евангелием (1:16), Павел далее поясняет, каким образом она подается через Христа (3:21−26).

3:21 Но ныне. Закон Моисея, рассматриваемый как требование, не может дать спасение. Тем не менее, Евангелие не противопоставляется закону Моисея (1:2). Оно уже было провозглашено «законом и пророками». Но «ныне» (в настоящее время, получившее искупительное значение благодаря пришествию Христа, ст. 26) правда Божия осуществляется в истории через Христа и совершенное Им дело.

независимо от закона. Хотя оправдания перед Богом невозможно достичь покорностью закону, Павел утверждает, что Евангелие не является отрицанием закона (ст. 31; 6:15; 8:3−4; 13:8, 10).

3:22 через веру во Иисуса Христа... на всех верующих. Праведность может быть получена теми, кто верует в Иисуса Христа.

3:23 См. «Первородный грех и всеобщая греховность».

3:24 получая оправдание. В Писании оправдание противопоставляется осуждению (Притч 17:15). Уверовавшие грешники объявляются оправданными посредством вмененной им праведности Христа — «жертвы умилостивления» (5:17). Праведность Христа стала достоянием грешников. Оправдание явилось окончательным и необратимым (8:1, 33−34). Оно основывается на беспредельном послушании Христа, благодаря которому заповеди, предписанные нам законом Божиим, были Им выполнены, и на Его крестной смерти, которая являлась Божиим приговором нам. Поэтому верующие разделяют праведность воскресшего Христа, с Которым они объединены навеки (2Кор 5:21).

даром, по благодати Его. Павел в иных словах повторяет мысль, что спасение даровано нам исключительно по Божественной милости.

искуплением. Свобода куплена, за нее уплачена определенная цена. Ценой нашего спасения явилась смерть Христа (Мк 10:45; 1Тим 2:6; Евр 9:15).

3:25 Бог предложил. Павел указывает, что смерть Христа утоляет Божий гнев, удовлетворяя Его справедливость; она не порождает любовь Божию, а, скорее, сама является плодом любви. См. 5:8; 8:32; Ин 3:16.

в жертву умилостивления. См. статью «Искупление». Христос умер как искупительная жертва (т.е. как «жертва за грех», 8:3), утоляющая гнев Божий. Поскольку грех вызывает гнев Божий (1:18, 32), новое состояние оправданности может быть даровано, лишь когда гнев иссякнет, будучи излит сполна.

через веру. Ср. ст. 22. Оправдание осуществляется через веру.

к показанию правды Его. См. ком. к 1:17.

3:27 Где же то, чем бы хвалиться? См. 2:17, 23. Поскольку иудеи и язычники равно находятся под гневом за свои грехи, поскольку закон не ограждает иудея, а, скорее, наоборот — являет его осуждение, и поскольку Евангелие обнажает неправедность человека, являя праведность Бога, никто, даже иудей, не имеет чем хвалиться (4:2−3). Похвала «уничтожена», поскольку только вера (ст. 27−28, 30), а не человеческие подвиги даруют спасение.

3:30 один Бог. Тот факт, что спасение подается не посредством обладания законом, указывает, что спасение доступно наравне с иудеями и другим народам. Павел утверждает это перед лицом иудеев, основываясь на принципе, что Бог един (Втор 6:4). Павел подчеркивает, что и иудеям («обрезанным»), и язычникам («необрезанным») оправдание равно даруется только через веру.

3:31 Итак, мы уничтожаем закон верою? Павел отвергает закон как средство спасения. Но поскольку закон как нравственное требование был дан грешникам не ради того, чтобы оправдать их (ст. 19−20), принцип спасения по благодати через веру не может войти в противоречие с законом.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: неверующими.
4  [2] — Букв.: и мог победить, когда Ты судим. Апостол использует слова Пс 51:4 (50:6) и цитирует их по Септуагинте, очевидно, желая показать, что хотя человеческая неверность явно торжествует, однако характер Бога во всех Его заявлениях о грехе, в конце концов, будет оправдан перед всей Вселенной.
5  [3] — Букв.: неправедность/нечестивость; или: несправедливость.
9  [4] — Букв.: уже вынесли обвинение.
12  [5] — Пс 14 (13):1−3.
13  [6] — Пс 5:10 (LXX).
13  [7] — Пс 140:3 (139:4).
14  [8] — Пс 10:7 (9:28).
15  [9] — Букв.: ноги их быстры.
15  [10] — Притч 1:16.
17  [11] — Ис 59:7,8.
18  [12] — Пс 36 (35):2 (LXX).
19  [13] — В знач. сказанное в Писаниях Ветхого Завета.
19  [14] — Букв.: кто в (связи с) Законом; или: под Законом.
21  [15] — Друг. возм. пер.: о том, как войти в правильные отношения с Богом.
21  [16] — См. в Словаре Пророк.
22  [17] — Некот. рукописи добавляют: и на всех.
23  [18] — Или: славы; см. в Словаре Слава. Друг. возм. пер. ст. 23: …не могут достичь определенного Богом нравственного величия.
24  [19] — Или: даром.
24  [20] — См. в Словаре Искупление.
25  [21] — Или: Бог представил (букв.: поставил пред всеми) Его как средство примирения. В греч. используется то же слово, что и в Евр 9:5, переводимое как «крышка ковчега» — место умилостивления. Очевидно, имеется в виду похожая на престол крышка Ковчега завета (Исх 25:17−22).
25  [22] — Или: праведен.
28  [23] — Букв.: отдельно/независимо от дел Закона.
31  [24] — Букв.: упраздняем ли мы Закон верою?
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.