1 хр. в Фессалонике 4 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Фессалонике
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 И вот еще что, братья. Вы узнали1 от нас, как надо вам жить, чтобы угождать Богу. Вы так и живете.2 Но мы просим, во имя Господа Иисуса призываем вас, еще более совершенствоваться3 в этом.
2 Вы ведь помните, какие заповеди4 дали мы вам властью Господа Иисуса.
3 Бог хочет вашего освящения, хочет, чтобы вы берегли себя5 от распутства
4 и чтобы каждый из вас властвовал над своим телом, сохраняя его в святости и чести,6
5 не уступая грубой похоти7 своей, как язычники, не знающие Бога.
6 Никто не должен тут причинять зла ближнему своему и обманывать его,8 ведь за всё за это накажет Господь9 (мы уже говорили и предупреждали вас об этом).
7 Не для того нас Господь призвал, чтобы в нечистоте мы оставались, но чтобы жили свято.10
8 А отвергающий это не человека отвергает, а Бога, дающего вам Духа Своего Святого.
9 Не видим нужды писать вам о братолюбии: вы уже научены Богом Самим любить друг друга.
10 Вы так и относитесь ко всем братьям во всей Македонии. Но мы просим вас, братья: пусть ваша любовь друг ко другу будет еще сильнее,11
11 и старайтесь жить тихо и мирно, занимаясь своими делами и [собственными] руками зарабатывая себе на жизнь, как мы вам наказывали.
12 Тогда вас будут уважать и неверующие, и в тягость вы никому не будете.12
13 Теперь об усопших.13 Мы хотим, чтобы вы знали, братья, что ждет их, и не горевали, как иные, надежды не имеющие.
14 Мы ведь верим, что как Иисус умер и воскрес, так и всех усопших Бог поведет14 через Иисуса к тому, чтобы они были с Ним.
15 И вот в чем заверяем мы вас словом Господним: те из нас, кто доживет15 до пришествия Господа, не опередят уже упокоившихся в Боге.
16 При зове пробуждающем, при гласе архангела и звуках Божией трубы, когда сойдет с небес Сам Господь, первыми воскреснут умершие во Христе,
17 а потом и мы, оставшиеся в живых,16 будем вознесены вместе с ними на облаках в небеса для встречи с Господом,17 чтобы остаться с Ним навсегда.
18 Утешайте18 друг друга этим упованием!19

Новой Женевской Библии

4:2 Павел вновь подчеркивает, что его наставления основываются не на его личном или каком-либо ином человеческом авторитете, но на авторитете воскресшего Господа (2:13).

4:3 воля Божия есть освящение ваше. Понятие «воли Божией» обычно имеет в Священном Писании одно из двух значений. Иногда, как в Еф 1:11, имеется в виду определяющее для истории повеление Божие, которое мы можем познать, лишь наблюдая результаты его в истории или посредством особого откровения — пророчества. Богословы часто называют это «декретной» или «сокрытой» волей Божией. В других местах, как здесь или в 5:18, имеется в виду обязанность, которую Бог возложил на нас через откровение. Это «предписывающая» или «открытая» воля Божия, то, что Он повелевает нам делать. Ясно выраженная воля Божия о нас в том, чтобы мы были святы и целомудренны.

4:5 как и язычники. Языческое общество в дни Павла не отличалось чистотой нравов. Супружеская неверность, во всяком случае для мужчин, была нормой, и некоторые языческие культы, от которых избавились фессалоникийские верующие, включали в свой ритуал сексуальный разврат. Христианское благовестие принесло и продолжает нести нравственное пробуждение и новое откровение Божиих критериев праведности.

4:6 ни в чем не поступали с братом своим противозаконно. Незаконные половые связи затрагивают не только их участников. Это грех по отношению к супругам, семьям, друзьям и позор для остальных верующих. В конечном итоге, эти грехи, как любые другие, являются грехами против святого и праведного Бога, Который грядет, чтобы судить.

4:8 Здесь Павел утверждает божественный авторитет не только своей устной проповеди, но и письменных наставлений.

Который и дал нам Духа Своего Святаго. Павел настойчиво напоминает фессалоникийцам, что они получили способность жить свято. Источник ее — дар Духа Святого, пребывающего в них (1Кор 6:19; Гал 3:5). Греческий текст выделяет слово «Святой», имеющее особое смысловое значение в данном контексте.

4:11 усердно стараться. Букв.: «стремиться к почестям, проявлять честолюбие», а также «считать что-либо за честь для себя». Павел употребляет это слово во втором значении: фессалоникийцы должны добиваться почета не посредством самоутверждения или показных проявлений щедрости, а смирением, трудолюбием и безукоризненным поведением.

4:13 об умерших. Букв.: «об усопших». В древности — это обычная метафора, употреблявшаяся как в языческой, так и в иудейской и христианской среде для обозначения смерти. Это слово не имеет отношения к особому состоянию души покойного, так как широко употребляется группами, придерживающимися совершенно различных взглядов по этому вопросу. Относительно новозаветного представления о бытии в период между смертью и воскресением в состоянии сознания и блаженства см. Лк 16:19−31; Лк 23:42, 43; Ин 14:1−3; 2Кор 5:6−8; Флп 1:23; Евр 12:22−24; Откр 6:9−11; Откр 7:9−17; Откр 20:4−6.

дабы вы не скорбели. Воскресение Христа дарует христианам глубочайшую надежду и уверенность в нескончаемом общении с Ним. Тем самым их скорбь по усопшим смягчается и они укрепляются упованием.

4:14 умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Вероятно, следует понимать — «приведет пред лицо Божие» (3:13) и в Царство через воскресение (1Кор 6:14; 2Кор 4:14), хотя некоторые полагают, что это означает приход всех святых на землю в момент Второго пришествия Христа.

4:15 не предупредим. Согласно автору апокрифической Второй книги Ездры (иудейское произведение, написанное во II в. по Р.Х.), те, кто доживет до момента славного пришествия Мессии, более блаженны, чем те, что скончались ранее (13:14 — 20:24). Кое-кто из фессалоникийцев, возможно, разделял подобное ложное представление. Павел, напротив, заверяет их, что и те, и другие равны (1Кор 15:52) и войдут в полноту Царствия вместе.

4:16 мертвые во Христе воскреснут прежде. По мнению апостола Павла, те, кто «во Христе», составляют подкатегорию тех, кто «в Адаме» (т.е. всего человечества), охватывающую всех, кто причастен ко спасению во Христе (1Кор 15:22−23), независимо от того, жили они до или после Христа. Следовательно, это воскресение «мертвых во Христе» есть воскресение (в момент Второго пришествия Христа) всех умерших праведников, а не только новозаветных верующих (1Кор 15:23; Ин 5:28−29). О воскресении неправедных прямо сказано Павлом лишь в Деяниях (24:15), хотя он и подразумевает его в своих предостережениях о всеобщем суде при Втором пришествии Христа (Деян 17:31; Рим 2:5−16).

4:17 восхищены будем. Сказанное здесь о восхищении («похищении», «выхватывании») Церкви не дает точную хронологию последних времен. Например, нам не сказано, сойдут ли все собранные на облаках на землю или отправятся на небо. Учение это изложено в пастырских целях, чтобы утешить тех, кто скорбит о смерти близких их сердцу христиан и смущается ею. Заверение, что все праведные без различия всегда будут с Господом и друг с другом в пришествие Христово, — вот основная мысль этого фрагмента (ст. 18).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: приняли.
1  [2] — Некот. рукописи опускают: вы так и живете.
1  [3] — Или: преуспевать.
2  [4] — Букв.: знаете, какие повеления/наставления/указания.
3  [5] — Или: сторонились/береглись.
4  [6] — Друг. возм. пер.: и каждый из вас знал, как жить со своей женой в святости и чести; букв.: чтобы каждый из вас умел владеть своим сосудом/орудием в святости и чести.
5  [7] — Букв.: не в страсти похоти.
6  [8] — Букв.: не переступать (границ) и не извлекать выгоды в (этом) деле за счет своего брата.
6  [9] — Букв.: ибо Господьмститель за всё это.
7  [10] — Букв.: призвал не к нечистоте, а в освящение.
10  [11] — Букв .: призываем вас, братья, преуспевать еще более.
12  [12] — Букв.: поступали благопристойно (или: вели жизнь, достойную уважения) перед внешними и ни в чем/ни в ком не имели нужды.
13  [13] — Букв.: об уснувших; то же в ст. 14 и 15.
14  [14] — Или: приведет.
15  [15] — Букв.: живые, оставшиеся; то же в ст. 17.
17  [16] — Некот. рукописи опускают: оставшиеся в живых.
17  [17] — Букв.: вместе с ними унесены будем в/на облаке в воздух для встречи с Господом.
18  [18] — Или: ободряйте.
18  [19] — Букв.: этими словами.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.