Хр. Ефеса 5 глава

Послание апостола Павла христианам Ефеса
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Одним словом, подражайте Богу — ведь вы возлюбленные дети Его.
2 И живите в любви подобно Христу, Который возлюбил нас1 и Себя Самого отдал за нас как жертвенное приношение Богу, как отрадное для Него благоухание.
3 А разврат и распущенность2 всякая или стяжательство — о них у вас, как у святого народа Божьего, и речи быть не может.
4 Ничего неприличного быть у вас не должно, никакого пустословия или глупых шуток, что вам не пристало, а лучше своим языком Бога благодарите.
5 Ни один блудник, ни один в пороках погрязший3 человек, — будьте в этом уверены, — ни один стяжатель (он ведь то же, что идолопоклонник) не наследует Царства Христа и Бога.
6 Да не обольстит вас никто своими пустыми речами. Ведь это всё навлекает гнев Божий на тех, кто Ему противится.
7 Потому не должно у вас быть ничего общего с ними.4
8 Вы были тьмою когда-то, но теперь в Господе вы — свет, так живите как дети света
9 (а где свет, там всё доброе,5 там праведность и истина),
10 стараясь всегда уяснять, что угодно Господу.
11 И не только не участвуйте в делах тьмы, в бесплодных делах, но и даже изобличайте их.
12 Конечно, о том, что втайне делается теми, кто во тьме, и говорить стыдно.
13 Но, выставленное на свет, всё становится явным и разоблачается,
14 и при свете тоже становится светом.6 Потому и говорится:

«Проснись, спящий,
восстань из мертвых,
и озарит тебя Христос».7

15 Так что внимательно следите за тем, как живете вы, — не как безрассудные живите, но как мудрые.
16 Наилучшим образом используйте время, потому что век нынче коварный.8
17 И поэтому не будьте неразумны, но старайтесь постигать волю Господню.
18 Не предавайтесь пьянству: оно к распутству ведет, — вместо этого будьте исполнены Духом Святым.
19 Наставляйте друг друга словами псалмов, гимнов и песнопений духовных9 и воспевайте в своих сердцах Господа, Его прославляйте.10
20 Всегда и за всё благодарите Бога Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа.
21 Благоговея перед Христом,11 умейте подчиняться друг другу.
22 Вы, жены, подчиняйтесь мужьям своим, как Господу,
23 потому что муж для жены — глава, как и Христос — глава Церкви. Он же — Спаситель тела, Церкви Своей Спаситель.
24 Но как Церковь подчиняется Христу, так и жены пусть во всем повинуются своим мужьям.
25 А вы, мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь, так что Самого Себя за нее отдал,
26 чтобы освятить ее, очистив водою крещения и словом12 Своим,
27 и сделать ее для Себя Церковью во славе, Церковью, не имеющей ни пятна, ни порока13 и ничего подобного, но чтобы была она свята и безупречна.
28 Именно так мужья должны любить своих жен, любить, как тела свои. Любящий свою жену себя самого любит.
29 Никто ведь никогда не питает ненависти к плоти своей, напротив, он заботится14 о ней, как и Христос — о Церкви,
30 потому что мы — части Тела Его.15
31 Поэтому, говоря словами Писания, оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и станут двое плотью одной.16
32 Тайна эта велика. Но я отношу слова эти ко Христу и Церкви Его,
33 хотя это и к вам относится: каждый муж должен так любить свою жену, как себя самого, а жена — почитать своего мужа.

Новой Женевской Библии

5:1 как чада возлюбленные. Твердое сознание, что Бог действительно любит нас, является побуждением к самопожертвованию, к которому этот стих призывает человека.

5:3−4 не должны даже именоваться... не приличны вам. Призванные из среды человеческого рода (1:4−6) быть носителями воссозданного образа Божия (4:24), верующие способны принять с благодарностью все Его благие дары и восстановить их прямое назначение (Притч 5:18−19; 1Тим 4:1−5; Евр 13:4).

5:5 в Царстве Христа и Бога. В греческом оригинале перед словами «Христа» и «Бога» стоит один определенный артикль. Этим подчеркивается Божество Христа (Тит 2:13).

5:6 Хотя Судный день и может быть отвергаем безответственными, пустыми словами (2Пет 3:3−4), Суд Божий окончательно отделит непокорных сынов противления (2:2−3; ср. 5:5) от возлюбленных чад Божиих (1:4−5; 5:1).

5:8 некогда тьма, а теперь — свет. См. 2:11, 13. Павел ожидает от верующих большего, чем просто отказа от участия в том, что неизбежно навлечет гнев Божий. Они должны жить как «чада света» (Кол 1:13). Результат единства верующего со Христом тот, что Он, «свет миру» (Ин 8:12; Ин 9:5), сделал и их «светом мира» (Мф 5:14), светом для мира.

5:13 ибо все, делающееся явным, свет есть. Павел считает некоторые деяния, совершаемые нехристианами, столь постыдными, что если на них падет свет христианского образа жизни, некоторые неверующие устыдятся и раскаются. Он предвидит, что присутствие христиан во тьме мира будет способствовать «просветлению» его.

5:18 не упивайтесь вином. Это, видимо, не просто запрещение вина. Скорее всего, Павел имеет в виду необузданные оргии культов, которым противополагается христианское богослужение. Например, широко был распространен культ Диониса (Вакха). Поклонение ему включало употребление вина до состояния глубокого опьянения; считалось, что при таком состоянии этот бог вселяется в тела своих поклонников. Этот культ и другие, подобные ему, апостол называет «распутством».

но исполняйтесь Духом. Запечатление Духом Святым (1:13−14; 4:30) — раз и навсегда положенное основание христианской жизни; исполнение Духом — существенная сторона христианской жизни. Оно не только может повторяться, его надо искать снова и снова, всегда. В Послании к Колоссянам Павел советует христианам дать «миру Христову» владычествовать в их сердцах и «слову Христову» обильно вселяться в них (Кол 3:15−16).

5:19 назидая самих себя... поя и воспевая... Господу. Другой перевод: «назидая друг друга». В каком-то смысле богослужение имеет одного-единственного слушателя, ибо обращено к Самому Богу. Но с другой стороны, верующие напоминают друг другу о величии Божием и о Его искупительном деле; они поддерживают друг друга, «поощряя к любви и добрым делам» (Евр 10:24).

псалмами и славословиями и песнопениями духовными. См. статью «Музыка в церкви».

5:21 Верующие должны строить свои взаимоотношения, подражая смирению и любви Христовым (ср. 4:32 — 5:2; Лк 22:24−27; Ин 13:14−16). Святой Дух есть Дух Христов, поэтому Он несовместим с гордостью, самонадеянностью, превозношением.

5:22 — 6:9 По меньшей мере еще со времен Аристотеля (IV в. до Р.Х.), античная этика рассматривала отношения между домочадцами в таких категориях: муж и жена, родители и дети, господа и рабы. Соответственно, основной задачей было помочь главе дома научиться наиболее эффективно «управлять» женой, детьми и рабами. Павел (и Петр), на примере этих же категорий провозглашают принцип христианской этики, в котором само понятие «управлять» созвучно понятию «любить», т.е. являть любовь Христову.

5:22−32 На протяжении всего Послания к Ефесянам Павел разрабатывал тему вселенского и общественного значения того, что Христос совершил Своей смертью и воскресением. Иисус Христос получил верховную власть над вселенной и историей; в Церкви Он преодолел разделения человечества по этническому и др. признакам, создал новую общину любви — Церковь, Свое тело. В новых взаимоотношениях внутри брака Христос исправляет прежний разрыв в человечестве по признаку пола. Павел считает, что мужчина и женщина дополняют друг друга и что, хотя они равны перед Богом, в браке мужу принадлежит инициатива, жене — отзывчивость. Это обосновано самим процессом сотворения (1Кор 11:8−9; 1Тим 2:13) и показывает, каким образом искупление во Христе восстанавливает сокровенную взаимозависимость, для наслаждения которой в браке были созданы мужчина и женщина.

5:22 повинуйтесь. Жена-христианка призвана с благодарностью принимать заботу и главенство своего мужа.

как Господу. См. ст. 24.

5:23 муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. В другом месте послания, говоря о главенстве Христа, Павел пишет, что Христос поставлен «выше всего, главою Церкви» (1:22) и является источником здоровья для тела и средством его возрастания к зрелости (4:14−16).

Спаситель. Христос служит образцом мужу не столько как Господь, сколько как Спаситель (ст. 25−27).

тела. Церковь — как бы воплощение для Самого Христа (ст. 28−30).

5:24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены. Жены воплощают отзывчивость Церкви по отношению к ее Жениху, посвящая жизнь мужьям.

во всем. Здесь указано, к какой безграничной отзывчивости призвана Церковь, а с нею и жены. Мужья призваны являть образец поведения, не только достойный доверия их жен, но и несущий на себе отсвет Христа.

5:25 Мужья, любите. Это место подчеркивает не власть мужа господствовать над женой, а его обязанность любить.

5:26−27 Павел раскрывает заботу Христа о Церкви: Он омыл ее от греховной скверны и теперь приготавливает ее разделить с Ним Его славу.

5:28−32 Слова о любви к жене как к собственному телу Павел понимает как предызображение (прообраз) Христа, «прилепившегося» к Своей супруге (ст. 31) Церкви.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — В некот. рукописях: вас.
3  [2] — Букв.: нечистота.
5  [3] — Букв.: нечистый.
7  [4] — Букв.: не становитесь же их соучастниками/сообщниками.
9  [5] — Букв.: плод света (в некот. рукописях: Духа) во всякой доброте.
14  [6] — Букв.: ибо всё, что стало явным, есть свет.
14  [7] — Вероятно, Павел цитирует слова одного из гимнов раннехристианской Церкви, исполнявшегося во время обряда крещения.
16  [8] — Букв.: потому что дни (эти) злые.
19  [9] — Некот. рукописи опускают: духовных.
19  [10] — Или: славя Его пением под аккомпанемент; букв.: играя (на струнных инструментах).
21  [11] — TR: перед Богом.
26  [12] — Букв.: омовением в воде посредством слова.
27  [13] — Букв.: морщины.
29  [14] — Букв.: питает и согревает.
30  [15] — Некот. поздн. рукописи добавляют: от плоти Его и от костей Его.
31  [16] — Быт 2:24 (LXX).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.