Библия » Сравнение переводов

Иисус Навин 1 глава

Книга Иисуса Навина

Под редакцией Кулаковых

1 После смерти Моисея, слуги Своего, ГОСПОДЬ сказал Иисусу Навину,1 состоявшему при Моисее:2
2 «Моисей, слуга Мой, умер. Теперь ты отправляйся и перейди вместе со всем этим народом реку Иордан и войди в ту землю, которую Я даю израильтянам.3
3 Я отдам вам все земли, в пределы которых вы вступите,4 как и обещал Моисею.
4 Границы ваших земель будут от пустыни на юге 5 до гор ливанских на севере, от великой реки Евфрата, включая всю землю хеттов, на востоке и до Великого моря6 на западе.
5 Никто до конца твоей жизни не сможет противостоять тебе. Как Я был с Моисеем, так буду и с тобой: не отступлю от тебя и не покину –
6 ты же будь тверд духом и мужествен! Потому что тебе предстоит ввести этот народ в его наследие7 – землю, которую Я поклялся дать еще праотцам вашим.8
7 Только будь духом тверд и мужествен, тщательно соблюдай весь Закон,9 повиноваться которому заповедал тебе Моисей, слуга Мой. Не уклоняйся от него ни вправо, ни влево, чтобы ты действовал благоразумно и успешно10 во всех делах твоих.11
8 Слова из книги Закона пусть не сходят с уст твоих; размышляй о нем день и ночь, чтобы в точности исполнять всё записанное в нём. Тогда справишься со всем, за что ни возьмешься,12 и будешь действовать благоразумно и успешно.
9 Не Я ли заповедал тебе быть твердым духом и мужественным?! Не бойся и не малодушествуй, потому что Я, ГОСПОДЬ, Бог твой, буду с тобой везде, во всех делах твоих!»
10 Тогда Иисус поручил распорядителям13
11 пройти по стану и передать народу повеление: «Приготовьте еду в дорогу. Через три дня вам предстоит перейти реку Иордан, чтобы обрести свое наследие – войти в землю, которую дает вам во владение ГОСПОДЬ, Бог ваш».
12 А израильтянам из колен Рувима, Гада и половины колена Манассии Иисус сказал:
13 «Вспомните слова Моисея, слуги ГОСПОДНЕГО, заповедавшего вам: „ГОСПОДЬ, Бог ваш, дарует вам покой14 и даст вам эти земли“.
14 Пусть же теперь ваши жены, дети и скот остаются здесь, за Иорданом,15 на землях, которыми наделил16 вас Моисей. А все ваши воины пусть во всеоружии перейдут Иордан впереди ваших братьев и помогут им.
15 Когда же ГОСПОДЬ дарует им, как и вам, покой и обретут они свое наследие – земли, которые дает им ГОСПОДЬ, Бог ваш, тогда вы возвратитесь к себе домой, к востоку от Иордана, в землю, которой наделил вас Моисей, слуга ГОСПОДЕНЬ, и будете владеть ею».
16 «Мы сделаем всё, что ты велишь, и пойдем туда, куда ты отправишь нас, – ответили они Иисусу. –
17 Мы будем повиноваться тебе так же, как повиновались Моисею. Был бы только с тобой ГОСПОДЬ, Бог твой, как Он был с Моисеем!
18 Всякий, кто воспротивится твоим повелениям и не исполнит всех твоих распоряжений, будет предан смерти. Только будь духом тверд и мужествен!»

Новой Женевской Библии

1:1-18 Слова "По смерти Моисея" указывают как на момент истории, с которой начинается книга, так и на духовный кризис (или кризис богословия Израиля). Смерть Моисея стала завершением суда Божия над поколением израильтян, вышедшим из Египта (5,4-6; Втор. 1,35; 32,51). Однако и "по смерти Моисея" Господь Бог Израиля остался верен Своим обетованиям (см. Введение: Характерные особенности и темы). Данная истина вначале открывается Иисусу Навину Самим Богом (ст. 1-9), а затем уже сообщается Иисусом Навином Израилю через его начальников (ст. 10,11).

1:1-9 Главное, о чем напоминает Господь Иисусу Навину "по смерти Моисея", – это об обетовании, данном Аврааму (Быт. 12,7; 13,14-17). Обетование подтверждается в ст. 2-5.

1:1 раба Господня. Это почетное именование (Быт. 26,24), которого будет удостоен после смерти и Иисус Навин (24,29), указывает на особое место, отведенное Моисею в промысле Божием (ср. Ис. 42,1).

Иисусу. Моисей изменил первоначальное имя Иисуса Навина – Осия ("спасение") – на новое – Иисус ("Господь есть спасение", Чис. 13,17). Впервые Осия – Иисус упоминается как помощник Моисея в Исх., гл. 17. Он был одним из мужей, посланных из Кадеса на разведку земли (Чис. 13,9); вместе с Халевом он призывал израильтян полагаться во всем на Господа и не противиться Ему (Чис. 14,6-9). Посему его, как и Халева (Втор. 1,36), не коснулся гнев Божий, которого не избежало целое поколение израильтян, вышедших из Египта.

Несмотря на то, что Иисус Навин предстает как преемник Моисея (Чис. 27,12-23; Втор. 3,28; 31,1-8), он и после смерти пророка продолжает играть подчиненную по отношению к нему роль, будучи обязанным следовать книге закона (1,8 и ком.) и призванный исполнять повеления Моисея (1,7; 8,31; 11,12.15; 14,2.5; 20,2). То, что Иисус Навин стал вождем Израиля после смерти Моисея, знаменует, с одной стороны, непрерывность исторического процесса (в том, что касается неизменности Божественного промысла в отношении Израиля), а с другой – некий рубеж, отделяющий последующую историю от эпохи Моисея, которая была и остается эталоном для более поздних поколений.

1:2 перейди через Иордан сей. Израильтянам, находящимся к востоку от Иордана (Втор. 1,1), предстоит спуститься в долину реки и преодолеть водную преграду, дабы овладеть землей, обетованной им Богом (3,15).

даю. Земля обетованная – это дар Господа, Который остался верен Своему обещанию, данному Им Аврааму (ст. 3,6). Земля обетованная служит здесь воплощением того, что в Новом Завете именуется "благодатью" (Еф. 2,8; см. ком. к 21,43).

1:3 стопы ног ваших. Слово "ваших", как и в ст. 4, свидетельствует, что обетование адресовано всему народу Израиля.

как Я сказал Моисею. Обетование Моисею подтверждало более раннее обетование, данное Аврааму (ст. 6; Исх. 3,16.17).

1:4 Земля обетованная, о которой говорится здесь, по своим размерам превосходит территорию, которой израильтяне овладели в дни Иисуса Навина, и соответствует границам государства эпохи Давида и Соломона (3 Цар. 4,21). Обетование земли в Книге Иисуса Навина рассматривается как относящееся к грядущим временам (13,1 и ком.; 23,5,12.13).

1:5-9 Обетование Божие адресуется непосредственно Иисусу Навину как преемнику Моисея.

1:5 буду и с тобою. См. Быт. 26,3; Исх. 3,12. Присутствие Бога – это не отвлеченное понятие и не мистическое переживание, но реальное, фактическое присутствие Его с целью исполнить данное Им обетование.

1:6 Будь тверд и мужествен. Уверенность, основанная на обетованиях Божиих, – суть библейской веры.

во владение. Это слово, как и родственные ему по смыслу слова "наследство" и "наследие", как правило, означает фактическое получение израильтянами земли обетованной, подразумевая обетование, данное прежде Аврааму, и наследование, которое дает определенные блага, равно как и налагает ответственность (1 Пет. 1,4).

отцам. Т.е. Аврааму, Исааку и Иакову.

1:7 исполняй. Здесь наглядно показана взаимосвязь между верой и смирением. Вера есть уверенность, основанная на обетованиях Божиих (ст. 6) и проявляющаяся в послушании Богу (ст. 7).

закон. В древнееврейском языке значение этого слова включает в себя и обетования Божий, и Его заповеди, а также записи деяний Божиих. В данном случае возможен перевод "учение". завещал. Букв.: "заповедал", "повелел".

1:8 книга закона. См. 8,34.35; 24,26; Втор. 31,24-26.

поучайся. Ср. Пс. 1,2: "о законе Его размышляет он день и ночь". Размышления над книгой закона и точное выполнение всего, что в ней записано, ведут к смирению и успеху (ст. 8), укрепляют веру и вознаграждают присутствием Божиим (ст. 9).

1:11 три дня. Значительная часть книги не имеет строгой хронологической последовательности (см. Введение: Характерные особенности и темы). В древнееврейском языке выражение "три дня" может означать и "несколько дней".

взять. Бог предопределил, что народ Израиля должен овладеть землей обетованной, поэтому обретение израильтянами земли есть акт послушания и веры (см. ком. к 18,3).

1:12-15 В книге Числа (гл. 32) рассказывается об обстоятельствах, при которых два с половиной колена Израилевых (13,8) получили в свое владение уделы к востоку от Иордана. Тем не менее подразумевалось, что они в полной мере будут участвовать в завоевании Израилем земли обетованной (Чис. 32,16-32; Втор. 3,18-20). Весь Израиль, как единое целое, должен вступить во владение обетованной землей.

1:13 успокоил. См. также ст. 15. Цель Божиего дара – земли обетованной – часто обозначается в Писании как покой (напр., 11,23; 21,44; 22,4; 23,1). Ср. Быт. 2,1-3; см. Евр. 3,7-4,11.

1:16-18 В послушном ответе народа Иисусу Навину, а следовательно Богу, видна сущность связи между верой и послушанием: послушание народа является прямым свидетельством того, что Израиль верит обетованию.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.