Библия » Сравнение переводов

Иисус Навин 8 глава

Книга Иисуса Навина

Под редакцией Кулаковых

1 И сказал ГОСПОДЬ Иисусу: «Не бойся и не малодушествуй! Поднимай все войско и отправляйся вместе с ним в поход на Ай. Знай, Я отдаю в твои руки и царя Ая, и его народ, город его и страну.
2 Поступите с Аем и царем его так же, как вы поступили с Иерихоном и его царем. Лишь скот и всё ценное1 можете взять себе. Устройте засаду за городом».
3 Поднял Иисус всё войско для похода на Ай. Отобрал он тридцать тысяч храбрых воинов и отправил их ночью
4 с таким приказом: «Устройте засаду с противоположной стороны от главных ворот, 2 за Аем. Не уходите слишком далеко от города, и пусть каждый из вас будет наготове.
5 А я со всеми остальными воинами подойду к городу, и когда жители Ая3 выйдут против нас, мы обратимся в бегство, как в прошлый раз.
6 Они будут преследовать нас, тешась мыслью, что израильтяне снова бегут от них, как в прошлый раз. Мы же будем отступать до тех пор, пока не выманим их из города. И когда мы побежим от них,
7 выйдите из засады и захватите город. ГОСПОДЬ, Бог ваш, отдаст его в ваши руки.
8 Как только овладеете городом, подожгите его, как сказал ГОСПОДЬ. Вот мой вам наказ».
9 Посланные Иисусом воины отправились и устроили засаду, расположившись между Бет-Элем и Аем, к западу от Ая. Иисус же оставался ночью в лагере среди воинов.
10 На рассвете Иисус собрал войско и повел его к Аю; сам он и старейшины Израиля шли во главе войска.
11 Когда воины под предводительством Иисуса подошли к Аю, они расположились перед городом и разбили стан на северной стороне Ая, так что между станом и Аем был овраг.
12 Иисус выбрал около пяти тысяч человек и устроил еще одну засаду между Бет-Элем и Аем, на той же западной стороне города.
13 Расположились израильтяне так, что главные их силы находились с северной стороны города, а тот отдельный отряд4 – с западной стороны. Иисус же ночью остановился в долине.
14 Царь Ая увидел израильтян и рано утром спешно вывел войско свое – жителей Ая, чтобы сразиться с Израилем в назначенном месте близ Иорданской долины.5 Но не подозревал царь, что по другую сторону города устроена засада.
15 Иисус и израильтяне, словно не выдерживая натиска, побежали в сторону пустыни.
16 Видя это, все, кто еще оставался в городе, присоединились к погоне и, преследуя Иисуса, отдалились от города.
17 И в Ае, и в Бет-Эле не осталось никого, кто не погнался бы за израильтянами. Устремившись в погоню, они оставили городские ворота открытыми.
18 Тогда ГОСПОДЬ сказал Иисусу: «Подними копье,6 что ты держишь в руке, и укажи им на Ай, ибо Я отдаю этот город в твои руки». Иисус указал копьем, что было в его руке, на город,
19 и, как только он это сделал, находившиеся в засаде тотчас поднялись из своего укрытия и ринулись вперед. Они ворвались в город, захватили его и немедля подожгли.
20 Оглянулись воины7 Ая и видят: дым над городом поднимается до небес. И не знали они, куда им бежать: вперед или назад. А израильтяне, что отступали к пустыне, вдруг повернули против своих преследователей.
21 Когда Иисус и израильтяне увидели, что город уже захвачен воинами, устроившими засаду, что над ним уже поднимается дым, они повернули обратно и напали на защитников Ая.
22 С другой стороны на них устремились те, кто был в городе, так что жители Ая оказались в окружении – между двумя войсками израильскими. Израильтяне перебили всех – ни один не уцелел и не убежал.
23 А царя Ая взяли в плен живым и привели к Иисусу.
24 Когда же израильтяне8 уничтожили на поле битвы, в пустыне, всё войско Ая, которое преследовало их, поразили острием меча всех до единого, тогда возвратились израильтяне в Ай и истребили мечом остававшихся в нем.
25 В тот день было убито двенадцать тысяч человек – жителей Ая, и мужчин, и женщин.
26 Иисус не опускал руки своей, в которой держал копье, пока не были полностью уничтожены все жители Ая.9
27 Лишь скот и всё ценное, что было захвачено в городе, забрали себе израильтяне, по слову ГОСПОДА, как Он повелел Иисусу.
28 Иисус сжег Ай, навеки превратив его в развалины. Они там и поныне.
29 А царя Ая он повесил на дереве,10 и тот висел до вечера. На закате, по приказу Иисуса, сняли мертвое тело с дерева,11 и бросили перед городскими воротами, и набросали над телом огромную груду камней. Она там и поныне.
30 После этого построил Иисус жертвенник ГОСПОДУ, Богу Израиля, на горе Гевал,12
31 как заповедал израильтянам Моисей, слуга ГОСПОДЕНЬ, как записано в книге Закона Моисеева:13 жертвенник был сложен из цельных14 камней, которых не касалось никакое железное орудие. Израильтяне принесли на нем всесожжения ГОСПОДУ и жертвы благодарственные.
32 Иисус написал на тех камнях слова Закона Моисеева в присутствии всех израильтян.
33 А все израильтяне вместе со своими старейшинами, распорядителями и судьями стояли по обе стороны ковчега, перед священниками, потомками Левия, которые носят ковчег Завета ГОСПОДНЯ. Были там и исконные израильтяне, и переселенцы: одна половина стояла у горы Геризим, а другая – у горы Гевал. Именно так повелел Моисей, слуга ГОСПОДЕНЬ, благословлять народ Израиля.
34 Потом Иисус прочитал вслух все слова Закона, включая благословения и проклятия, записанные в этой книге.15
35 Не было упущено ни слова: всё, что заповедал Моисей, было прочитано Иисусом перед собравшимися израильтянами, в числе которых были и женщины, и дети, и переселенцы, что жили среди них.

Новой Женевской Библии

8:1 не бойся и не ужасайся. Ср. 7,5. Призыв сохранять веру (1,6,9 и ком.), основанную на обетованиях Божиих, является характерным примером милости Господа (ср. Быт. 15,1). Он служит подтверждением того, что гнев Господень на Израиль прошел.

к Гаю. См. 7,2 и ком.

предаю. Букв.: "дал". Обетование из 1,2.3 применено к Гаю.

8:2 что сделал ты с Иерихоном. См. ком. к 6,16; 6,20.

только. Предав Иерихон "под заклятие", Господь сделал исключение для Раав и ее близких (6,16). Теперь же Он Своей суверенной волей делает новое исключение, отдав добычу израильским воинам.

8:3 тридцать тысяч. См. ком. к 4,13.

8:5 как и прежде. См. 7,5.

8:12 пяти тысяч. Вероятно, существовало два разных отряда – численностью в пять тысяч и тридцать тысяч человек (ст. 3), – каждому из которых было назначено свое место для засады.

8:14 равниною. Долина реки Иордан.

8:15 к пустыне. Имеется в виду невозделанная земля к востоку от Гая, а не пустыня за долиной Иордана (ст. 24).

8:17 Вефиле. См. 12,9.16.

8:18 копье. Ср. Исх. 14,16; 17,9.

8:26 предал заклятию. См. 6,16.17 и ком.

8:28-29 до сего дня. См. ком. к 4,9.

8:29 повесил на дереве. Эта казнь знаменовала Божие проклятие (Втор. 21,22.23; Гал. 3,13).

8:30-35 Первый этап завоевания Ханаана (6,1 – 8,35) завершился собранием народа у горы Гевал и горы Гаризим, и Иисус Навин прочитал "все слова закона, благословение и проклятие" (ст. 34). Теперь завет становится основой всей жизни Израиля (ст. 33), осененной словом Божиим (ст. 34).

8:30 жертвенник. Если жертвенник, воздвигнутый Авраамом, символизировал надежду обрести землю обетованную (Быт. 12,7), то жертвенник Иисуса Навина олицетворял исполнение этого обетования.

на горе Гевал. Гора к северу от Сихема, где Авраам получил обетование ("потомству твоему отдам Я землю сию", Быт. 12,7) и где построил жертвенник Господу.

8:31 заповедал. См. Втор. 27,5.6.

Моисей, раб Господень. См. ком. к 1,1.

в книге закона Моисеева. См. ком. к 1,8; Втор. 27,5 (ср. Исх. 20,25).

камней цельных. Такие камни означали, что жертвенник принадлежит Господу (Исх. 20,25).

всесожжение. См. Лев., гл. 1.

жертвы мирные. См. Лев., гл. 3.

8:32 на камнях. Это могли быть камни жертвенника (см. Втор. 27,1-8).

с закона Моисеева ... пред сынами Израилевыми. Т.е. для всеобщего прочтения (см. 1,8 и ком.).

8:33 Весь Израиль. Весь народ, включая также "пришельцев", подобно Раав (6,24).

ковчег завета. См. 3,3; 4,16; 7,6 и ком. В центре собрания Израиля находится символ завета с Богом, благодаря которому они являются народом Божиим и в соответствии с которым получили землю.

благословлять народ Израилев. Хотя прозвучат и благословения, и проклятия (ст. 34), благословение, а не проклятие является целью промысла Божия (ср. Быт. 12,1-3, где в понятие благословения входят все блага, которые Бог обещал Аврааму; см. 14,13; 22,6).

8:34 благословение и проклятие. Обетования Божий уже стали сбываться: в гл. 6 и 8,1-29 говорится о завоевании Ханаана, а в гл. 7 – об осуждении впавшего в грех Израиля (см. Втор., гл. 27; 28).

8:35 всем собранием Израиля. Т.е. перед всем израильским народом.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.