Колоссянам 1 глава

Послание к Колоссянам апостола Павла
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Павел, волею Божией апостол1 Христа Иисуса, и брат Тимофей —
2 святому народу Божьему 2 в Колоссах, нашим верным3 братьям во Христе:
благодать4 вам и мир от Бога, Отца нашего.
3 В молитвах своих о вас всегда благодарим Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа,
4 ибо слышим о вере вашей во Христе Иисусе5 и о любви вашей ко всему народу Божьему,
5 о вере и любви, которые рождены надеждой на уготованное6 вам в небесах. О ней вы узнали через слово истины, Благую Весть,7
6 дошедшую до вас. Эта Весть приносит плод свой и распространяется8 у вас (как и во всем мире) с того самого дня, когда услышали вы о благодати Божией и воистину познали ее.9
7 Вам помог в этом10 Эпафрас, возлюбленный соработник наш, верный служитель Христов вам11 во благо.
8 Он-то и поведал нам о любви вашей, Духом Божьим порожденной. 12
9 Потому и не перестаем мы с того самого дня, как всё это услышали, молиться о вас и просить Бога, чтобы, получив от Него всякую духовную мудрость и видение, исполнились вы познанием воли Его
10 и жили достойно, как того хочет Господь, преуспевая во всех добрых делах и совершенствуясь13 в познании Бога.
11 В могуществе славы Своей да укрепит Он вас и даст вам силы переносить всё с великим терпением14 и, радуясь,
12 благодарить Бога Отца,15 Который дал вам16 возможность разделить судьбу17 народа Своего в Царстве света!
13 Он избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство Своего любимого Сына,
14 в Коем совершилось наше искупление,18 прощение грехов наших.
15
Он — совершенный образ Бога невидимого.
Первенец, Он превыше всякого творения,19
16
ибо в Нем20 всё сотворено,
что ни есть в небесах и на земле: всё видимое и невидимое,
будь то престолы, господства, правления или власти, —
всё через Него и для Него сотворено во всей Вселенной.
17
Он — прежде всего, и всё лишь с Ним в единении существует.
18
Он Церкви, Тела Своего, Глава, Он — начало начал,
Первенец Он и среди тех, кто из мертвых восстал,
чтобы быть Ему первым во всем.
19
Пожелал Отец, чтобы вся Божия полнота во Христе пребывала,
20
дабы через Него всё примирить с Собою,
мир утвердив кровью Его на кресте,21
всё что ни есть на земле и на Небе [через Него] примирить.
21 Вот и вас, когда-то далеких22 и враждебных Ему в помышлениях своих и злых делах,
22 Он примирил ныне с Собою смертью Христа в теле из плоти и крови,23 чтобы поставить вас пред Собою всецело Ему посвященными,24 людьми непорочными и безупречными,
23 если вы, конечно, останетесь твердыми, непоколебимыми в вере и не отвратят вас от надежды, дарованной Вестью Благой, которую слышали вы. Возвещена она всем и вся под небесами. И я, Павел, сделался служителем ее.
24 Ныне радуюсь я тому, что страдаю за вас; и, страдая ради Тела Христова, Церкви Его, я восполняю лично то, что Христу еще остается перенести в притеснениях и гонениях.25
25 Я сделался ее служителем, когда доверил мне Бог попечение о вас, — моим делом стало возвещать вам слово Божие во всей его полноте, —
26 ту тайну, что оставалась сокрыта долгие века от многих поколений,26 а ныне явлена народу Его,
27 которому Бог пожелал показать, какое богатство и слава дарованы всем народам в этой тайне. И тайна эта — Христос в вас, Он и залог27 вашей славы.
28 Его и проповедуем мы, всей мудростью вразумляя и уча всякого человека, дабы каждого представить Богу совершенным во Христе.
29 Для того и тружусь, и борюсь я, движимый силой Христовой,28 что могущественно действует во мне.

Новой Женевской Библии

1:1−2 Приветствие данного послания по форме схоже с приветствиями в посланиях к римлянам (1:1−7) и, особенно, к коринфянам (1Кор 1:1,2).

Тимофей. См. Деян 16:1.

1:4 о вере вашей во Христа Иисуса. Павел начинает свое послание с главного — с веры колоссян в Иисуса Христа.

1:4−5 о вере... о любви... в надежде. Все это есть основание для возносимого Павлом благодарения, поскольку названные три добродетели занимают центральмое место в его понимании христианской жизни (см. Рим 5:2−5; 1Кор 13:13; Гал 5:5,6; 1Фес 1:3; 5:8; ср. Евр 10:22−24). Он говорит о них, как о дарах Божиих, а не добродетелях, проистекающих от самих верующих. Павел подчеркивает, что Бог дарует спасение по Своей власти, но верующие могут полностью положиться на Христа в деле своего спасения (Еф 1:4; 2:8).

1:6 во всем мире. Павел подчеркивает, что благовествование о Христе имело место не только в Колоссах и что оно повсеместно приносит плоды.

1:7 Епафраса. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

1:12−14 Павел старается убедить колоссян, что Отец их небесный спас их от сил тьмы, и они могут смело благодарить Бога за дарованное им искупление (2:7; 3:17;4:2).

1:12 призвавшего нас. В большинстве манускриптов — «вас». Распространившееся в Колоссах лжеучение порождало страх перед космическими существами, которые мыслились обладающими силой лишить даже верующих возможности жить с Богом (2:16,18,20−23). Этим объясняется употребление Павлом в данном случае термина «призывать» (более точный перевод: «сделать способными, годными к тому, к чему призываются») — никакая сила в мире не может лишить их звания призванных во Христе (ст. 2 и 4).

1:13 избавившего нас. Человечество вне Христа видится Павлом пребывающим беспомощным во власти тьмы и сатаны (Еф 2:1−3; 6:11). Верующие избавлены «от настоящего лукавого века» (Гал 1:4) и приведены под власть и защиту Сына Божия.

возлюбленного Сына Своего. Ср. синоптические Евангелия, где Иисус изображается как возлюбленный Божий Сын (Мф 3:17; 17:5; Мк 1:11; 9:7; Лк 3:22), а также многочисленные ветхозаветные пророчества, породившие такое наименование (Пс 2:7; Ис 42:1; Втор 18:15).

1:14 искупление. В Рим 8:23 Павел говорит о телесном искуплении, которое еще только ожидается. Здесь же искупление (понимаемое как прощение грехов) мыслится уже дарованным (ср. противопоставления типа «некогда... ныне» (1:21,22) с соответствующими конструкциями в 1:26; 2:13,17,20; 3:10). Сравните также отношение Павла к позиции коринфян, которые были склонны чрезмерно акцентировать именно «уже» в искуплении, совершенно пренебрегая тем, что еще только должно совершиться (1Кор 4:8−13; гл. 15).

прощение грехов. См. 2:13.

1:15−20 Возвеличивание Павлом Иисуса Христа. Многие толкователи полагают, что в данном случае Павел приводит не дошедший до нас древний христианский гимн. Подчеркивая главенство Христа в творении (ст. 15−17) и в деле искупления (ст. 18−20), апостол указывает на основной момент лжеучения — искаженное понимание личности Христа. Говоря об этом словами гимна, он призывает к поклонению Сыну Божию, а не просто к доктринальной приверженности Ему.

1:15 образ Бога невидимого. Для Павла вера в подлинное Божество Христа (Рим 9:5; Флп 2:6; Тит 2:13) имеет практическое значение: будучи Богом по природе, Христос открывает Бога, Который в полноте Своего величия невидим для очей и непостижим для разума (1Тим 1:17; 6:16). Эта мысль имеет параллель в Ин 1:1−18 и Евр 1:3. В случае же колоссян, как замечает Кальвин, главная мысль заключается в том, что «мы, таким образом, должны иметь попечение о том, чтобы не искать Его (Бога) где-нибудь в другом месте, потому что вне Христа все претендующее на то, чтобы представлять Бога, будет идолом» (Кальвин: Комментарий к Кол 1:15).

рожденный прежде всякой твари. Павел не говорит, что Сын был первым сотворенным существом (ср. ком. к ст. 17). Как и в ВЗ, где слово «первенец» означает сына, который является главным и основным наследником (напр., Исх 4:22; Пс 88:28), термин «перворожденный» употребляется в Послании к Колоссянам как титул, обозначающий положение. Поскольку Он особенно возлюблен Отцом (ст. 13) и именно в Нем, Им и для Него было создано все (ст. 16:17), Сын имеет власть над творением и обладает всеми правами на него.

1:16 все Им и для Него создано. Поскольку Христос одновременно и совершитель творения, и его цель, Он является Господом всего существующего, включая и ангельскую иерархию, которую, по мнению колоссян, якобы необходимо умилостивлять или почитать. Христос есть Господь ангелов, а не равный им.

1:17 Христос — вне времени и пространства. Этот стих ясно выражает то, о чем неявно сказано в ст. 16: Христос существует «прежде всего» творения и к нему не принадлежит.

1:18 глава тела Церкви. Павел касается этой темы во второй части рассматриваемого гимна, а более подробно разъясняет ее в Еф 1:21−23 и 4:15; 5:23.

начаток, первенец из мертвых. Воскресение Иисуса ознаменовало собой начало нового творения (2Кор 5:17; Кол 3:10 и ком.). Иисус — начаток вообще, или начало всего, в т.ч. и первый восставший из мертвых. Христос открыл новый век, предсказанный ветхозаветными пророками (Деян 2:29−36; 13:32−35), основал Собою новое человечество, которое заменило ветхого человека в Адаме. Воскресение Христа является одновременно предвосхищением и залогом того воскресения, которое уготовано всем Его братьям и сестрам (Рим 8:29; 1Кор 15:20−28; Евр 1:6; 12:23).

дабы иметь Ему во всем первенство. Т.е. главенство надо всем. В силу Своего воскресения из мертвых Христос — Господь вселенной, которую Он прежде сотворил, содержал и содержит и которую Он теперь искупил.

Первенство Христа.

1:19 См. 2:9.

1:20 Этот стих является апогеем гимна (см. ком. к 1:15−20). Грехопадение человека внесло разлад во все творение, как видимое, так и невидимое (Быт 3; Рим 5:12; 8:20; Еф 2:2; 6:12). Через воплощение и искупительную смерть Христа Божия праведность удовлетворена (Рим 3:21−26), мир между Богом и человеком восстановлен (2Кор 5:17−21), будущее прославление творения гарантировано (Рим 8:18−21), мятежные духовные существа лишены своей власти (2:15 и ком.).

1:21−23 После размышлений о величественной роли Христа в творении, умиротворении и воссоединении мира с Богом Павел обращается непосредственно к колоссянам. Будучи некогда врагами Бога и отчужденными от Него, они теперь примирились с Ним (Рим 5:1,2).

1:21 отчужденными... по расположению к злым делам. Другой перевод: «И вас, бывших некогда отчужденными и врагами рассудком и злыми делами». См. 2:13; Еф 2:2,3; 4:17−19. Данный текст можно понимать как в том смысле, что отчуждение сознания от Бога имеет своей причиной неправедную жизнь, так и в том смысле, что отчуждение ума от Бога выражается в греховном образе жизни. Павел подчеркивает, что ум и воля взаимодействуют в своем противостоянии Богу.

1:22 Смерть Христа по плоти принесла с собой личное обновление и очищение тех, кто принимает благовестие и держится его (2:13; Еф 2:4−10; Рим 5:6−11).

1:23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды. Колоссяне должны стоять непоколебимо в вере во Христа и не отказываться от надежды на обетования, о которых слышали через благовествование Павла. возвещено всей твари поднебесной. Павел акцентирует внимание на том, что Благая Весть возвещена всей твари поднебесной, т.е. всему творению: и людям, и ангелам.

1:24 восполняю недостаток. Будучи служителем Евангелия, Павел радуется возможности приобщения к страданиям народа Божия. Содержание этих слов предстает более ярко, если вспомнить, что Церковь есть продолжение воплощения Христа, и страдания ее членов как бы подчеркивают величие того, что совершил Христос.

1:26 тайну, сокрытую. Спасительное попечение Бога о человечестве было сокрыто до пришествия Христова. Бог «в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями» (Деян 14:16; ср. Рим 1:24−32; Еф 2:12). ВЗ неявно говорит о том, что Бог Сам будет обитать среди народа Своего (напр., Иез 36:25−27) и что Он сотворит новое человечество, в котором язычники соединятся с иудеями через иудейского Мессию (напр., Быт 12:3; Зах 9:9,10; Еф 3:5,6 и ком.).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. в Словаре Апостол.
2  [2] — Букв.: святым; то же в ст. 4, 12 и 26.
2  [3] — Или: верующим.
2  [4] — См. в Словаре Благодать.
4  [5] — Или: о вере… во Христа Иисуса.
5  [6] — Букв.: ради (исполнения) надежды, уготованной.
5  [7] — Здесь и далее греч. эвангелион — Евангелие. См. в Словаре Евангелие.
6  [8] — Букв.: возрастает.
6  [9] — Друг. возм. пер.: как вы услышали Евангелие и воистину познали благодать Божию.
7  [10] — Букв.: как научились от.
7  [11] — Букв.: для/за вас (в некот. рукописях: нас).
8  [12] — Друг. возм. пер.: о вашей духовной любви.
10  [13] — Букв.: принося плод… и возрастая.
11  [14] — Букв.: укрепит… ко всякому постоянству/стойкости и долготерпению.
12  [15] — Друг. возм. пер.: с терпением и радостью. Благодарите Отца…
12  [16] — В некот. рукописях: нам.
12  [17] — Букв.: сделал способными/пригодными (в знач. наделил определенными полномочиями, правами) участвовать в доле жребия. В некот. рукописях: призвал участвовать в доле.
14  [18] — Некот. рукописи добавляют: кровью Его.См. в Словаре Искупление.
15  [19] — Букв.: Первенец всего творения, в знач. стоящий над всем творением.
16  [20] — Или: Им.
20  [21] — Букв.: кровью креста Его.
21  [22] — Букв.: отчужденных.
22  [23] — Букв.: примирил в теле плоти Его; друг. возм. пер.: Христос примирил в теле Своем.
22  [24] — Или: святыми.
24  [25] — Букв.: восполняю недостаток страданий/тягот Христа в плоти моей. Здесь речь идет не об искупительных страданиях Христа, — они не нуждаются в «восполнении», — а об оставшихся на долю гонимой на земле Церкви, Тела Христова, переживаний и страданий. «Недостаток страданий Христовых», о котором говорит Павел, здесь указывает на то, что страдания Христа продолжаются в лице каждого из Его последователей и на долю каждого выпадает своя мера этих страданий.
26  [26] — Букв.: на протяжении веков и поколений.
27  [27] — Букв.: надежда/упование.
29  [28] — Букв.: борюсь соответственно Его действию/воздействию — греч. ενέργεια (energeia).
 
 


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.