Иисус Навин 24 глава

Книга Иисуса Навина
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Иисус собрал в Шехеме все колена Израиля, созвал старейшин израильских, глав общины, судей и распорядителей, и они все вместе предстали перед Богом.
2 Тогда же Иисус, обратившись ко всему народу, сказал: «Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля: „Издревле праотцы ваши — Терах и его сыновья Авраам1 и Нахор — жили за рекою Евфрат. Они служили иным богам.
3 Я вывел оттуда, из-за реки, праотца вашего Авраама и провел его через всю страну Ханаан. Я даровал ему многочисленное потомство: дал ему сына Исаака,
4 а Исааку дал Я Иакова и Исава. Исаву Я отдал во владение горную страну Сеир, а Иаков и дети его ушли в Египет.
5 Мною посланы были Моисей и Аарон, и Я сокрушил Египет бедствиями и чудесами, которые там совершил. Я вызволил вас из рабства,
6 вывел ваших отцов из Египта! Ваши отцы подошли к морю. За ними гнались египтяне — их конница и колесницы — и настигли их у Красного моря.2
7 Тогда воззвали они к ГОСПОДУ о помощи, и отделил Он их от египтян мраком. Он обратил воды морские на египтян и потопил их. Вы сами видели, что сделал Я с египтянами! После этого вы еще много лет прожили в пустыне.
8 Потом Я привел вас в страну амореев, что жили за Иорданом, на восточном берегу. Они воевали с вами, но Я отдал их в руки ваши, и вы завладели страной амореев. И Я уничтожал их, делая это по мере продвижения вашего.3
9 Моавский царь Балак, сын Циппора, начал войну с Израилем. Он и за Валаамом, сыном Беора, послал, чтобы тот проклял вас.
10 Но Я не желал внимать Валааму, и тот предрек вам великие благословения.4 Я уберег вас от его проклятий.
11 А затем вы перешли Иордан и подошли к Иерихону. Воевали с вами и жители Иерихона, и амореи, периззеи, ханаанеи, хетты, гиргашеи, хиввеи и евусеи, но Я отдал их в ваши руки.
12 Это Я изгнал двух аморейских царей, послав перед вами шершней,5 а не вы своими мечами и луками.
13 Я дал вам землю, которую вы не возделывали, и селения, которых вы не строили. Теперь вы живете в них и едите плоды виноградников и масличных деревьев, которых вы не сажали“».
14 «А потому, — продолжал Иисус, — благоговейте пред ГОСПОДОМ и служите Ему с неизменной верностью. Отвергните богов, которым служили праотцы ваши за рекою Евфрат и в Египте. Только ГОСПОДУ служите!
15 Если же вы решите не служить ГОСПОДУ, то выбирайте ныне, кому будете служить: богам, которым служили ваши праотцы за рекой Евфрат, или, может, богам амореев, на чьих землях вы живете. Но я и всё мое семейство — мы будем служить ГОСПОДУ!»
16 И ответил народ: «Мы никогда не отступим от ГОСПОДА и не станем служить иным богам!
17 Ведь Он, ГОСПОДЬ, Бог наш, вывел нас и наших отцов из Египта, где мы были рабами.6 Он явил нам великие знамения. Он охранял нас на всем нашем пути, защищал от всех народов, по землям которых мы проходили.
18 ГОСПОДЬ изгнал ради нас все народы — даже амореев, прежних обитателей этой страны. Потому и мы тоже будем служить ГОСПОДУ, ибо только Он — Бог наш!»
19 Иисус сказал народу: «Не сможете вы служить ГОСПОДУ. Ведь Он — Бог Святой, Он — Бог, Который не терпит измены.7 Он не станет терпеть ваших преступлений или грехов.
20 Если вы оставите ГОСПОДА и будете служить чужим богам, то все блага, которые Он посылал вам, сменятся Его воздаянием — большими бедами, и вы погибнете».
21 «Нет, мы будем служить одному ГОСПОДУ!» — ответил народ Иисусу.
22 «Вы ныне сами свидетели тому, что вы избрали служение ГОСПОДУ», — сказал Иисус израильтянам. «Да, мы свидетели», — сказали они.
23 «Тогда, — сказал Иисус, — отвергните чужих богов, которые еще остались у вас,8 и всем сердцем покоритесь ГОСПОДУ, Богу Израиля».
24 «ГОСПОДУ, Богу нашему, мы будем служить и во всем будем Ему повиноваться!» — ответил Иисусу народ.
25 В тот день заключил Иисус с народом9 Союз, Завет. Там, в Шехеме, он еще раз объявил народу Божественные установления и законы.
26 Сделав запись об этом в свитке Закона Божьего, Иисус взял большой камень и поставил его под дубом, что возле Святилища ГОСПОДНЯ,
27 а народу сказал: «Вот камень, который будет нам свидетелем, ведь он слышал всё, что сказал нам ГОСПОДЬ. Камень этот будет свидетельствовать против вас, если вы отступите от Бога вашего».
28 После этого Иисус отпустил народ, и каждый из них отправился в свой наследственный удел.
29 Иисус Навин, слуга ГОСПОДЕНЬ, умер, и было ему сто десять лет.
30 Он похоронен в землях, полученных им в наследие, — в Тимнат-Серахе, что в нагорье Ефремовом, к северу от горы Гааш.
31 И народ израильский служил ГОСПОДУ, был предан Ему, во времена Иисуса и позже, пока были живы старейшины — свидетели всех деяний ГОСПОДА, какие совершил Он для Израиля.
32 Останки Иосифа, вынесенные из Египта, были захоронены израильтянами в Шехеме, на том самом поле, что было куплено Иаковом за сто монет10 серебра у сыновей Хамора, Шехемова отца. (Оно отошло к наследственным владениям потомков Иосифа.)
33 Умер и Элеазар, сын Аарона. Он был похоронен в Ефремовом нагорье, в Гиве — в городе, отданном Финеесу, сыну Элеазара.

Новой Женевской Библии

24:1−28 Народ Израиля, руководимый Иисусом Навином, возобновил завет с Богом, как сделал это прежде, во времена Моисея (Втор 32:46). Возобновление завета напоминает о существовавшей в древнем мире практике заключения соглашения между государством-сюзереном и государством-вассалом. Содержание такого рода договоров можно сравнить с содержанием настоящей главы, где есть историческая преамбула, обзор развития отношений сюзерена с его вассалом (ст. 2−13), запрет на самостоятельное заключение союзов с третьей стороной (ст. 14, 23) и запись, подтверждающая сам факт заключения договора (ст. 25−26). В то же время, имеются существенные различия между этой главой и древними договорными актами.

24:1 Сихем. В том самом месте, где Бог впервые обещал дать землю потомкам Авраама (Быт 12:6−7), Иисус Навин собрал все колена Израилевы, получившие свои уделы в земле обетованной (см. ком. к 8:30).

предстали пред Господа Бога. Эти слова не обязательно должны означать перенос скинии из Силома (19:51) в Сихем. Присутствие Бога не может ограничиваться только скинией (ср. 1Цар 4:3−11; 3Цар 8:27).

24:2−13 Эти стихи, повествуя об отношениях между Богом и народом Израилевым со времен Авраама, воспроизводят уже сказанное в книгах Бытие (ст. 2−4), Исход (ст. 5−7), Числа (ст. 8−10) и Книге Иисуса Навина (ст. 11−13). Кульминация этого изложения — дарование земли обетованной потомкам Авраама.

24:2 говорит Господь. Иисус Навин обращался к народу со словом Божиим, как это когда-то делал Моисей (Втор 5:27).

за рекою. Предположительно имеется в виду Ур (Быт 11:28) или Харран (Быт 11:31).

24:3 Но Я. Действующим лицом в ст. 3−13 является Бог.

24:4 Исаву ... Иаков же. Принцип Божиего избранничества ясно представлен на примере Иакова и Исава (Быт 25:23; Рим 9:11).

24:5−7 Кратко излагая историю исхода, Иисус Навин коснулся только тех дел Божиих, непосредственной целью которых было спасение израильского народа (напр., сам исход из Египта) и которые достигли своей кульминации в овладении израильтянами землей обетованной.

24:5 вывел вас. Великое деяние Божие — спасение народа Израилева (Исх 20:2) — имело своей целью одарение потомков Авраама землей обетованной (Исх 15:17).

вас. См. ком. к ст. 7.

24:6 к Чермному морю. См. Исх 13:18.

24:7 они... вами... Глаза ваши. О современниках Иисуса Навина говорится так, будто они были свидетелями спасительных дел Божиих минувших дней. Им надлежало знать о добром отношении Господа к народу Израиля на протяжении всей его истории вплоть, чтобы полагаться на Господа и в будущем.

много времени пробыли вы в пустыне. В этих словах резюмируется все (включая происшедшее у горы Синай), что случилось с момента перехода израильтян через Чермное море до их прихода в землю обетованную (см. ком. к ст. 5−7).

24:8 Аморреев. См. ком. к 2:10.

24:9 Валаама. См. 13:22 и ком.; Чис, гл. 22−24.

24:10 он благословил вас. В случае с Валаамом явлена абсолютная власть Бога над всеми (нынешними и будущими) врагами Его народа.

24:11−13 Эти стихи являются кратким изложением всей Книги Иисуса Навина.

24:11 Аморреи... Иевусеи. См. 3:10 и ком.

24:12 шершней. Возможно, это метафора внезапно возникшей паники (см. также 2:9; 5:1; Исх 23:28).

не мечом твоим ... сделано это. Израильтяне получили землю обетованную не в результате успешно предпринятого военного похода — она была дарована им Богом по обетованию Его (см. ком. к 1:2; ср. Еф 2:8).

24:13 дал. См. ком. к 1:2.

24:14 бойтесь Господа. Ср. 4:24. Страх Божий — это осознание милости Господа, Который остался верен Своим обетованиям (ср. Пс 129:4); он ни в коей мере не отрицает любовь к Богу (Втор 10:12−13; ср. 2:9 и 7:5).

отвергните богов. Эти слова могут означать свержение идолов или отказ от почитания других богов, или то и другое одновременно. Милость Бога к Израилю (ст. 2−13) требует поклонения исключительно Ему, о чем сказано в первой заповеди (Исх 20:3).

за рекою. См. ком. к ст. 2.

в Египте. Об идолопоклонстве израильтян в Египте вспоминает пророк Иезекииль (Иез 20:7−10; Иез 23:3−8, 19−21, 27).

24:15 изберите себе ныне, кому служить. Эти слова не лишены иронии: если Израиль отвергнет Господа, он вынужден будет выбирать между теми богами, которые были отвергнуты Авраамом (ст. 2−3), и теми, которым поклонялись лишившиеся своих владений аморреи (ст. 8−12).

Аморреев. См. ком. к 2:10.

я и дом мой. См. 6:24; 7:24; Деян 16:15.

24:16−18 Ответ народа на призыв, содержащийся в ст. 14, построен по следующей схеме: 1) отвержение других богов (ст. 16); 2) признание величия дел Божиих (ст. 17:18) и 3) готовность подчиняться Господу как своему Богу (ст. 18).

24:19 не возможете служить Господу. Эти парадоксально звучащие в данном случае слова очень скоро получат трагическое подтверждение (Суд 2:7, 10−13; 4Цар 17:7−23; ср. Втор 31:16; Нав 7:1−26 и ком.; 23:12−13 и ком.; 24:31 и ком.). Предостережение Иисуса Навина обосновано, с одной стороны, святостью Бога, Которому нельзя служить так, как служили другим богам, и, с другой — мятежным духом Израиля, слишком часто проявлявшимся в прошлом (22:17 и ком.).

святый. Только святой народ, т.е. отделенный от языческих народов (Лев 18:3; Лев 20:26), может служить Святому Богу (Лев 19:2).

ревнитель. См. Исх 20:5 и ком.

не потерпит. Под беззаконием подразумевается отступничество.

24:20 Если вы оставите... то Он наведет. Возможный перевод: «Ибо вы оставите... и Он наведет». Этот вариант согласуется с предшествующими высказываниями и с другими местами Священного Писания, как, например, с предсказанием во Втор 31:16−18.

24:22 свидетели о себе. Если народ оставит Господа, то принятое в данный момент решение станет его обвинением, поскольку сделанный им выбор — служить Господу — подтвердил закономерность требования Бога быть безраздельно преданным Ему (ст. 16−18).

24:23 отвергните... и обратите. См. ст. 14 и ком.

24:25 заключил... завет. Ср. Быт 15:18; Втор 4:23; Втор 29:1.

постановления. В этих постановлениях детально регламентируются обязанности Израиля в подобающем величию Господа служении Ему.

24:26 в книгу закона Божия. Вероятно, речь идет о той же книге закона, что и в 1:8;8:31;23:6.

под дубом. Ср. Быт 12:6; 35:4; Суд 9:6.

24:27 свидетелем. Ср. 4:20−24.

24:28 каждого в свой удел. См. 1:6 и ком.

24:29−33 Смерть Иисуса Навина и Елеазара завершает очередной этап в истории Израиля. Их погребение и захоронение костей Иосифа в земле, которая теперь принадлежала Израилю, символизируют верность Бога в исполнении Его обетовании, данных патриархам.

раб Господень. См. ком. к 1:1.

ста десяти лет. В таком же возрасте умер Иосиф (Быт 50:22): столь долгая жизнь является знаком благословения Божия (ср. Втор 34:7).

24:30 его удела. См. 19:49−50. В отличие от Авраама, который вынужден был покупать участок для погребения (Быт 23:4; ср. Быт 33:19), Иисус Навин похоронен на своей земле.

24:31 служил Израиль Господу во все дни. Верность Израиля оказалась, однако, весьма недолговечной (см. ст. 19:20 и ком.; Суд 2:7, 10−13).

24:32 кости Иосифа. Свершилось обетование, в которое верил Иосиф (Быт 50:24−25).

поля, которое купил Иаков. См. Быт 33:19. Новый порядок владения землей являет собой полную противоположность тому положению, в котором находились праотцы, ничего, кроме обетования, не имевшие.

24:33 Елеазар. См. ком. к 14:1.

Финееса. См. ком. к 22:13.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: Терах, отец Авраама
6  [2] — Или: у Тростникового моря; или: у моря Суф; Син. пер.: у Чермного моря.
8  [3] — Букв.: истребил их перед вами.
10  [4] — Букв.: благословил вас.
12  [5] — Шершень — крупное насекомое (около 3,5 см) отряда ос, широко распространенное в Палестине, укол его жала может привести к смерти; однако значение евр. слова цира спорно. Возможно, здесь оно употреблено в переносном смысле как страх и паника, в которые Господь повергнет жителей Ханаана.
17  [6] — Букв.: из дома рабства.
19  [7] — Букв.: Бог ревнующий; или: горячо вступающийся за находящихся в опасности.
23  [8] — Или: избавьтесь от богов, в знач. фигурок идолов, которые могли храниться у израильтян, ср. Быт 35:1−5.
25  [9] — Или: от лица / от имени народа.
32  [10] — Букв.: сто кесит (мера веса серебра, точное значение которой неизвестно); ср. примеч. к Быт 33:19.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.