Под редакцией Кулаковых
1 Итак, вам надлежит смотреть на нас, как на служителей Христовых и как на хранителей1 тайн Божьих.
2 При этом от каждого, на ком лежит такая ответственность, требуется, чтобы он всегда оставался верным.
3 Судите ли вы меня или иной человеческий суд — это так мало значит для меня. Я и сам не сужу себя,
4 но то, что я ничего не знаю за собой, еще не оправдывает меня. Судья мне — Господь.
5 И вы поэтому не осуждайте никого преждевременно, пока не придет Господь. Он высветит сокрытое во тьме и выявит тайные побуждения людей, и тогда каждый получит свою похвалу от Бога.
6 Ради вас, братья, применил я это к себе и Аполлосу, чтобы вы на нашем примере могли научиться правилу: «Ничего сверх того, что написано», — чтобы никто из вас не кичился своим предпочтением одного человека другому.
7 В самом деле, кто говорит, что ты лучше других?2 И что есть у тебя такое, чего бы не получил? А если что-то ты и получил как дар, зачем гордишься3 так, как будто сам достиг всего?4
8 Вы уже пресытились! Вы уже разбогатели и царствуете без нас! Хотел бы я, чтобы вы действительно царствовали, тогда и мы могли бы царствовать с вами!
9 Я ведь думаю, что в общем шествии нам, апостолам, Бог отвел самое последнее место5 как обреченным умереть на арене, потому что мы стали зрелищем для всего мира: для ангелов и для людей.
10 Мы безумны Христа ради, а вы благоразумны во Христе. Мы слабы, а вы сильны; вы в почете, а мы в бесчестии.
11 Мы и по сей день испытываем голод и жажду, одежды наши жалки, над нами издеваются, нет у нас своего пристанища;6
12 мы трудимся до изнеможения, зарабатывая на жизнь своими руками. И всё же, когда нас хулят — мы желаем всем блага, когда нас гонят — мы терпим,
13 порочит нас кто — добрым словом увещеваем его. Однако и ныне подобны сору мы в этом мире, нас считают за самых последних людей.
14 Пишу об этом не для того, чтобы устыдить, но просто увещеваю вас, как любимых детей.
15 Наставников7 в христианстве у вас великое множество,8 а сколько отцов? Я возвестил вам Благую Весть,9 и тогда родились вы во Христе Иисусе.
16 Вот почему я настоятельно прошу вас10 подражать мне, как я Христу.11
17 Ради этого я послал к вам Тимофея, моего любимого и верного сына в Господе, чтобы он напомнил вам о моем образе жизни во Христе [Иисусе], как я и учу повсюду, во всех церквах.
18 Некоторые из вас впали в высокомерие, полагая, что я не приду к вам.
19 Но если Господу будет угодно, то я прибуду к вам вскоре и узнаю не слова высокомерных, а их силу.
20 Ибо Царство Божье не в слове, а в силе.
21 Что вы предпочтете? Прийти ли мне с жезлом12 к вам или с любовью и кротким духом?
Новой Женевской Библии
4:1 каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых. Эти слова и последующие стихи несомненно указывают, что, по крайней мере, некоторые коринфяне осуждали и критиковали Павла (см. ком. к 2:1).
тайн. См. ком. к 2:7.
4:3 я и сам не сужу о себе. Хотя совесть Павла чиста (ст. 5), в конечном итоге только Бог оценит верность каждого.
4:5 не судите никак. Это не абсолютный запрет (ср. 5:2; 6:2); слова эти относятся к превратной критике самого Павла.
Который и осветит скрытое во мраке. На суде никто и ничто не избежит всепроникающего света Божия (см. Мф 10:26 и парал. места).
4:8−13 В этом фрагменте Павел прибегает к иронии, чтобы показать коринфянам, как мелочны их заботы и необъективна критика. Страдания Павла могут быть сравнимы с мукой и публичным унижением пленников, приговоренных к смерти (2Кор 11:23−30). И напротив, некоторые коринфяне почитают себя «достигшими» потому только, что не понимают, что означает быть «безумными Христа ради» (ст. 10).
4:14 Не к постыжению вашему пишу сие. В этих словах раскрывается пастырское сердце Павла. Предшествующие резкие слова послания имели целью не унизить адресатов, а обострить их чуткость к восприятию истины.
4:15 тысячи наставников. Коринфяне хвалились своей преданностью Аполлосу, Петру и другим, как бы говоря, что не нуждаются в Павле. Но апостол напоминает им, что его отеческое отношение к ним беспримерно.
4:17 я послал к вам Тимофея. Тимофей, очевидно, отбыл ранее, чем писалось послание (см. ком. к 16:10).
4:18 Как я не иду к вам. Группа коринфян утверждала, что Павел смел только заочно, а встретиться с ними лицом к лицу опасается (2Кор 10:1−2). Апостол посылает к ним Тимофея (ст. 17) не ради избежания неприятной встречи, так как он прибудет и сам. От них зависит, что произойдет, когда такое посещение состоится (ст. 21; 2Кор 13:1−10).