Под редакцией Кулаковых
1 И сказал ГОСПОДЬ Иисусу: «Не бойся и не малодушествуй! Поднимай все войско и отправляйся вместе с ним в поход на Ай. Знай, Я отдаю в твои руки и царя Ая, и его народ, город его и страну.
2 Поступите с Аем и царем его так же, как вы поступили с Иерихоном и его царем. Лишь скот и всё ценное1 можете взять себе. Устройте засаду за городом».
3 Поднял Иисус всё войско для похода на Ай. Отобрал он тридцать тысяч храбрых воинов и отправил их ночью
4 с таким приказом: «Устройте засаду с противоположной стороны от главных ворот, 2 за Аем. Не уходите слишком далеко от города, и пусть каждый из вас будет наготове.
5 А я со всеми остальными воинами подойду к городу, и когда жители Ая3 выйдут против нас, мы обратимся в бегство, как в прошлый раз.
6 Они будут преследовать нас, тешась мыслью, что израильтяне снова бегут от них, как в прошлый раз. Мы же будем отступать до тех пор, пока не выманим их из города. И когда мы побежим от них,
7 выйдите из засады и захватите город. ГОСПОДЬ, Бог ваш, отдаст его в ваши руки.
8 Как только овладеете городом, подожгите его, как сказал ГОСПОДЬ. Вот мой вам наказ».
9 Посланные Иисусом воины отправились и устроили засаду, расположившись между Бет-Элем и Аем, к западу от Ая. Иисус же оставался ночью в лагере среди воинов.
10 На рассвете Иисус собрал войско и повел его к Аю; сам он и старейшины Израиля шли во главе войска.
11 Когда воины под предводительством Иисуса подошли к Аю, они расположились перед городом и разбили стан на северной стороне Ая, так что между станом и Аем был овраг.
12 Иисус выбрал около пяти тысяч человек и устроил еще одну засаду между Бет-Элем и Аем, на той же западной стороне города.
13 Расположились израильтяне так, что главные их силы находились с северной стороны города, а тот отдельный отряд4 — с западной стороны. Иисус же ночью остановился в долине.
14 Царь Ая увидел израильтян и рано утром спешно вывел войско свое — жителей Ая, чтобы сразиться с Израилем в назначенном месте близ Иорданской долины.5 Но не подозревал царь, что по другую сторону города устроена засада.
15 Иисус и израильтяне, словно не выдерживая натиска, побежали в сторону пустыни.
16 Видя это, все, кто еще оставался в городе, присоединились к погоне и, преследуя Иисуса, отдалились от города.
17 И в Ае, и в Бет-Эле не осталось никого, кто не погнался бы за израильтянами. Устремившись в погоню, они оставили городские ворота открытыми.
18 Тогда ГОСПОДЬ сказал Иисусу: «Подними копье,6 что ты держишь в руке, и укажи им на Ай, ибо Я отдаю этот город в твои руки». Иисус указал копьем, что было в его руке, на город,
19 и, как только он это сделал, находившиеся в засаде тотчас поднялись из своего укрытия и ринулись вперед. Они ворвались в город, захватили его и немедля подожгли.
20 Оглянулись воины7 Ая и видят: дым над городом поднимается до небес. И не знали они, куда им бежать: вперед или назад. А израильтяне, что отступали к пустыне, вдруг повернули против своих преследователей.
21 Когда Иисус и израильтяне увидели, что город уже захвачен воинами, устроившими засаду, что над ним уже поднимается дым, они повернули обратно и напали на защитников Ая.
22 С другой стороны на них устремились те, кто был в городе, так что жители Ая оказались в окружении — между двумя войсками израильскими. Израильтяне перебили всех — ни один не уцелел и не убежал.
23 А царя Ая взяли в плен живым и привели к Иисусу.
24 Когда же израильтяне8 уничтожили на поле битвы, в пустыне, всё войско Ая, которое преследовало их, поразили острием меча всех до единого, тогда возвратились израильтяне в Ай и истребили мечом остававшихся в нем.
25 В тот день было убито двенадцать тысяч человек — жителей Ая, и мужчин, и женщин.
26 Иисус не опускал руки своей, в которой держал копье, пока не были полностью уничтожены все жители Ая.9
27 Лишь скот и всё ценное, что было захвачено в городе, забрали себе израильтяне, по слову ГОСПОДА, как Он повелел Иисусу.
28 Иисус сжег Ай, навеки превратив его в развалины. Они там и поныне.
29 А царя Ая он повесил на дереве,10 и тот висел до вечера. На закате, по приказу Иисуса, сняли мертвое тело с дерева,11 и бросили перед городскими воротами, и набросали над телом огромную груду камней. Она там и поныне.
30 После этого построил Иисус жертвенник ГОСПОДУ, Богу Израиля, на горе Гевал,12
31 как заповедал израильтянам Моисей, слуга ГОСПОДЕНЬ, как записано в книге Закона Моисеева:13 жертвенник был сложен из цельных14 камней, которых не касалось никакое железное орудие. Израильтяне принесли на нем всесожжения ГОСПОДУ и жертвы благодарственные.
32 Иисус написал на тех камнях слова Закона Моисеева в присутствии всех израильтян.
33 А все израильтяне вместе со своими старейшинами, распорядителями и судьями стояли по обе стороны ковчега, перед священниками, потомками Левия, которые носят ковчег Завета ГОСПОДНЯ. Были там и исконные израильтяне, и переселенцы: одна половина стояла у горы Геризим, а другая — у горы Гевал. Именно так повелел Моисей, слуга ГОСПОДЕНЬ, благословлять народ Израиля.
34 Потом Иисус прочитал вслух все слова Закона, включая благословения и проклятия, записанные в этой книге.15
35 Не было упущено ни слова: всё, что заповедал Моисей, было прочитано Иисусом перед собравшимися израильтянами, в числе которых были и женщины, и дети, и переселенцы, что жили среди них.
Новой Женевской Библии
8:1 не бойся и не ужасайся. Ср. 7:5. Призыв сохранять веру (1:6, 9 и ком.), основанную на обетованиях Божиих, является характерным примером милости Господа (ср. Быт 15:1). Он служит подтверждением того, что гнев Господень на Израиль прошел.
к Гаю. См. 7:2 и ком.
предаю. Букв.: «дал». Обетование из 1:2−3 применено к Гаю.
8:2 что сделал ты с Иерихоном. См. ком. к 6:16; 6:20.
только. Предав Иерихон «под заклятие», Господь сделал исключение для Раав и ее близких (6:16). Теперь же Он Своей суверенной волей делает новое исключение, отдав добычу израильским воинам.
8:3 тридцать тысяч. См. ком. к 4:13.
8:5 как и прежде. См. 7:5.
8:12 пяти тысяч. Вероятно, существовало два разных отряда — численностью в пять тысяч и тридцать тысяч человек (ст. 3), — каждому из которых было назначено свое место для засады.
8:14 равниною. Долина реки Иордан.
8:15 к пустыне. Имеется в виду невозделанная земля к востоку от Гая, а не пустыня за долиной Иордана (ст. 24).
8:17 Вефиле. См. 12:9, 16.
8:18 копье. Ср. Исх 14:16; Исх 17:9.
8:26 предал заклятию. См. 6:16−17 и ком.
8:28−29 до сего дня. См. ком. к 4:9.
8:29 повесил на дереве. Эта казнь знаменовала Божие проклятие (Втор 21:22−23; Гал 3:13).
8:30−35 Первый этап завоевания Ханаана (6:1 — 8:35) завершился собранием народа у горы Гевал и горы Гаризим, и Иисус Навин прочитал «все слова закона, благословение и проклятие» (ст. 34). Теперь завет становится основой всей жизни Израиля (ст. 33), осененной словом Божиим (ст. 34).
8:30 жертвенник. Если жертвенник, воздвигнутый Авраамом, символизировал надежду обрести землю обетованную (Быт 12:7), то жертвенник Иисуса Навина олицетворял исполнение этого обетования.
на горе Гевал. Гора к северу от Сихема, где Авраам получил обетование («потомству твоему отдам Я землю сию», Быт 12:7) и где построил жертвенник Господу.
8:31 заповедал. См. Втор 27:5−6.
Моисей, раб Господень. См. ком. к 1:1.
в книге закона Моисеева. См. ком. к 1:8; Втор 27:5 (ср. Исх 20:25).
камней цельных. Такие камни означали, что жертвенник принадлежит Господу (Исх 20:25).
всесожжение. См. Лев, гл. 1.
жертвы мирные. См. Лев, гл. 3.
8:32 на камнях. Это могли быть камни жертвенника (см. Втор 27:1−8).
с закона Моисеева ... пред сынами Израилевыми. Т.е. для всеобщего прочтения (см. 1:8 и ком.).
8:33 Весь Израиль. Весь народ, включая также «пришельцев», подобно Раав (6:24).
ковчег завета. См. 3:3; 4:16; 7:6 и ком. В центре собрания Израиля находится символ завета с Богом, благодаря которому они являются народом Божиим и в соответствии с которым получили землю.
благословлять народ Израилев. Хотя прозвучат и благословения, и проклятия (ст. 34), благословение, а не проклятие является целью промысла Божия (ср. Быт 12:1−3, где в понятие благословения входят все блага, которые Бог обещал Аврааму; см. 14:13; 22:6).
8:34 благословение и проклятие. Обетования Божии уже стали сбываться: в гл. 6 и 8:1−29 говорится о завоевании Ханаана, а в гл. 7 — об осуждении впавшего в грех Израиля (см. Втор, гл. 27; 28).
8:35 всем собранием Израиля. Т.е. перед всем израильским народом.