Хр. Ефеса 4 глава

Послание апостола Павла христианам Ефеса
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 И вот, узник во Господе,1 взываю я к вам: коль вы призваны Богом, так живите достойно, в согласии с вашим высоким призванием,
2 в глубоком смирении живите, будьте кротки и терпеливы, снисходительны будьте друг ко другу в духе любви.
3 Делайте всё возможное, чтобы сохранять вам в мирном союзе то единство, что даруется Духом:2
4 одно тело и Дух один, как и одна надежда, к которой призвал вас Бог,
5 один Господь, одна вера, одно крещение,
6 один Бог и Отец всех, Который над всеми и действует через всех и во всех.
7 Однако и другое помните: каждому из нас дан особый дар, соответственно тому, что так щедро ниспослано было Христом.3
8 Писание говорит поэтому:

«Поднялся Он в высь небесную,
пленных4 взял в плен
и дал людям дары».5

9 (А что означает «поднялся», как не то, что Он «нисходил», был и в самом низу, на самой земле?6
10 Тот, Кто нисходил, Он же и взошел превыше всех небес, чтобы всё наполнить Собою. )
11 Он Сам раздал дары, дары разные: одним положил быть апостолами, другим — пророками, иным — благовестниками, иным же — пастырями и учителями,7
12 чтобы полностью приготовить8 Божий народ к делу служения, к созиданию Тела Христова — Церкви Его,
13 пока не достигнем мы все единства в вере, в познании Божьего Сына, пока не придем к той зрелости, которая соответствует полноте возраста Христова.9
14 Не можем мы более оставаться детьми, беззащитными пред ветрами лживых учений тех людей, которые хитростью своей совращают в заблуждение.10
15 Будем вместо того возвещать истину11 в духе любви, будем расти и взрослеть, уподобляясь во всём Христу.12 Он — Глава,
16 и от Него всё Тело зависит. Растет оно при соразмерном действии каждой из его частей, тесно соединяемых и скрепляемых между собой посредством всех поддерживающих связей, оно растет и созидается в любви.
17 И вот, я это говорю и настаиваю на этом во имя Господне, чтобы вы не поступали больше, как поступают язычники, суетные в своих мыслях,
18 от помрачения рассудка. Из-за своего неведения и упорства13 они чуждаются Божьей жизни
19 и, потеряв всякий стыд,14 предаются распутству, ненасытно ища удовольствия во всевозможных мерзостях.
20 Но вы не этому учились у Христа,15
21 если и в самом деле слышали весть Его16 и, пребывая в Нем, научены были той истине, что в Иисусе:
22 отказаться вам должно от прежнего образа жизни, от старой своей, обманутой похотями, тленной природы.17
23 Сам образ мыслей ваших должен обновиться,18
24 и надо вам облечься в природу нового человека, созданного по образу Божьему в праведности и святости, которые порождены истиной.
25 Покончим же со всякой ложью! Будем каждый говорить истину ближнему своему,19 ведь все мы связаны друг с другом как части одного тела.
26 В самом гневе вашем не согрешайте:20 прекращайте гневаться еще до захода солнца.
27 Не давайте места в вашей жизни дьяволу.
28 Кто крал, пусть не крадет более, а лучше трудится прилежно, делая [своими] руками что-нибудь полезное,21 чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Пусть не исходит из ваших уст никакое худое слово, но только доброе, какое нужно для назидания22 других, какое приносило бы благословение23 слушающим.
30 И не печальте Святого Духа Божьего, печатью Которого вы отмечены в преддверии дня24 искупления.
31 Пусть не будет у вас впредь ни горечи и вспыльчивости, ни гнева, крика и злословия, как и всякого иного зла.
32 Будьте, [напротив], взаимно добры и милосердны, прощайте друг друга, как и Бог вас25 простил во Христе.

Новой Женевской Библии

4:1 поступать. Букв.: «ходить» (в смысле «жить»). Фактически «хождение» — главная тема гл. 4:5 послания. В них Павел раскрывает жизнь (или «хождение») в добр (в добрых делах, 2:10).

призваны. Павел говорил о надежде, к которой призваны верующие (1:18; 4:4); здесь же он сосредотачивается на той жизни, к какой они также призваны (1:4, 12, 14; 2:10, 22; 3:10).

4:7 Каждому же из нас. Все христиане имеют общий дар благодати: спасение через веру (2:5, 8). Каждому христианину дается свой особый благодатный дар на пользу Церкви (о собственном даре Павел упоминает в 3:2, 8). Единство Церкви нигде не проявляется столь явно, как в этой органичной взаимозависимости членов тела Христова.

4:8 Псалом 67 воспевает торжественное шествие Бога с горы Синай на гору Сион и последующее воцарение Его в храме. Павел видит в этом псалме предызображение победного восшествия Христа на небеса.

восшед... пленил плен. Т.е. духовные силы зла, которые Он поразил и обезоружил на Кресте (Кол 2:15 и ком.).

4:9 Призывая верующих к усвоению образа жизни Христа, Павел напоминает, что Христос достиг Своего теперешнего высокого положения через уничижение (Он воплотился и сошел «в преисподние места земли», Флп 2:1−11).

4:11 одних апостолами. Формально апостолами называли двенадцать учеников, которые были с Иисусом и засвидетельствовали Его воскресение (или опытно пережили особое откровение воскресшего Господа) и кому Сам Иисус поручил положить основание Церкви и пронести откровение (Деян 1:21−22; 1Кор 15:1−9). Это слово употреблялось и в более широком смысле, обозначая людей, посланных в качестве представителей отдельных общин (2Кор 8:23; Флп 2:25).

других пророками. Пророки — проводники непосредственного, особого откровения Божиего в ранней Церкви. Они занимались проповедью, наставлением, утешением, увещеванием и поучением (Деян 15:32; Деян 21:9−11; 1Кор 12:10; 1Кор 13:2, 8). Поскольку их учение положило основание Церкви (2:20), служение апостолов и новозаветных пророков представляются неповторимыми.

иных Евангелистами. Т.е. благовестниками. Это люди, получавшие (во все времена) особый дар нести миру Евангелие (Деян 21:8; 1Кор 1:17).

иных пастырями и учителями. Оба слова означают людей, которые пасут и назидают стадо Божие.

4:12−13 Основное служение осуществляют не те, кто упомянут в ст. 11, а те, кого они подготавливают. Опытные наставники помогают каждому верующему найти свое собственное призвание, которым он может принести пользу всей Церкви (см. статью «Дары и служения»).

4:16 все тело. Павел использует теперь аналогию с человеческим телом. Верующие получают дары не для того, чтобы пользоваться ими единолично, для собственного назидания. Павел охватывает своим видением всех христиан (Кол 1:28−29). Уйдя далеко вперед в своем постижении глубин Христовых, он стремится к такому познанию Сына Божия, к такой зрелости, какие будут ему даны, лишь когда все остальные верующие достигнут того же.

4:17−19 Ср. Рим, гл. 1. Павел уже говорил о чуждости язычников народу Божию (2:12). Здесь он говорит, что они далеки от жизни Самого Бога; это и есть состояние духовной смерти (гл. 2). Послание к Римлянам изображает, как Бог предает язычников безрассудной, развратной жизни (Рим 1:24−31); здесь же представлен этот же процесс, но со стороны человека: «они, дойдя до бесчувствия, предались распутству» (ст. 19). Ср. с книгой Исход: там говорится, что Бог ожесточил сердце фараона (напр., Исх 4:21; Исх 7:3), но и фараон сам своей волей ожесточает свое сердце (Исх 8:15, 32; Исх 9:34).

4:21 вы слышали о Нем. Букв.: «слышали Его» (т.е. проповедь о Нем).

так как истина во Иисусе. Бог разорвал порочный круг смерти, дав язычникам познание Своего Сына и того, что Он совершил ради них (1:13, 15).

4:22−24 отложить... обновиться... и облечься. Принадлежность Христу подразумевает отвержение прежней жизни и избрание новой. Это передано образно: человек совлекает прежний образ жизни, словно изношенную одежду, и облекается в новую. В прежней жизни господствовали похоти (2:2−3), для новой жизни характерны праведность и святость. Старая жизнь была полна лжи и обмана, новая обладает истиной (ст. 21, 24).

4:27 Поскольку осуществленное единство верующих позволяет Богу явить Свою примиряющую силу (ст. 1−10; 2:14−16), нарушение единства выгодно дьяволу (2:2; 6:11).

4:30 не оскорбляйте. Возможность опечалить Духа Святого «гнилым словом» (ст. 29) — красноречивое указание на то, что Он Дух — Личность, а не безликая сила.

4:32 — 5:2 как и Бог... как и Христос. От верующих ожидается, что они перенесут на других людей то прощение и любовь, которые Бог простер на них во Христе. Здесь та же логика, что и в Пятикнижии, где Израиль, искупленный из египетского рабства и уз, должен был оказывать особое внимание чужеземцам, рабам и пришельцам (Исх 22:21; Исх 23:9; Лев 19:33−34). Эта искупительная этическая логика лежит и в основе новой заповеди Иисуса: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин 13:34).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: ради Господа.
3  [2] — Букв.: единство Духа.
7  [3] — Букв.: каждому из нас дана благодать по мере дара Христова.
8  [4] — Или: плен.
8  [5] — Пс 68:18 (67:19).
9  [6] — Или: в низшие глубины, на саму землю; букв.: в низшие [пределы] земли.
11  [7] — Или: Он Сам дал Церкви одних как апостолов…
12  [8] — Или: обеспечить всем необходимым.
13  [9] — Букв.: в (состояние) зрелого человека в меру возраста полноты Христа.
14  [10] — Букв.: чтобы более не быть нам младенцами, (волнами) бросаемыми туда и сюда и увлекаемыми всяким ветром учения, (нечестной) игрой человеческой через хитрость к обольщению обмана.
15  [11] — Или: будучи искренними; или: держась истины.
15  [12] — Букв.: расти в Него (т.е. во Христа) во всём.
18  [13] — Букв.: и огрубелости их сердца.
19  [14] — Букв.: став бесчувственными.
20  [15] — Букв.: не так познали/узнали Христа.
21  [16] — Через проповедь слова Божьего Сам Христос как бы говорил им (ср. 2:17).
22  [17] — Букв.: жизни старого/ветхого человека, истлевающего в желаниях/похотях обмана.
23  [18] — Букв.: и обновиться (вам) в духе (или: духом; или: Духом) ума вашего.
25  [19] — Зах 8:16.
26  [20] — Пс 4:5 (LXX).
28  [21] — Или: доброе.
29  [22] — В некот. рукописях: для назидания в вере.
29  [23] — Букв.: благодать.
30  [24] — Букв.: на день/для дня.
32  [25] — В некот. рукописях: нас.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.