Иисус Навин 1 глава

Книга Иисуса Навина
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 После смерти Моисея, слуги Своего, ГОСПОДЬ сказал Иисусу Навину,1 состоявшему при Моисее:2
2 «Моисей, слуга Мой, умер. Теперь ты отправляйся и перейди вместе со всем этим народом реку Иордан и войди в ту землю, которую Я даю израильтянам.3
3 Я отдам вам все земли, в пределы которых вы вступите,4 как и обещал Моисею.
4 Границы ваших земель будут от пустыни на юге 5 до гор ливанских на севере, от великой реки Евфрата, включая всю землю хеттов, на востоке и до Великого моря6 на западе.
5 Никто до конца твоей жизни не сможет противостоять тебе. Как Я был с Моисеем, так буду и с тобой: не отступлю от тебя и не покину —
6 ты же будь тверд духом и мужествен! Потому что тебе предстоит ввести этот народ в его наследие7 — землю, которую Я поклялся дать еще праотцам вашим.8
7 Только будь духом тверд и мужествен, тщательно соблюдай весь Закон,9 повиноваться которому заповедал тебе Моисей, слуга Мой. Не уклоняйся от него ни вправо, ни влево, чтобы ты действовал благоразумно и успешно10 во всех делах твоих.11
8 Слова из книги Закона пусть не сходят с уст твоих; размышляй о нем день и ночь, чтобы в точности исполнять всё записанное в нём. Тогда справишься со всем, за что ни возьмешься,12 и будешь действовать благоразумно и успешно.
9 Не Я ли заповедал тебе быть твердым духом и мужественным?! Не бойся и не малодушествуй, потому что Я, ГОСПОДЬ, Бог твой, буду с тобой везде, во всех делах твоих!»
10 Тогда Иисус поручил распорядителям13
11 пройти по стану и передать народу повеление: «Приготовьте еду в дорогу. Через три дня вам предстоит перейти реку Иордан, чтобы обрести свое наследие — войти в землю, которую дает вам во владение ГОСПОДЬ, Бог ваш».
12 А израильтянам из колен Рувима, Гада и половины колена Манассии Иисус сказал:
13 «Вспомните слова Моисея, слуги ГОСПОДНЕГО, заповедавшего вам: „ГОСПОДЬ, Бог ваш, дарует вам покой14 и даст вам эти земли“.
14 Пусть же теперь ваши жены, дети и скот остаются здесь, за Иорданом,15 на землях, которыми наделил16 вас Моисей. А все ваши воины пусть во всеоружии перейдут Иордан впереди ваших братьев и помогут им.
15 Когда же ГОСПОДЬ дарует им, как и вам, покой и обретут они свое наследие — земли, которые дает им ГОСПОДЬ, Бог ваш, тогда вы возвратитесь к себе домой, к востоку от Иордана, в землю, которой наделил вас Моисей, слуга ГОСПОДЕНЬ, и будете владеть ею».
16 «Мы сделаем всё, что ты велишь, и пойдем туда, куда ты отправишь нас, — ответили они Иисусу. —
17 Мы будем повиноваться тебе так же, как повиновались Моисею. Был бы только с тобой ГОСПОДЬ, Бог твой, как Он был с Моисеем!
18 Всякий, кто воспротивится твоим повелениям и не исполнит всех твоих распоряжений, будет предан смерти. Только будь духом тверд и мужествен!»

Новой Женевской Библии

1:1−18 Слова «По смерти Моисея» указывают как на момент истории, с которой начинается книга, так и на духовный кризис (или кризис богословия Израиля). Смерть Моисея стала завершением суда Божия над поколением израильтян, вышедшим из Египта (5:4−6; Втор 1:35; Втор 32:51). Однако и «по смерти Моисея» Господь Бог Израиля остался верен Своим обетованиям (см. Введение: Характерные особенности и темы). Данная истина вначале открывается Иисусу Навину Самим Богом (ст. 1−9), а затем уже сообщается Иисусом Навином Израилю через его начальников (ст. 10:11).

1:1−9 Главное, о чем напоминает Господь Иисусу Навину «по смерти Моисея», — это об обетовании, данном Аврааму (Быт 12:7; Быт 13:14−17). Обетование подтверждается в ст. 2−5.

1:1 раба Господня. Это почетное именование (Быт 26:24), которого будет удостоен после смерти и Иисус Навин (24:29), указывает на особое место, отведенное Моисею в промысле Божием (ср. Ис 42:1).

Иисусу. Моисей изменил первоначальное имя Иисуса Навина — Осия («спасение») — на новое — Иисус («Господь есть спасение», Чис 13:17). Впервые Осия — Иисус упоминается как помощник Моисея в Исх, гл. 17. Он был одним из мужей, посланных из Кадеса на разведку земли (Чис 13:9); вместе с Халевом он призывал израильтян полагаться во всем на Господа и не противиться Ему (Чис 14:6−9). Посему его, как и Халева (Втор 1:36), не коснулся гнев Божий, которого не избежало целое поколение израильтян, вышедших из Египта.

Несмотря на то, что Иисус Навин предстает как преемник Моисея (Чис 27:12−23; Втор 3:28; Втор 31:1−8), он и после смерти пророка продолжает играть подчиненную по отношению к нему роль, будучи обязанным следовать книге закона (1:8 и ком.) и призванный исполнять повеления Моисея (1:7; 8:31; 11:12,15; 14:2,5; 20:2). То, что Иисус Навин стал вождем Израиля после смерти Моисея, знаменует, с одной стороны, непрерывность исторического процесса (в том, что касается неизменности Божественного промысла в отношении Израиля), а с другой — некий рубеж, отделяющий последующую историю от эпохи Моисея, которая была и остается эталоном для более поздних поколений.

1:2 перейди через Иордан сей. Израильтянам, находящимся к востоку от Иордана (Втор 1:1), предстоит спуститься в долину реки и преодолеть водную преграду, дабы овладеть землей, обетованной им Богом (3:15).

даю. Земля обетованная — это дар Господа, Который остался верен Своему обещанию, данному Им Аврааму (ст. 3:6). Земля обетованная служит здесь воплощением того, что в Новом Завете именуется «благодатью» (Еф 2:8; см. ком. к 21:43).

1:3 стопы ног ваших. Слово «ваших», как и в ст. 4, свидетельствует, что обетование адресовано всему народу Израиля.

как Я сказал Моисею. Обетование Моисею подтверждало более раннее обетование, данное Аврааму (ст. 6; Исх 3:16−17).

1:4 Земля обетованная, о которой говорится здесь, по своим размерам превосходит территорию, которой израильтяне овладели в дни Иисуса Навина, и соответствует границам государства эпохи Давида и Соломона (3Цар 4:21). Обетование земли в Книге Иисуса Навина рассматривается как относящееся к грядущим временам (13:1 и ком.; 23:5,12−13).

1:5−9 Обетование Божие адресуется непосредственно Иисусу Навину как преемнику Моисея.

1:5 буду и с тобою. См. Быт 26:3; Исх 3:12. Присутствие Бога — это не отвлеченное понятие и не мистическое переживание, но реальное, фактическое присутствие Его с целью исполнить данное Им обетование.

1:6 Будь тверд и мужествен. Уверенность, основанная на обетованиях Божиих, — суть библейской веры.

во владение. Это слово, как и родственные ему по смыслу слова «наследство» и «наследие», как правило, означает фактическое получение израильтянами земли обетованной, подразумевая обетование, данное прежде Аврааму, и наследование, которое дает определенные блага, равно как и налагает ответственность (1Пет 1:4).

отцам. Т.е. Аврааму, Исааку и Иакову.

1:7 исполняй. Здесь наглядно показана взаимосвязь между верой и смирением. Вера есть уверенность, основанная на обетованиях Божиих (ст. 6) и проявляющаяся в послушании Богу (ст. 7).

закон. В древнееврейском языке значение этого слова включает в себя и обетования Божий, и Его заповеди, а также записи деяний Божиих. В данном случае возможен перевод «учение». завещал. Букв.: «заповедал», «повелел».

1:8 книга закона. См. 8:34,35; 24:26; Втор 31:24−26.

поучайся. Ср. Пс 1:2: «о законе Его размышляет он день и ночь». Размышления над книгой закона и точное выполнение всего, что в ней записано, ведут к смирению и успеху (ст. 8), укрепляют веру и вознаграждают присутствием Божиим (ст. 9).

1:11 три дня. Значительная часть книги не имеет строгой хронологической последовательности (см. Введение: Характерные особенности и темы). В древнееврейском языке выражение «три дня» может означать и «несколько дней».

взять. Бог предопределил, что народ Израиля должен овладеть землей обетованной, поэтому обретение израильтянами земли есть акт послушания и веры (см. ком. к 18:3).

1:12−15 В книге Числа (гл. 32) рассказывается об обстоятельствах, при которых два с половиной колена Израилевых (13:8) получили в свое владение уделы к востоку от Иордана. Тем не менее подразумевалось, что они в полной мере будут участвовать в завоевании Израилем земли обетованной (Чис 32:16−32; Втор 3:18−20). Весь Израиль, как единое целое, должен вступить во владение обетованной землей.

1:13 успокоил. См. также ст. 15. Цель Божиего дара — земли обетованной — часто обозначается в Писании как покой (напр., 11:23; 21:44; 22:4; 23:1). Ср. Быт 2:1−3; см. Евр 3:7 — 4:11.

1:16−18 В послушном ответе народа Иисусу Навину, а следовательно Богу, видна сущность связи между верой и послушанием: послушание народа является прямым свидетельством того, что Израиль верит обетованию.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Евр. Ехошуа, сын Нуна. В LXX имя отца Иисуса передано как Навэ. В русской традиции Иисуса называют Навином, т. е. сыном Навэ.
1  [2] — Букв.: служителю Моисея (Числ 11:28).
2  [3] — Здесь и далее букв.: сынам Израиля.
3  [4] — Букв.: всякое место, на которое ступит нога ваша.
4  [5] — Скорее всего, речь идет о Негеве — пустынной области с весьма скудной растительностью на юге Палестины.
4  [6] — Т. е. до Средиземного моря.
6  [7] — Или: разделишь эту землю как наследие.
6  [8] — Возможно, имеется в виду договор (завет) Бога с Авраамом, что потомкам его Бог даст ту землю, по которой он странствовал (Быт 17:4—8).
7  [9] — Или: Наставление. См. примеч. к Втор. 1:5.
7  [10] — Евр. глагол содержит в себе такие значения, как быть мудрым, благоразумным, понимать, иметь успех. Здесь сделана попытка передать широту семантического поля этого слова; то же в ст. 8.
7  [11] — Букв.: всюду, куда ни пойдешь; то же в ст. 9.
8  [12] — Букв.: на всех путях твоих.
10  [13] — Или: руководителям народа; ср. примеч. к Втор 1:15; LXX: писцам.
13  [14] — Слово «покой» здесь употреблено в значении «безопасность границ и мир со всеми врагами», хотя в ВЗ оно могло нести в себе и более широкий смысл (см. Руфь 1:9; 3:1).
14  [15] — Имеется в виду восточный берег реки Иордана, здесь говорящий учитывает свое нынешнее расположение — израильтяне еще не пересекли реку. См. также 1:15.
14  [16] — Букв.: которые дал; то же в ст. 15.
 
 


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.