2 хр. в Фессалонике 2 глава

Второе послание апостола Павла христианам в Фессалонике
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 О самом же пришествии Господа нашего Иисуса Христа, о времени, когда мы будем собраны для встречи с Ним, вот что скажем вам,1 братья:
2 не дайте сбить себя с толку иль запугать ложным пророчеством2 каким или суждением, а то и вроде бы нашим письмом с известием, что настал уже День Господень.3
3 Да не введет никто и никак вас в заблуждение. Прежде ведь свершится страшное отступничество и явится4 нечестие в облике человеческом,5 сын погибели,
4 противящийся Богу и надменно возносящийся над всем,6 что зовется божеством или святыней.7 Он и в Божием храме воссядет,8 и себя за Бога выдаст.
5 Я уже говорил вам об этом, когда был у вас. Разве вы не помните?
6 И вы знаете также, что мешает ему явить себя еще до того, как придет его время.9
7 Правда, сила беззакония уже действует, хотя и скрытно пока. Окажись лишь удаленным с пути ее тот, кто сдерживает ее теперь,10
8 сразу станет явным нечестивец11 этот. Господь наш [Иисус] сразит его дыханием уст Своих и самим сиянием Своим уничтожит его в день пришествия Своего.12
9 А приход13 этого нечестивца — в полном согласии со всем, что делает сатана,14проявится во всяких страшной силы делах, в знамениях и чудесах ложных,
10 и во всякого рода нечестии, обольстительном15 для погибающих. Гибнут же они потому, что не возлюбили истину,16 которая только и могла их спасти.
11 Поэтому Бог и отдает их во власть заблуждения, и они верят лжи.
12 Кончается это тем, что осуждены будут все,17 кто, возлюбив нечестие, не поверил истине.
13 А за вас, возлюбленные Господом братья, мы должны бесконечно благодарить Бога, ибо Он избрал вас как первые плоды,18 чтобы спасены вы были через освящающее действие Духа и вашу веру в истину.
14 Он призвал вас к тому Своею Вестью Благою, которую мы принесли вам, дабы стали вы сопричастны славе19 Господа нашего Иисуса Христа!
15 Стойте же, братья, твердо и держитесь тех истин, которые мы преподали20 вам и устно21 ( при встречах ), и в письме нашем!
16 Господь наш Иисус Христос и Бог, Отец наш, возлюбивший нас и давший нам по благодати Своей вечное утешение и благую надежду,
17 да утешат22 они ваши сердца и поддержат вас во всяком добром слове и деле!

Новой Женевской Библии

2:1 о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему. Это и есть «восхищение» святых, о котором говорилось в 1Фес 4:17. Павел как будто отождествляет время пришествия Христа и восхищения святых с «днем Господним» (1Фес 2:19; ср. 1Кор 1:7−8; 2Кор 1:14; Флп 2:16), где собрание всех верующих перед Господом имеет место «в пришествие Его» и «в день Господа нашего Иисуса». Поскольку прежде чем настанет день Господень, должно прийти «отступление» и открыться «человек греха» (ст. 3), оба признака также должны проявиться прежде восхищения святых. Если лжеучители говорили, что день Господень уже наступает (ст. 2) и, таким образом, предрекали восхищение в любой момент, их неправду можно было доказать отсутствием указанных предзнаменований.

2:2 ни от послания. На основании этих слов нельзя утверждать, что поддельное письмо, носившее подпись Павла, действительно существовало; видно только, что Павел учитывает такую возможность. До Павла могло дойти, что это новое учение распространялось, прикрываясь его именем. Указание Павла подтверждает, что никаким наставлениям — даже будто бы исходящим от него — не следует внимать, если они утверждают, что день Господень уже настал (ср. Гал 1:8).

2:3 отступление. Это может относиться к массовому отпадению от Церкви (1Тим 4:1; 2Тим 3:1−9; Иуд 1:17−19), к отступничеству иудейского народа или к возмущению против Бога и Его порядка во Вселенной.

человек греха. Индивидуальное воплощение зла. Чудовищные преступления этого человека, по данному здесь Павлом описанию, будут относиться, главным образом, к духовной сфере (ср. 1Ин 2:22). Он обманом увлечет тех, кто уже настроен против истинного Бога (ст. 10), и, в конечном итоге, совершит ужасающее кощунство, навязав человечеству себя как объект поклонения (ст. 4). Он придет силой сатаны и совершит ложные чудеса. Павел изображает этого самозванца полной противоположностью Христу — Антихристом, хотя и не употребляет здесь это именование. Антихрист уже обречен и будет уничтожен пришествием Христа.

2:4 превозносящийся выше всего, называемого Богом. Это описание человека греха повторяет описание Даниилом «небольшого рога» (Дан 7:8, 20, 25; Дан 8:9−12; ср. Дан 11:31, 36) и предваряет Иоанново изображение зверя из моря (Откр 13:1−8).

в храме Божием сядет он. Из этих слов некоторые толкователи сделали вывод, что иерусалимский храм, еще существовавший в момент, когда Павел писал послание, но разрушенный в 70 г. по Р.Х., должен быть воздвигнут вновь, чтобы послужить человеку греха. Другие понимали слово «храм» в ином, новозаветном, значении: Церковь (Еф 2:19−22; 1Пет 2:5). Возможно, однако, что это просто гипербола. Так же, как другой прототип греха, царь вавилонский (Ис 14:13−14), стремился поставить свой престол на небесах (ср. Иез 28:2 о царе тирском), так и этот человек греха будет мнить, что завладел небесным святилищем Божиим (Откр 13:6).

2:6 Фессалоникийские христиане знали, что именно «не допускает» человеку греха открыться (или «удерживает», ст. 6−7; ср. Откр 20:1−3), но для позднейших читателей это уже не ясно. Толкователи высказывали множество различных определений. Эта сдерживающая сила видится Павлу безличной в ст. 6 (нечто «удерживающее» или «что не допускает») и личной в ст. 7 («удерживающий»). Такое различие заставило некоторых думать, что имеется в виду институт, который может быть представлен одним человеком, как, например, римское государство и его император, иудейское государство и его первосвященник или другой его представитель, или же всемирная проповедь Евангелия и ее главный деятель — Павел. При любом толковании, однако, за тем, что удерживает человека греха, очевидна Божественная воля.

2:7 уже в действии. Хотя человек греха еще не явился, Павел не хочет, чтобы фессалоникийцы проявили беспечность, ибо та же сатанинская сила, которая в конечном итоге породит антихриста, уже действовала в дни Павла (1Ин 2:18); действует она и в наше время. В том, что она и ныне удерживаема, — явный знак для Церкви продолжать свою миссию.

2:8 духом уст Своих. Образ взят из Ис 11:4. Он вновь возникает в Откр 19:15, 21.

2:9 Пришествию Христа будет предшествовать пришествие беззаконника.

2:13−14 Эти два стиха наполнены богатым богословским содержанием. Главные элементы библейского учения о спасении — избрание, призвание, вера, освящение и прославление — представлены здесь во взаимосвязи. Явственно выступает гармоничность действий всех трех Лиц Святой Троицы: Бог Отец избирает и призывает, Бог Сын совершает благовестие Евангелия и разделяет Свою славу со Своим народом, Бог Дух Святой подает Свою освящающую благодать (1Пет 1:2).

2:13 Мы же. Этими словами Павел начинает успокаивать своих читателей: они в корне отличаются от тех, о ком он только что упоминал (ст. 11−12), кто, отказавшись возлюбить истину, станет добычей заблуждения.

Бог... избрал вас. См. ком. к 1Фес 1:4. От начала (см. Еф 1:4) Бог избрал их не вследствие того, что они были освящены и поверили истине; избрание совершилось именно через освящение и веру истине. Согласно Павлу, избранные после своего обращения живут уже как неверующие.

2:14 призвал вас. См. 1:5, 11; 1Фес 2:12; 1Тим 6:12.

благовествованием нашим. Бог призывает грешников к славе, используя для этого благовестие о Сыне Своем (Рим 1:3).

для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. Павел говорит о спасении, к которому Бог призвал нас (Рим 8:30; 1Фес 2:12; 1Пет 5:10).

2:15 держите предания. Т.е. благовестия. Само слово указывает, что Павел и устно, и в своих посланиях передает авторитетное наставление в вопросах вероучения и повседневной жизни (Рим 6:17; 1Кор 11:2, 23; 1Кор 15:3; 2Тим 1:13). посланием. Вероятно, имеется в виду Первое послание к Фессалоникийцам.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: просим вас.
2  [2] — Букв.: духом.
2  [3] — В некот. рукописях: День Христов.
3  [4] — Или: откроется.
3  [5] — Или: противник Закона; букв.: человек беззакония (в некот. рукописях: греха).
4  [6] — Или: против всего.
4  [7] — Или: предметом поклонения.
4  [8] — В некот. рукописях: воссядет как Бог.
6  [9] — Букв.: вы знаете то, что теперь удерживает (его), чтобы открыться ему (или: быть раскрытым) в свое время.
7  [10] — Букв.: ибо тайна беззакония уже в действии, только есть теперь удерживающий, доколе он не будет взят из среды.
8  [11] — Букв.: беззаконник.
8  [12] — Букв.: и уничтожит/упразднит явлением пришествия Своего.
9  [13] — Букв.: пришествие.
9  [14] — Букв.: в согласии с деятельностью/методами действий сатаны.
10  [15] — Букв.: неправедном обольщении.
10  [16] — Букв.: от того, что не приняли любви к истине.
12  [17] — Друг. возм. пер.: так что осуждены могут быть все.
13  [18] — В некот. рукописях: ибо еще от начала мира избрал Он вас.
14  [19] — Букв.: через Благую Весть нашу к получению славы.
15  [20] — Букв.: преданий, которым были научены.
15  [21] — Букв .: через слово.
17  [22] — Или: ободрят.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.