Хр. Галатии 2 глава

Послание апостола Павла христианам Галатии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Затем, четырнадцать лет спустя, я снова пошел в Иерусалим, на этот раз вместе с Варнавой. Мы взяли с собой и Тита.
2 По откровению от Бога пошел я туда и представил церкви Благую Весть, которую проповедую среди язычников ( особо почитаемым1 изложил я ее в личной беседе), чтобы убедиться, что не напрасно усердствовал и усердствую2 я.
3 Но даже Тит, бывший со мною, хотя он и грек,3 не был принужден ими к обрезанию.
4 А что касается вторгшихся к нам лжебратьев (они тайно проникли к нам, чтобы подсмотреть за нашей свободой, которую мы обрели во Христе Иисусе, и поработить нас),
5 мы ни на миг не уступили и не подчинились им, чтобы истина Благой Вести оставалась у вас такой, какова она и есть.
6 Те же, кого там более всего почитают (какое они занимают положение, для меня не важно, ведь перед Богом это значения не имеет), — ничего не прибавили эти почитаемые мужи к тому Евангелию, которое я возвещаю.
7 Напротив, увидев, что мне вверено возвещение Благой Вести для язычников,4 как Петру — для иудеев5
8 (Тот, Кто действовал через Петра в его апостольском служении иудеям, также и через меня действовал, послав меня к язычникам),
9 они признали дарованную мне благодать. И потому Иаков и Петр с Иоанном, почитаемые как столпы общины, пожали руки мне и Варнаве как участникам общего дела.6 Они согласились, что нам надо идти к язычникам, а им — к иудеям.
10 Только должны мы были помнить о бедных в Иерусалиме, что я и старался делать.
11 Но когда Петр пришел в Антиохию, я открыто выступил против него, говоря, что он сам навлек на себя осуждение.
12 Потому что, пока не пришли люди от Иакова, он ел вместе с христианами из язычников. А когда эти люди пришли, Петр стал сторониться язычников и есть от них отдельно, опасаясь иудеев.
13 Вместе с ним лицемерили [и] другие иудеи, так что даже Варнава был вовлечен в это.7
14 И когда я увидел, что они неправы, поступают не по истине евангельской, то при всех сказал Петру: «Если ты, иудей по рождению, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то как можешь ты принуждать язычников иудействовать?»
15 Хотя мы от рождения иудеи, а не «грешные язычники»,
16 [однако] узнав, что человек получает оправдание8 не через соблюдение Закона,9 а лишь верою в Иисуса Христа,10 уверовали и мы во Христа Иисуса, чтобы быть оправданными верою во Христа,11 а не соблюдением Закона, потому что соблюдением Закона никто12 не оправдается.
17 Но если, несмотря на наше стремление быть оправданными13 во Христе, мы, иудеи, и сами оказываемся такими же грешниками, как и язычники, значит ли это, что Христос — покровитель14 греха? Ни в коем случае!
18 Ведь если я снова строю то, что когда-то разрушил,15 я сам себя выставляю преступником.
19 Убедившись благодаря Закону в своем бессилии, я умер для Закона, чтобы мне жить для Бога. Вместе со Христом я распят,
20 и уже не я живу — Христос живет во мне. А та жизнь, какой я живу теперь во плоти, — это жизнь веры в Сына Божия,16 меня полюбившего и предавшего Себя на смерть за меня.
21 Не отвергаю17 я благодати Божией, ведь если праведность18 может прийти к нам через Закон, значит, Христос напрасно умер.

Новой Женевской Библии

2:1 четырнадцать лет. Неясно, после своего обращения или после первого посещения Иерусалима.

опять ходил я в Иерусалим. Это может относиться или ко второму посещению Иерусалима после обращения (Деян 11:27−30), или к третьему, о котором говорится в Деян 15:2. Упомянутая здесь цель посещения соответствует цели визита, о котором говорит Деян 15, но тогда трудно объяснить, почему Павел опускает из своего рассказа посещение, упомянутое в Деян 11. Если, как считают некоторые ученые, Послание к Галатам было написано после первого миссионерского путешествия апостола Павла (Деян, гл. 13 и 14), но ранее собора в Иерусалиме (Деян, 15), тогда здесь говорится о путешествии, упомянутом в Деян, гл. 11, а путешествие из Деян, гл. 15 еще не состоялось.

с Варнавою. Уроженец Кипра, один из первых христиан (Деян 4:36). Имя Варнава по-арамейски означает «сын утешения», и книга Деяний свидетельствует, что он жил достойно своего имени (см. Деян 4:36−37; Деян 11:22−24, 30).

Тита. Один из доверенных спутников и посланцев Павла.

2:2 по откровению. Если это посещение, упомянутое в Деян 11, то откровением могло быть пророчество Агава (11:28).

не напрасно ли. Хотя первоапостолы не были источником полномочий апостола Павла, их одобрение еще раз засвидетельствовало, что Павел верно понял призвание (1:15−16) и правильно его исполнял.

2:3 не принуждали обрезаться. См. 5:12 и Деян 15:1. Обрезание — знак завета (Быт 17:10) — было признаком иудея и последним шагом при обращении язычника мужского пола в иудейскую веру. Некоторые христиане из иудеев полагали, что прежде чем присоединиться к избранному народу Божию, язычники должны принять обрезание и стать иудеями. Павел резко возражает против этого и на протяжении всего Послания к Галатам отстаивает мысль, что для спасения достаточно одной веры.

2:4 лжебратиям. Павел считал учение о спасении верой основополагающим и не признавал принадлежащими к Церкви тех, кто его не придерживался (1:8−9; 5:2−4).

свободою. Для верующего свобода — не разрешение грешить, а освобождение от проклятия, налагаемого законом на грех (3:10−14; 5:1, 13).

поработить. Вероятно, греху (Рим 6:15−23; Рим 7:25) и проклятию, которое налагает закон на тех, кто согрешает (3:10).

2:5 истина благовествования. См. 1:8−9; 2:14 и ком. Принадлежать к народу завета Божия можно только через веру, которая, в свою очередь, есть благодатный дар Бога верующему (1:6, 15). Всякая попытка ввести дополнительные требования (вроде обрезания) есть отрицание достаточности веры для спасения, и следовательно, искажение благовестия.

2:6 на лице человека. Как внешний знак обрезания не определяет принадлежности к народу Божию, так внешние признаки значительности не важны для Бога (1Цар 16:7; Рим 2:25−29).

2:7 как Петру для обрезанных. Видимо, Петр был главным проповедником ранней иерусалимской церкви (Деян, гл. 1−12). Очень неохотно отозвался он на Божие повеление общаться с язычником Корнилием и проповедовать ему Евангелие (Деян, гл. 10). Признавая необходимость включения язычников в число народа Божия (Деян 10:34−35; Деян 11:17; Деян 15:7−11), Петр, видимо, считал, что призван Богом благовествовать именно иудеям.

2:9 о благодати, данной мне. См. 1:15 и ком.

Иаков и Кифа и Иоанн. См. ком. к 1:18−19; 2:7. Они пользовались особенным авторитетом в ранней иерусалимской церкви. Кифа, т. . Петр, и Иоанн часто упоминаются вместе в книге Деяний (гл. 3 и 4), а Деян 12:17; Деян 15:13; Деян 21:18 указывают, что Иаков занимал видное положение в иерусалимской церкви. Слово «столп» имеет метафорическое значение («опора»).

чтобы нам идти к язычникам. Варнава, подобно Павлу, проповедовал, главным образом, язычникам (Деян, гл. 13 и 14; 15:36−41).

2:11 в Антиохию. Столица и самый большой город римской провинции Сирия. Церковь в Антиохии, по дошедшим до нас сведениям, не только была первой, где христиане из иудеев и язычников соединились в молитве и братстве, но из нее ж впервые были посланы проповедники благовествовать именно язычникам (Деян 13:1−3).

2:12 устраняться. Многие иудео-христиане настаивали, чтобы христиане из язычников следовали предписаниям закона Моисеева (Деян 10:28; Деян 11:2−3, 19; Деян 15:1), и предварительное обрезание, т.е. принятие иудейства, считали обязательным. Общение с «необрезанными» (обращенными в христианство язычниками) рассматривалось ими как недопустимое.

2:14 истине Евангельской. См. ком. к 2:5.

живешь по-язычески. До прибытия «группы обрезанных» Петр свободно общался с язычниками (ст. 12). Теперь же он ведет себя так, будто полагает, что язычники должны принять иудейство, чтобы стать полноправными членами народа Божия.

2:15−16 Эти стихи — центральные в послании. Павел указывает, что всякий человек (как соблюдающий закон иудей, так и необрезанный язычник) вступает в должное взаимоотношение с Богом только посредством веры в Иисуса Христа.

оправдывается. В греческом, как и в русском, языке существительное «праведность» (греч.: «дикеосини»), прилагательное «праведный» (греч.: «дикеос») и глагол «оправдать» (греч.: «дикео») — производные от одного корня.

2:16 В Ветхом Завете Бог — праведный (Соф 3:5). Он правит, судит и выносит свой вердикт с совершенной справедливостью (1Цар 26:23). «Оправдать» — значит признать правоту, невиновность (Втор 25:1). Но если никто из живущих не праведен перед Богом (Пс 142:2), «как оправдается человек пред Богом» (Иов 9:2)? Бог — Судия, решение Которого непреложно и справедливо, но Он же — Спаситель, могущий на основании жертвы искупления отменить Собственный приговор (Иона 3:9). Праведность Божия проявляется не только как свойство Бога, но и как Его дар (Ис 45:24−25; Ис 54:14−17), обретаемый через Мессию (Ис 53:8; Иер 23:5−6; Иер 33:14−16). Павел возвещает исполнение ветхозаветного обетования (Рим 3:21−26). Дар праведности Христа, так же как и Его искупительная жертва, принимаются верой.

делами закона. Павел имеет в виду те «дела», которые отличают иудея от язычника: обрезание, предписания относительно пищи и соблюдения субботы (ст. 15−16). Это выражение, однако, объемлет и все усилия падшего человечества соблюдать Божий закон, чтобы заслужить оправдательный приговор.

не оправдается никакая плоть. Ср. Пс 142:2. Никто не может исполнить весь закон, а соблюдение отдельных предписаний закона, таких как обрезание, не может привести к подобающему отношению с Богом. Для этого требуется дарованное Богом оправдание Христом и искупление Его кровью. Не вера заслуживает Божия одобрения; она лишь принимает заслуги Христа перед Богом (Флп 3:9).

2:17 мы и сами оказались грешниками. Смущавшие галатов лжеучители и «некоторые от Иакова» (2:12) считали Павла «грешником» (как и язычников, ст. 15) из-за нарушения им иудейских предписаний о пище. Они, вероятно, также обвиняли Павла в том, что он своей проповедью поощряет грех (Рим 3:8).

2:18 что разрушил. Возможно, Павел имеет в виду попытку Петра восстановить преграду между иудеями и язычниками, разрушенную Евангелием (ст. 14; Еф 2:14). Законопреступник не тот, кто, ища оправдания, обращается от закона ко Христу, а тот, кто от Христа уходит вновь к закону.

2:19 Павел умер для закона через смерть Христа; он сораспялся Христу, потому что соединился со Христом, умершим за него (ст. 20; 3:13; Рим 4:25; Рим 5:6). Он, также, воскрес со Христом и теперь живет в единении с Богом (Кол 2:12; Кол 3:1). Мертвенность по отношению к закону не есть нарушение закона, потому что Христос исполнил требования закона. Следовательно, все верующие самим же законом освобождаются от его уз и осуждения.

2:20 Жизнь в единении со Христом означает, что Он представлял нас в Своей смерти и воскресении. Более того, это — живое единство. Христос живет в верующем; Господь Духом Своим живет во внутреннем союзе с духом верующего. Павел, однако, не имеет в виду, что его личность подавлена или поглощена: он живет «в теле», но «верой». Этот союз — теснейшая и глубочайшая духовная взаимосвязь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Т.е. руководителям церкви; вероятно, Павел имеет в виду Петра, Иакова и Иоанна (ср. 2:9); то же в ст. 6.
2  [2] — Букв.: бежал или бегу (в спортивном состязании).
3  [3] — В знач. христианин из язычников.
7  [4] — Букв.: необрезанных.
7  [5] — Букв.: обрезанных, то же в ст. 8,9 и 12. См. в Словаре Обрезание.
9  [6] — Букв.: подали правую (руку) …общения, в знак принятия в члены церкви.
13  [7] — Букв.: их лицемерием.
16  [8] — Или, как и ниже в этом стихе: признается праведным.
16  [9] — Букв.: не делами Закона; то же ниже в этом ст. и в 3:2,10. См. в Словаре Закон.
16  [10] — Или: через веру Иисуса Христа.
16  [11] — Или: верою Христа.
16  [12] — Букв.: никакая плоть.
17  [13] — Букв.: если же, ища оправдания.
17  [14] — Букв.: служитель.
18  [15] — В знач. восстанавливаю законническую систему представлений о путях достижения праведности. Намек на непоследовательность поступков апостола Петра.
20  [16] — Букв.: то живу в вере в Сына Божьего; или: верою Сына Божьего.
21  [17] — Или: не свожу на нет.
21  [18] — Или: оправдание.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.